Авто

И в Ельники, и в Париж

Стоит ли доверять сервису поиска попутчиков. Опробовано на себе.

В последнее время среди жителей Мордовии большую популярность набирает сайт поиска попутчиков «Бла Бла Кар». Водители ищут пассажиров, и наоборот, чтобы вместе быстрее и выгоднее добираться до нужной точки. Можно ли доверять здоровье и жизнь случайному автолюбителю? Действительно ли эти поездки обходятся дешевле, чем на общественном транспорте? Какие подводные камни существуют? Об этом узнал частый пользователь относительно нового для региона сервиса Евгений Замотаев.

История

«Бла Бла Кар» впервые появился во Франции. Сейчас на сайте проекта зарегистрировано уже более 20 миллионов пользователей по всему миру. Главная его цель — ​дешевое передвижение на чужом автомобиле и снижение выбросов углекислого газа в атмосферу. Отличительная особенность сервиса — ​отсутствие комиссии за поездку. На сайте есть внушительная база водителей с заявками на поиск пассажиров. Будущим попутчикам остается только выбрать подходящее объявление. Люди созваниваются, договариваются о месте встречи и вместе доезжают до пункта назначения.

Проект в частности позиционирует себя как возможность знакомиться и общаться с людьми. Попутчики могут делиться жизненными историями и весело проводить время в поездке. Нам дают понять, что практически каждый автолюбитель ищет себе компанию, чтобы поболтать и скрасить одиночество на дороге с незнакомцами. От этого, в сущности, и пошло название «бла-бла».

Как объясняется на самом портале, пассажиры оплачивают водителю бензин, тем самым экономя на стоимости поездки. Чаще всего проезд на автобусах и поездах стоит дороже. Допустим, если отправиться на поезде в Москву на сидячих местах, билет обойдется в 847 рублей. На интернет-сервисе поиска попутчиков средняя цена такой поездки — ​1 000. Каждый водитель устанавливает стоимость проезда сам. Сайт же предлагает брать попутчика за 800. Делаем вывод, что автовладельцы сами накручивают стоимость. Если они набирают полную машину людей, то с лихвой покрывают расходы на топливо. Еще и в плюсе остаются. Тем не менее, если путешественник уезжает из маленького городка, то водитель, скорее всего, подъедет прямо к подъезду, а это экономия на услугах такси.

В Париж

Корр. «С» использует сервис, чтобы посетить родной и любимый Ельниковский район, в котором прошли детство, юность и отрочество автора. Ах, этот Ельниковский район… Автовокзал предлагает преодолеть это расстояние за 380 рублей, а «бомбилы» меньше, чем за 400, в салон авто не пустят. С помощью «Бла Бла Кар» журналисту удается навестить родителей всего за 250 рублей. Выгода очевидна. А как вам поездка в Париж из Саранска за 2 100, которая «висит» на сайте уже пару дней? Но есть один минус — ​если это командировка, перед бухгалтерией невозможно отчитаться. Сервис не предусматривает чеков.

Он привлекателен еще и тем, что нет необходимости подстраиваться под расписание другого вида транспорта. В проекте постоянно обновляются варианты поездок, которые совершаются практически каждый час из нужного пассажиру места. Пользователю остается только выбрать удобное время. Билеты на поезд не всегда бывают в наличии. Кроме того, попутчик в профиле водителя видит фото автомобиля. Можно выбрать поездку на джипе или крутой иномарке, что, несомненно, добавит комфорта, если сравнивать с узкими сиденьями в автобусах или с плацкартными вагонами.

Несмотря на все удобства, которые предлагает сервис, не обходится и без подводных камней. Уроженец Мордовии Николай Потапов работает в Москве. Ему приходится часто посещать столицу России и искать попутку с помощью известного интернет-сервиса. «Подставы происходят с двух сторон, — ​рассказывает он. — ​Бывает, что водитель кидает пассажира, и наоборот — ​попутчик не приходит. Неадекватные люди чаще всего встречаются среди пассажиров. Однажды какой-то наркоман вел себя слишком вызывающе во время поездки. Пытались высадить. В итоге привезли к месту назначения, а он даже не заплатил». Безответственные водители Потапову тоже попадались. «Однажды водила заснул за рулем, — ​вспоминает пользователь портала. — ​Даже попали в аварию из-за этого. С тех пор всегда слежу за шофером. Машины — ​это всегда опасно». Среди отзывов на сайте можно прочитать много негативных. Например, многие жалуются на несоответствие анкет с реальностью. «В профиле автолюбителя стоял запрет на курение, поэтому я согласился на поездку, — ​пишет рассерженный попутчик. — ​Но он начал курить каждые полчаса во время езды! Сделал замечание, но в ответ услышал, что ему некогда настраивать в профиле дурацкие разделы». Если пассажир относится к курению крайне негативно, то стоит написать об этом в профиле либо обсудить это перед поездкой.

Люди

Первым делом на сайте рекомендуется прочитать отзывы о водителе и пассажире, с кем намечается поездка — ​это самая достоверная и актуальная информация. В анкете водители часто указывают, что на задний ряд берут только двух пассажиров, чтобы всем было комфортно. Иногда это ложь. В реальности можно увидеть пассажира с сумкой на коленях с кошкой внутри, которая от страха может описаться. Или можно оказаться в компании двух женщин внушительных размеров, которые начнут отчаянно бороться за лишнее место в салоне. Хороших впечатлений от такой поездки ждать не стоит. «Обещал, что сзади останется свободное место, а на деле все оказалось по-другому! — ​пишет отзыв один из пользователей веб-страницы. — ​После обращения к водителю, он ответил, чтобы я пользовался услугами такси или ездил на собственной машине. Потом намекнул, что за такие смешные деньги нет шансов добраться до Москвы». В общем, используя сервис, мы рискуем как минимум здоровьем, нервами и временем.

Администрация сайта, конечно, ведет жесточайший контроль за содержанием анкет и карает нарушителей довольно жестко. Но реального фильтра людей и учета паспортных данных не производится. Это не такси, где перевозчик обладает всей ключевой информацией о каждом водителе и в случае проблем способен привлечь того к ответственности. Здесь каждый сам за себя и просто надеется на лучшее. Вряд ли что-то помешает нерадивому автомобилисту с плохими отзывами купить новую сим-карту и зарегистрировать другой профиль на сайте. Поэтому никто не несет ответственность за безопасность, в отличие от традиционных перевозчиков, наподобие РЖД.

С законодательной точки зрения, у сервиса есть несколько спорных моментов. Российское крыло компании не зарегистрировано как перевозчик, не берет деньги у водителей и попутчиков. Российская версия сайта является средством коммуникации водителя и пассажира, а не гарантом предоставления каких-либо услуг. Но водитель получает деньги на руки от попутчика, по факту оказывая услуги такси. В таком случае считать его «бомбилой» без лицензии? Представители проекта хитро обставили дело в попытке уйти от вопросов контролирующих органов: все рекламные материалы о сервисе подчеркивают, что пассажиры якобы платят за бензин, а не за факт поездки. Хитрый ход. Опытные водители не рекомендуют ехать на дальние расстояния. Потому что, наблюдая на протяжении четырех часов извивающуюся змейку разметки и пробегающие вдоль обочины деревья с редкими вкраплениями деревень, люди начинают засыпать. По словам юриста из Мордовии Юлии Беркутовой, в случае аварии виноватым остается водитель. Формально он оказывает услуги, которые требуют получения лицензии. Плюс извлекает прибыль. Как это вывести из серой зоны и легализовать в действующем правовом поле — неясно. И «Бла Бла Кар» об этой стороне медали ничего не говорит.
Регистрация

Если вы готовы к таким рискам, то дело остается за малым. Нужно пройти простую регистрацию на сайте и заполнить анкету. После введения общей информации, сервис требует рассказать о себе. Например, что вы любите во время поездок или чего не приемлите. Можно написать о частых маршрутах, по которым пере­двигаетесь. Все зависит от вашей фантазии. Главное требование сайта: «Расскажите другим пользователям о себе». В ходе работы с сайтом можно отслеживать рост на сервере от новичка до амбассадора. Это подразделение есть у водителей и пассажиров. Уровень мастерства отслеживается из трех составляющих: количество совершенных поездок и число положительных отзывов. Когда пользователь оставляет отзыв, он оценивает попутчика по пятибалльной шкале. Причем критерии оценки для водителя и пассажира будут разными. Например, если вы оцениваете автолюбителя, то предложат поставить оценку за аккуратность езды. Если же идет оценка попутчика, то можно оценить его на разговорчивость и пунктуальность. За каждую сорванную поездку рейтинг падает. Отдельно стоит отметить, что обе стороны поездки должны указывать свои предпочтения, чтобы в будущем избежать неловких ситуаций и конфликтов. Они строятся из четырех составляющих: разговорчивость, курение, животные, музыка.

Будучи пассажиром, чтобы найти поездку и водителя, необходимо зайти на главную страницу проекта и указать пункт назначения, отправления и дату. Далее нажать на копку «Поиск». По­явится целый список поездок на эту дату, можно выбрать понравившееся время. Но не стоит забывать изучать детали поездок и профили водителей. Выбрав поездку, вам откроется диалоговое окно с ее подробностями. Место отправления и прибытия, время, детали поездки, комментарий водителя. Также можно увидеть профили пассажиров, которые уже заняли место в этом авто. Далее выбираем количество нужных мест и ставим галочку о принятии условий использования сервиса и политики конфиденциальности. После этого кликаем кнопку «Перейти к бронированию». На телефон поступит сообщение с деталями поездки и мобильный номер водителя. Это даст возможность с ним связаться и обсудить интересующие вопросы.

Чтобы водителю найти попутчика, нужно проделать почти ту же самую операцию. Только автолюбитель сам составляет маршрут, уточняет деталь поездки и назначает стоимость. После нажатия кнопки «Продолжить» перед шофером появляется задача более подробного составления плана пути. Если водитель ставит автоматическое подтверждение, то будет немного проще и не потребуется тратить время для входа на сайт. Но, если вы хотите сами подобрать себе пассажиров, то лучше оставить ручное подтверждение бронирования и выбрать понравившихся вам попутчиков. В настоящее время сервис является самым крупным и популярным в России, среди конкурентов ему нет равных. Перед совершением поездки всегда стоит взвесить все «за» и «против». Стоит решить, готовы ли вы доверить судьбу незнакомому водителю и выслушивать разговоры чужих людей.

Новости партнеров