Авто

Привет, педестрианс*!

tjurkin@stolica-s.su

* pedestrians — ​«пешеходы» с английского

Передаю горячий привет барышне, вступившей со мной в перепалку на перекрестке проспекта 50 лет Октября и улицы Расковой в Саранске. Дядечке слегка пенсионного возраста, прыгнувшему под колеса, не буду. Очевидно, что он был слегка нетрезв. А с нетрезвого, как и с умалишенного, какой спрос? Это еще удивительно, что на тех двух перекрестках у кинотеатра «Россия» никого не задавили. На моей памяти. Потому что пешеходы там прыгучие. Уверенные в себе. «Это же пешеходный переход!» — ​возмущалась та барышня, услышав, как сигналю «слегка пенсионеру», и увидев, что я резко затормозил перед ним. Я-то ехал на зеленый, а пенсионер должен был стоять и ждать. Что вы говорите? Пешеходный переход? И что же? Прочтите пункт 4.4. ПДД РФ. Там говорится следующее: «В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — ​транспортного светофора». На перекрестках у кинотеатра «Россия» смешанное, так сказать, регулирование движения пешеходов. Переход через проспект 50 лет Октября попроще для понимания обывателя, ведь там стоят пешеходные светофоры. Соответственно, загорелся зеленый на них — ​иди. Переход через улицу Расковой пешеходными светофорами не оснащен, а значит, что нужно делать? Правильно: «…при его отсутствии — ​[руководствоваться сигналами] транспортного светофора». Ну это же просто! Если мы видим перекресток с транспортными светофорами, но не видим пешеходных, должны делать то же, что и транспорт, двигающийся в нашем направлении. Транспорт стоит, так как для него горит красный? Стоим и мы. Горит зеленый? Переходим дорогу. Навскидку, аналогичная ситуация в Саранске на перекрестке проспекта 50 лет Октября и улицы Гагарина (в том месте, где пушка установлена). Наверняка еще можно припомнить несколько подобных мест.

И почему вы, пешеходы, не думаете о своей жизни? Я, что ли, о ней должен заботиться? Откуда такая железобетонная уверенность в своей правоте, когда вы ступаете на «зебру»? Правота, может, и есть, но железобетонного панциря на теле нет. Вот для вас в ПДД написали, что пешеходы «могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». Это на нерегулируемых переходах. Оценят, понимаете? Понимаете, так почему же прете на дорогу, как бестолковые куры, даже не смотря по сторонам?! Или с телефоном у уха?! Это же так просто: подходишь к дороге — осмотрись, отвлекись от телефона. ПДД не дает вам гарантии на безопасность, только вы себе можете ее предоставить. По договоренности с водителями, конечно. Не лезь на проезжую часть, если видишь, что транспорт очень близко. Мгновенно он не остановится.

Теперь на заметку водителям: всегда (важно!), и еще раз — ​всегда тормозите, когда увидите помеху или препятствие. Вроде того же пешехода. Даже если вы уверены в своей правоте и неправде помехи, тормозите. Не нужно выскакивать на встречную полосу, как делают особо продвинутые шоферчики. Тормозите. Так вы либо минимизируете последствия столкновения/наезда, либо вообще их избежите. Конечно, особам особо чувствительным к своему эго тяжело дастся такое решение. «Ведь я же прав!» Но, во‑первых, не факт, что вы правы, а, во‑вторых, лучше затормозить и потом разогнаться, чем попасть в ДТП. Особенно попасть в ДТП с пешеходом. Потому что, даже если он шел на красный сигнал светофора или перелез через забор и выскочил на дорогу из кустов. Даже если он полз по проезжей части в состоянии катастрофического алкогольного опьянения, вы будете платить. Скорее всего, не менее миллиона рублей. Таковы требования гражданского кодекса, особо выделяющего владельцев источников повышенной опасности, коим является и транспортное средство, и практика судов.

Напоследок вновь обращаюсь к пешеходам. Водители, не отворачивайтесь, будто вас это не касается. Каждый когда-то встает из-за руля и топает ножками через дорогу. Так вот, привожу здесь всего одну часть дорожных правил. Четвертую, которая называется «Обязанности пешеходов». Она короче, чем информация, содержащаяся на одной полосе бесплатной газеты, которую кидают вам в ­почтовый ящик. Полезней и содержательней любой статьи гламурного журнала. Потому что не только просвещает, избавляя от необходимости глупого спора с водителем, но и может продлить вам жизнь. Итак ПДД:

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — ​по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — ​по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется — а вне населенных пунктов пешеходы обязаны — иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — ​с включенными фонарями: спереди — ​белого цвета, сзади — ​красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — ​и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — ​на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается пере­ходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — ​транспортного светофора.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны созда­вать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — ​на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо не задерживаясь освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4–4.7 Правил.

Новости партнеров