Авто

«Никакой мордвинизации не будет. Пусть все остается в оригинале!»

tjurkin@stolica-s.su

© Столица С | Денис Тюркин

Житель Большеберезниковского района спас от переработки на металлолом классический советский мотоцикл

Когда за автосалоном «Шкоды» на Васенко сносили ряд гаражей, собралась толпа глазеющих мужиков. Они заинтересованно смотрели, как из одного покосившегося бокса вытаскивают идеально сохранившийся мотоцикл ИЖ «Юпитер‑3К» 1973 года выпуска в серо-голубой окраске с пробегом чуть меньше 16 тысяч км. В его люльке лежали два шлема, защитные очки, замшевые краги, документы с отметками о техосмотрах и брошюра с Правилами дорожного движения СССР от 1980 года. Единственный владелец техники умер, а его сыну оказалось неинтересно это наследство, поэтому он планировал сдать ИЖ на металлолом. Денис Тюркин — ​о том, кто помешал это сделать, и истории, пусть и не редкого, но интересного мотоцикла.

28-летнему жителю Больших Березников Алексею о мотоцикле с коляской ИЖ «Юпитер‑3К», готовящемся отправиться на свалку, сообщил товарищ. Техника продавалась по цене металлолома — ​за 4 тысячи рублей. «Пока ехал на «смотрины», думал, что меня ожидает разобранный, как это бывает, поломанный транспорт, — ​вспоминает Алексей. — ​Оказалось совсем иначе: ИЖ находился в прекрасном состоянии. Правда, когда я его увидел на спущенных колесах в гараже, сразу представил, что придется менять покрышки с камерами. Как правило, за время долгой стоянки резина проминается, образуются трещины и в шине, и в камере. Но уже дома я накачал колеса и… за полгода они не спустили!»

Помимо того, что новый владелец накачал колеса, он лишь промыл карбюратор, заменил потрескавшиеся «родные» бронепровода и «испарившийся» аккумулятор. Все, на этом оживление мотоцикла после почти 20-летней спячки закончилось. Алексей признается, что сам удивился тому, как легко завелся двигатель. «Мне нравится, как работает этот двухцилиндровый двухтактник, — ​говорит сельчанин. — ​Такое приятное бормотание. А если дашь газку, рычит. Одноцилинровые «Планеты‑5» с этим звуком не сравнятся. У них будто в пустом ведре палкой шурудишь! Но одноцилиндровый мотор проще в обслуживании и в настройке. Два цилиндра «Юпитера‑3» имеют разные катушки зажигания. Для корректной работы их нужно синхронизировать, а это бывает непросто. Вдобавок и подача топлива из карбюратора должна быть согласована. Внутри там такой… назовем его лепестком. Так вот, этот лепесток разделяет подачу бензина. Если в один цилиндр польется больше, стабильной работы не жди. Вот такие нюансы…»

Довольно элегантный ключ зажигания является универсальным: вторая его часть служит для открывания боковых отсеков для аккумулятора и инструментов. У ключа несколько положений. Утопленный до конца, он включает зажигание. Поворачивая его, можно зажигать габариты или ближний свет (владелец говорит, что для шестивольтовой системы эффективность освещения достаточная). Замок зажигания — словно малое произведение искусства, если не используется, то прикрывается сдвижной защитой. © Столица С | Денис Тюркин
© Столица С | Денис Тюркин
© Столица С | Денис Тюркин
© Столица С | Денис Тюркин
Защитой от подделки советского техпаспорта служили рисунки дорожных знаков. Эффективно и красиво© Столица С | Денис Тюркин
© Столица С | Денис Тюркин

У мотоцикла почти все «родное», и это нечастый случай для старой техники. «Рубиновый» задний фонарь не потускнел и несет еще в себе глубину цвета. Не выгорела серо-голубая краска. Хром глушителей после небольшой обработки «Цинкарем» по-прежнему отражает окружающую действительность. Здесь сыграли в плюс два фактора. Первый — ​небольшой пробег, за время которого, судя по всему, не случалось ни крупных поломок, ни аварий. Второй — ​с конца 90-х мотоцикл просто не использовался. К нему прилагалась люлька с оригинальной накидкой и защитным стеклом, два шлема (у одного сзади закреплен катафот), защитные очки, замшевые краги и документы с отметками о техосмотрах. В техническом паспорте мотоцикла значился только один владелец. Указано даже, где он куплен: в Ичалковском райпо. Видимо, в те дефицитные времена будущий мотоциклист имел связи в данном районе. Кстати, годом выпуска значится 1973-й, а дата выдачи технического паспорта за подписью тогдашнего руководителя республиканской ГАИ Николая Сидорского — ​11 января 1973. Неужели конкретный экземпляр выпустили за ворота Ижевского машиностроительного завода сразу после нового года и оперативно отправили в райпо? В техническом паспорте стоят отметки о техосмотре. Аккурат с 1973 до 1996 года. Затем, видимо, ИЖ не использовался. У него до сих пор старый советский номер (черный, с белой каймой) 65–13 МРГ.

В боковых карманах люльки (Алексей признается, что и не знал об их существовании) в папке с символикой «Олимпиады–80», которая, как известно, проводилась в Москве, лежала брошюра ПДД от 1980 года. Завернута она была в белоснежную бязь с примитивно вышитой каймой. Видимо, супруга положила любимому мужу… Кстати, на последней странице идеально сохранившейся брошюры с правилами карандашом написан рецепт приготовления садового вара: столько-то солидола, столько-то канифоли.

Бортовая система электрики рассчитана на 6 В. По мнению Алексея, это очень удобно для эксплуатации в условиях села. «При желании этот ИЖ можно завести без аккумулятора, — ​говорит он. — ​Нужно только хорошенько разбежаться и включить скорость. Генератору в таких условиях уже хватит возможности «возбудиться». Только не будут работать ни свет, ни поворотники. Еще у него, можно сказать, полуавтоматическая коробка передач, когда для переключения можно и не выжимать ручку сцепления». «Родной» аккумулятор ИЖа был щелочным, поэтому за время долгой стоянки он фактически рассыпался. Алексей купил современный гелевый.

Алексей использует мотоцикл не для повседневной езды — ​только в качестве выездного на рыбалку. Поэтому и не прицепляет люльку, которая станет ограничивать маневренность на сложных участках, например, в лесу. В планах на доработку только установка багажника (его не было в комплекте, но Алексей купил нужную деталь у знакомого) и защитных дуг безопасности. Первая «опция» расширит грузовые возможности ИЖа, вторая — ​убережет ноги от высокой травы и валяющихся сучьев.

«Я с детства люблю технику, — ​говорит Алексей. — ​Сейчас в семье еще есть мотоцикл «Минск», снегоход, лодка, катер, три автомобиля… Мне кажется, что мода на двухколесную технику потихоньку возвращается, особенно в сельской местности. Да, многие, даже мужики в возрасте, покупают скутеры и прочие китайские мопеды, но все больше таких, кто хочет восстанавливать старую технику. Сосед рассказывал, что у него в юношестве был точно такой ИЖ. Предлагал мне 10 тысяч, но я не хочу продавать. Отказался и от 20 тысяч, которые давал один паренек из Саранска. Буду ездить сам. Он нравится мне и управлением, и плавностью хода. Никакой мордвинизации не будет. Пусть все остается в оригинале!»

Новости партнеров