Авто

«Если меня сдадут, я спасибо скажу!»

tjurkin@stolica-s.su

Самый известный автомобильный активист Мордовии — ​«Столице С»

Он делает новости, как сказали бы на ТВ. Саранский автомобилист Игорь Бобров является, пожалуй, самым активным общественным деятелем в сфере транспорта в регионе. Меняет организацию дорожного движения, заставляет активнее работать сотрудников ГИБДД, разъясняет нюансы ПДД, борется с нарушителями и рассказывает обо всем этом в блогах. За год благодаря его заявлениям было привлечено к ответственности более 200 нарушителей! Но зачастую он сам не блещет соблюдением Правил и его действия вызывают негодование людей. О гражданской позиции в России с ним поговорил Денис Тюркин.

Гаишники

Игорь Бобров

«С»: Тебя вряд ли можно было назвать законопослушным автомобилистом. Что побудило лезть в автомобильное право?

Долгое время по делам бизнеса я отправлялся в Москву в качестве экспедитора. А тут стал ездить на своей машине. Изрядно помучившись с беспределом рязанских и московских гаишников, более вдумчиво стал изучать ПДД. Вскоре смог вести с ними диалог на равных в рамках правового поля. Не раз помогал на трассе водителям, которых хотели подвести под более злостное нарушение, чем они совершили, а зачастую просто развести на деньги на ровном месте. С мордовскими гаишниками практически не сталкивался, кроме как в рамках их профилактических мероприятий. Поначалу удивлялся их банальным ошибкам, пытался делать им замечания и сталкивался с откровенным непониманием, игнорированием и даже с грубостью. Диалог получался довольно редко, обычно говорили, чтоб не мешал им работать, забывая, что они находятся на службе. Очень часто сотрудники ДПС преступают федеральный закон о полиции, не представляются должным образом, не принимают обращения, не видят серьёзных нарушений ПДД участниками дорожного движения и, даже когда я указываю на них, делают всё возможное, чтоб спустить это на тормозах. Бывало, приходилось включать видеофиксацию диалогов с инспекторами и не раз вызывать ответственного, который ставил всё на свои места, делал замечания подчинённым, зачастую на повышенных тонах. Много таких было! Но за последние, наверное, года полтора не встречал ни одного запущенного случая. Дураков что ли сократили? Сейчас с ними приятно поговорить.

«С»: Есть такой тип блогеров, которые специально начинают бузотерить с гаишниками, твердят, как мантру, про причину остановки… Ты к таким не относишься?

— Ну иногда можно и причину остановки спросить, почему нет? Гаишники ведь должны четко все разъяснить. Вообще не понимаю, что им — ​сложно? Остановил, представься нормально, объясни, зачем остановил. Говори по-доброму! Я вот с ними по-доброму стараюсь разговаривать, хотя, конечно, иногда хочется докопаться. Но если меня понимают и идут навстречу, даже видео не выкладываю. Да меня многие сотрудники уже в лицо узнают. А дежурные в ГИБДД — ​по голосу или по номеру, поэтому когда им звоню, сразу отвечают: «Здравствуйте, Игорь Вячеславович! Что у вас на этот раз?» (смеется — ​«С») В долгу не остаюсь: помимо жалоб и прочих заявлений регулярно отправляю в ГИБДД благодарности на конкретных сотрудников. Если страж дорог не просто сухо отреагировал на мое обращение, а был вежлив и внимателен, то как его не поблагодарить за хорошую службу?!

Нарушители

«С»: Ты одним из первых в регионе стал жаловаться на нарушителей в ГИБДД. Это называется «активная гражданская позиция». Но в нашей стране отношение к такому неоднозначное. И слово применяют оскорбительное. Не обижаешься?

— Начну издалека. Есть в Саранске такая улица — Титова. Хорошо помню, что совсем недавно там водители разгонялись так, что на перекрестке с Коммунистической «летели» под сотню и больше. Сейчас поголовно — ​не больше 80. Почему? Неотвратимость наказания. Как только установили камеры, они всех уравняли. И люди знают, что нарушишь — ​придет штраф. Хотя, казалось бы, ну что такое для кошелька 500 руб­лей, если ты торопишься? Но нет, все боятся камер. Так должно быть везде, а не только в тех местах, где стоят стационарные камеры. Каждый должен помнить, что развернись он в неположенном месте, пересеки сплошную, припаркуйся там, где запрещено, — ​и тебя сфотографирует любой гражданин. Тогда будет порядок. Обращаюсь ко всем водителям: ваше бездействие и равнодушие к нарушителям увеличивает их количество. А до оскорблений мне безразлично. Знаешь, сколько я наслышался, например, летом 2013-го, когда перекрыл улицу Пролетарскую, ничего не нарушая?! (Смеется — ​«С»)

«С»: Как давно ты начал отправлять в ГИБДД заявления?

— Пожалуй, года два назад. Поначалу немного заявлений было. А вот за прошлый год сотни две наберется.

«С»: 200 штук?! Ты отлично пополняешь бюджет! Как думаешь, есть ли результат? Улучшения на дорогах?

— Сложно сказать. Повторюсь: важна неотвратимость наказания. Не думайте, если вокруг никого нет, вашу наглость не заметят. Вдруг кто-то снимет видео? Прохожий, например. (Улыбается — ​«С») Лучше из­учить ПДД, чем потом платить штраф. И да если напакостил, будь добр ответить за это. Но я нормально отношусь к тем, кто признает свои ошибки. Бывает, увидишь какой-нибудь выкрутас, остановишься поговорить с человеком, а он говорит: «Слушай, извини, не заметил, ошибся!» И я его пойму и приму извинения. И не буду отправлять видео в ГИБДД. Кстати, в последнее время раздражают те, кто, останавливаясь в неположенном месте, включает аварийку. Почему-то думают, что аварийка позволяет нарушать.

«С»: Последователи у тебя в этом деле есть?

— Есть, но немного. Когда кого-нибудь подрежут, прижмут, тогда спрашивают: «Игорь, а куда жаловаться?» Наверное, это не совсем правильно. Не должна личная обида превалировать. Считаю, что все должны быть равны. Сосед, не сосед… Есть у меня знакомый, родился на Украине, но несколько лет назад переехал в Германию. Вот он рассказывал про то, как соседи реагируют на нарушения. Он первое время вел себя по привычке: то бычок выбросит на землю, то еще что… А тут штрафы пошли. Он пошел в полицию узнать подробнее. Ему показывают фото, как он окурок бросает. И его ребенок мусорит. По ракурсу он, конечно, понял, кто фотографировал. Дом-то небольшой, трехэтажный, в три подъезда… Первые два года негодовал. Но вскоре его приучили к порядку. Более того теперь сам встроился в систему и негодует по поводу нарушителей. (Смеется — ​«С») Говорит, что возмущается поведением мигрантов. Как те мусорят из окон авто. Однажды ехал по автобану, увидел это и позвонил в полицию. Откуда ни возьмись патрульное авто. Остановили того нарушителя, наказали. Только по звонку настолько там сильно доверие к гражданину. И гражданина к полиции. Нам бы это тоже не помешало.

«С»: У тебя самого штрафы-то есть?

— Есть, как без них. За превышение скорости. Вместо 40 ехал 60. Однажды хотели за то, что ехал непристегнутый, наказать…

«С»: Что ж ты не пристегиваешься? Непорядок!

— Да я только с парковки выехал и торопился. Гаишники увидели, остановили. Пока ко мне подходили, я накинул ремень. «Признайся, — ​говорят, — ​не пристегнутый был?» Я признался, меня и простили. Пару раз штрафовали за невключенный ближний в сумерки.

«С»: Ты сам не обидишься, если твое нарушение кто-нибудь зафиксирует и отправит заявление в ГИБДД? Или сдаст, как говорят одни товарищи…

— Я спасибо скажу. Помню, когда начал на «Драйве2» чужие нарушения выкладывать, мне все время писали: мол, погоди, и тебя тоже снимем! Да я не против. Были даже такие, кто катался за мной пытаясь заснять нарушения с моей стороны, но не судьба… Говорю же: должна быть неотвратимость наказания.

Как ездить по правилам

«С»: Ты грамотно поддержал начатую, если не ошибаюсь, пользователем Дамиром тему правильного проезда кольцевых развязок. Многие же не знают, что выезжать с кольца нужно только с внешней полосы. Кстати, я не помню, как ездил раньше, но увидев, очередной пост на «Драйве2 Мордовии», стал действовать только так. Ты вот часто выкладываешь видео-демонстрации своих маневров на кольце…

— Знаешь, сколько раз меня «подбивали» на кольцах? Если не ошибаюсь, шесть! Неграмотные водители, незнающие, как правильно проезжать такие участки. Хорошо, что каждый раз для моей машины все обходилось благополучно: то в колесо ударят без последствий для меня, то поворотник разобьют. Возмещение всегда больше стоимости запчасти. А у машины нарушителя всегда серьезные повреждения. (Улыбается — ​«С»)

«С»: Здесь на твоей стороне ПДД. Но не всегда твои маневры столь «чисты». Помню, как много шума было после показательного проезда по тротуару возле собора им. Ушакова.

— А зачем там бордюры занижены? Зачем временная разметка нанесена? До сих пор, кстати! Чем этот участок отличается от площади перед развлекательным комплексом «Белый медведь», где все спокойно паркуются? Да ничем. И там, и там ходят мамы с колясками и другие пешеходы.

«С»: На мой взгляд, ситуация у собора им. Ушакова — ​пример нерешительности коммунальщиков. Ну если там пеше­ходная зона, так зачем, действительно, занижать бордюр, провоцируя таких, как Бобров?! Так вот, по-хорошему там нужно исключить физическую возможность проезда. Но ладно. Другой твой маневр. Помню, как ты проезжал по Советской площади.

— Было дело. Когда стояли знаки «Движение запрещено».

«С»: А ты там работал или жил?

— Нет, но перевозил инвалида II группы, а действия такого знака в этих случаях на меня не распространяется. Так-то. И документы с собой были. После моих показательных выступлений там повесили знаки «Въезд запрещен». Просто я люблю пользоваться лазейками. А однажды мы с друзьями хотели организовать игру в волейбол на проезжей части на Коммунистической. Там, где «Гранд». Я ультиматум такой поставил администрации и гаишникам. Просто на тротуаре у «Гранда», чтобы не парковались, повесили знак «Пешеходная зона». Первый на тот момент в Саранске. Но сделали это криво: знак был обращен к водителям, едущим по Коммунистической в направлении проспекта. То есть он говорил, что пешеходная зона на Коммунистической! Вот я и пригрозил чиновникам, что мы начнем там игру в волейбол. Устроим коллапс. Знак перевесили как нужно. Следует подходить творчески! (Смеется — ​«С»)

Самые известные акции Игоря Боброва

Фото: yaplakal.com
Июнь 2013 года. Создал пробку длиной несколько сотен метров. Пожалуй, самая громкая акция (прогремела в интернет-сообществах на всю страну) прошла на улице Пролетарской в Саранске. На участке возле историко-социологического института был установлен знак «Остановка запрещена», но многие водители просто игнорировали его. Игорь Бобров, чтобы обратить внимание на проблему, встал на своем микроавтобусе «Фольксваген-Каравелла» в левом ряду односторонней улицы. Тем самым он не нарушил ПДД (установленный знак действует только на правую сторону проезжей части), но перекрыл проезд другим участникам движения. «Я собрал пробку машин на 200, до перекрестка с Коммунистической, — ​поделился затем впечатлениями на форуме Игорь. — ​Простоял около 40 минут, наслушался и узнал про себя очень много нового (про умственное развитие, сексуальную ориентацию и прочие недостатки, которые можно повесить ярлыком на простого смертного)…» Через некоторое время на заблокированную улицу приехали сотрудники ГАИ. Игорь указал им на толпу нарушителей, припарковавшихся под знаком. В ответ услышал: «Каждого не оштрафуешь». В итоге активист и стражи дорог договорились о том, что через неделю пресловутый знак будет демонтирован. По прошествии указанного срока ничего не изменилось. «Глупый» знак остался на месте, а водители продолжали нарушать. Игорь повторил свою акцию, назвав ее «войной с ветряными мельницами». Тогда «парковочный запрет» сняли, убрав знаки. «С бестолковыми и непонятно установленными знаками бороться можно и нужно! — ​сделал вывод Игорь. — ​Так мы заставляем задумываться над ПДД участников движения и не даем спать инспекторам. Ведь в первую очередь гаишники штрафуют только там, где дали команду «фас» либо время от времени проводят рейды. На других участках с массовым количеством нарушений им даже лень писать протоколы: солдат спит — ​служба идет… А должно быть так: обнаружил нарушение — ​выписал протокол! Постоянно!»

© Столица С
Июнь 2013 года. «Осаживал» Белый дом. Вместе с одноклубниками отделения в Мордовии автосообщества «Драйв2» заблокировал участок проспекта Ленина перед Белым домом, где висел знак «Въезд запрещен» («кирпич»). Запрет никем не соблюдался (в том числе самими чиновниками и их водителями), и автомобили парковали за знаком. Акция «драйвовчан» вызвала большой переполох среди полицейских. На место прибыли несколько нарядов. Ситуацию разруливать приехали даже сотрудники ФСБ. В итоге власти перенесли знак «кирпич» вплотную к Советской площади, де-юре расширив место для парковки. Но глупая схема нанесения разметки с тех пор не изменилась, и, вместо того чтобы сделать там полноценную парковку со знаками, городская администрация по-прежнему требует от исполнителя «рисовать» двойную сплошную, создавая там обычную проезжую часть.

© Столица С | Денис Тюркин
Сентябрь 2013 года. На улице Пролетарской в столице создал нелегитимную и абсурдную композицию из «кирпича» и таблички «кроме работников театра». Табличку снял со знака «Въезд запрещен», установленного на площадке перед «красным театром» на Хмельницкого. Ни один регламентирующий документ не содержит в себе упоминания о работниках театров, МВД, ГАИ, прокуратур и прочих организаций, которым разрешено проезжать под подобные знаки. На это и хотел обратить внимание активист. Получилось. Табличку убрали и больше не вешали. За короткий срок активисты «Драйв2 Саранск» разными путями добились того, что власти убрали подобные несуразности от администрации города, Прокуратуры РМ и многих других госведомств.

© Столица С | Денис Тюркин
Сентябрь 2016 года. Устроил переполох на парковке на Советской площади возле Госсобрания. Перед парковкой были установлены знаки «Движение запрещено», а автомобили на площадке стояли не только в карманах разметки, но и хаотично, на проезжей части. Вызванные Бобровым сотрудники ГИБДД принялись эвакуировать припаркованную не по правилам технику. Из Госсобрания повыскакивали рассерженные дамы и господа, многие из которых на поверку не могут называться даже по-советски товарищами, настолько много они матерились и скандалили. После этой акции парковку расширили в сторону Белого дома метров на 30, повесив в конце знаки «Въезд запрещен», но знаки «Движение запрещено» так и не убрали. Поэтому де-­юре­ это парковка лишь для сотрудников Госсобрания и близлежащих госорганизаций.

Новости партнеров