Авто

«По моим прикидкам, масштабы мошенничества в Мордовии такие: 1000–1500 полисов…»

tjurkin@stolica-s.su

«Столица С» узнала о первых обманутых недобросовестными продавцами ОСАГО

Саранскому автомобилисту, попавшему в небольшое ДТП по своей вине, страховая компания сообщила, что его полис «автогражданки», купленный у посредника, оформлен некорректно. Точнее, в нем указана лживая информация, а страховая премия перечислена не вся. Страховщик грозится переложить бремя финансового возмещения на плечи страхователя. Тем временем посредник испарился. И оказывается, что число обманутых им может идти на сотни… Подробности — в материале Дениса Тюркина.

Автомобилист

Неприятная история горожанина Сергея Новоселова (на фото) стала раскручиваться в начале августа 2016 года, когда у семейного авто Новоселовых — «Форда-Фокуса» — истек срок действия договора ОСАГО. Автомобилист поехал продлевать полис, но не тут-то было: одни страховые компании навязывали допуслуги, у офисов других очереди напоминали еврейское изгнание. Третьи и вовсе отказывали в страховании, мотивируя отсутствием полисов. С этим сталкивался, пожалуй, каждый владелец транспорта.

«Очевидный, казалось, выход из ситуации тогда подсказал кто-то из знакомых, — вспоминает Сергей. — Полисы в свободном доступе и без наценок имелись у страхового агента на улице Васенко. Адрес, как и название конторы, уже сейчас не помню, это здание у завода медпрепаратов, что ли… На первом этаже они располагались в каком-то пристрое. Так вот, поехал туда. Небольшой офис с девушкой-менеджером, человек шесть в очереди. Я подождал и без проблем купил электронный полис компании ВСК. Ну как полис… Деньги отдал, но за самой бумажкой мне сказали приезжать через два дня в другой офис страхового агента, который находился в жилом комплексе «Ветеран» на улице Победы. Приехал. Дали один черно-белый распечатанный на принтере лист бумаги. В нем все было указано верно: и мои данные, и данные супруги (она собственница авто), и моих допущенных к вождению сыновей… Даже строчка имелась: «Проверить легитимность полиса вы можете на сайте РСА». Заплатил я 8 647 рублей 80 копеек. Помню, кто-то из клиентов попросил дать не черно-белый вариант, на что менеджеры ответили, что у них не работает цветной принтер…»

Отдав деньги, Сергей получил что-то вроде квитанции, распечатанной на обычном листе бумаги с факсимильной печатью компании ВСК и номером договора страхования. Никаких данных страхового агента там не было, только реквизиты ВСК. «Получив полис, я со спокойной душой уехал, — продолжает Сергей Новоселов. — Всю жизнь страховался и думал, что, если наступит неприятный момент на дороге, полис выручит. Вышло иначе, и меня даже обвинили в мошенничестве!» 14 июня на парковке возле магазина на ТЭЦ‑2 горожанин попал в небольшое ДТП по своей вине. Сдавал назад, не заметил «Ладу-Приору»… У «Форда» повреждения увидеть сложно: так, небольшая потертость на заднем бампере, даже делать ничего не нужно. А вот ремонт отечественного автомобиля, судя по всему, обойдется тысяч в 15–20, так как немного помяты заднее крыло и кромка задней двери.

Сергей в тот момент и не переживал. «Страховка есть, она все покроет!» — думал мужчина. Вызвал аварийного комиссара за свой счет. Тот все оформил и напомнил виновнику, чтобы тот, как и пострадавшая сторона, тоже съездил в свою страховую компанию. По закону сделать это нужно в течение пяти дней, иначе страховщик вправе повесить выплату на нарушителя сроков. Сергей отправился в офис ВСК.

«Женщина-менеджер, даже не проверив по базе мои бумаги, со злорадством сразу сказала: «Ты знаешь, что твой полис поддельный?!» — говорит автомобилист. — Я был ошарашен. Вторая сотрудница компании поддакивала своей коллеге. Мол, сейчас стоит проверить — и выяснится, что прописка будет другая. Так и оказалось… В базе данных значились другие сведения, не те, что есть на самом деле. Страхователя, то есть мою супругу, «прописали» в Наровчате Пензенской области, изменили ей возраст. Менеджер с тем же злорадством сказала: «Вы не хотели переплачивать в свое время, не купили полис у нас, а вот теперь будете платить за ремонт другой машины! Подадите в суд? Да куда угодно, все равно будете платить!» Вдобавок выяснилось, что страховой агент перечислил ВСК лишь часть тех денег, что я отдал за полис, а именно — 3 тысячи рублей. Получается, остальную сумму он прикарманил?! Кстати, я заезжал потом в офис на Васенко, но той компании там уже нет, вместо нее какой-то магазин».

Самое интересное, что по базе РСА полис проверяется. Верно указана страховая компания, а статусом значится обычная формулировка «Находится у страхователя». То есть человек, купивший подобную филькину грамоту, даже после проверки будет уверен в легитимности своего приобретения. Дело в том, что РСА выдает крайне скудную информацию, не раскрывая данные страхователя. Узнав о проблемах с полисом, Сергей решил заключить новый договор, но положительного результата он пока не достиг: страховщики отказываются продавать новый продукт до тех пор, пока не истечет срок действия старого. Его история еще не закончилась, так как непонятно, будет ли страховая самостоятельно возмещать ущерб или предъявит соответствующее требование страхователю.

Другие случаи

Если возможные потери семьи Новоселовых можно подсчитать финансово, то репутационные одного саранского страхового брокера оценить непросто. Дело в том, что напротив здания на Васенко, где раньше располагалась контора, продавшая Сергею недополис, до сих пор действует другая организация. Ранее и та, и другая назывались идентично — «ОСАГО без переплат», хотя учредители были совершенно разные. Некорректная работа одной — той, что испарилась — вынудила руководство другой провести нечто вроде собственного расследования, а затем переименоваться. И это тоже интересная история.

«Недобросовестные конкуренты открыли офис в здании напротив, чем вводили в заблуждение наших клиентов, — рассказывает один из руководителей организации «Саранский страховой брокер» Евгений Лушенков. — Мы не патентовали свое тогдашнее название «ОСАГО без переплат», чем и воспользовались конкуренты. Это мы уже потом переименовались… Так вот, летом минувшего года я узнал, что эти ребята напротив навариваются на покупателях нечестным способом. Оформляя электронные полисы, как правило, только двух компаний — РГС и ВСК, они передавали в центральные офисы заведомо подложные данные, а также перечисляли не всю страховую премию, остатки складывая в собственный карман. Искажалась прописка (указывалась либо сельская, либо в Пензенской области, где низкий территориальный коэффициент), вносились лишь данные одного-двух опытных водителей. Все для того, чтобы полис стоил дешево. Но клиенту объявлялась совсем иная цена — выше в разы. На руки клиентам выдавались бумажки, набранные в «Ворде», распечатанные на обычном принтере и издалека напоминающие внешне настоящие полисы. В них-то все было гладко, но только они являлись филькиными грамотами… По моим прикидкам, масштабы мошенничества в Мордовии такие: 1 000–1 500 полисов, выданных нашими соседями. Я собрал бумаги, подтверждающие факты, примерно десятка автовладельцев, и отправился к руководству мордовского офиса ВСК. Но обратной связи не получил. Поэтому мне неизвестно ни о реакции страховщика, ни о возможной реакции правоохранительных структур…»

По данным «С», та самая контора, продавшая Сергею Новоселову недополис, закрылась в конце 2016 года. Выйти на ее след не удалось. Пресс-служба центрального офиса компании ВСК не смогла оперативно ответить на запрос «С». Чем закончится история Сергея — мы сообщим.

Новости партнеров