Авто

Винить надо

tjurkin@stolica-s.su

«О покойниках или хорошо, или никак!», «Не надо искать виноватых! Все под Богом ходим!», «Здесь некого винить!». Это выдержки из типичных комментариев, оставленных подписчиками странички «Столицы С» «ВКонтакте» под сообщениями о ДТП. Средневековые фразы, связывающие человеческие поступки с велениями неких высших сил. Это очень удобно — облечь все в формулировку «Бог дал — ​Бог взял» и «такая судьба». Снять с себя ответственность, как грязную рубашку.

На новой дороге Светотехстрой — ​Юго-Запад действует скоростное ограничение в 40 км/ч. Не везде, только на втором этапе, от улицы Котовского до Ключаревского шоссе. Дорога еще не закончена — ​нужно сделать вторую линию освещения, тротуары… Вот эти два километра — ​идеальная проверка водителя на силу духа и приверженность к соблюдению ПДД. Попробуй ехать 40 (ну ладно, даже ненаказуемые КоАП, но незаконные по ПДД 59 км/ч!), на четырехполосной, не пересекаемой пешеходными переходами, дороге, по сторонам которой — ​ни домов, ни парковок. Знаете, у кого получается? У трактористов. Просто эта техника физически не может превысить. У остальных водителей сила духа, как и приверженность к соблюдению правил, близка к минус одному.

Не обманывайте себя, пожалуйста. Не обманывайте меня. Почти все мы не трактористы. Во всяком случае, на Юго-Западном шоссе. Единицы. Единицы едут там, соблюдая скоростное ограничение в 40 км/ч. На днях специально посидел часок в машине, посмотрел на движение по новой дороге. За это время стал свидетелем почти десятка аварийных ситуаций, связанных с выездом на встречную полосу. Автомобилисты так притапливали, что обгоняли поток (это на четырехполосной дороге-то, где наказание — ​лишение). На следующий день после моих посиделок там случилось-таки два ДТП с пострадавшими. Комментарии соответствующие: «некого винить». Ну и про плохо почищенную дорогу многие говорили. А мне просто интересно, что нужно сделать с автомобилем такого, чтоб он на скорости 40 км/ч (помним про знак) стал крутиться на дороге с чистым асфальтом? Комментаторы и это знают. Колесо взорвалось, говорят они в таких случаях. Тормоза заклинило. Да и дорога-то все-таки плохо почищена (много восклицательных знаков). «Некого винить». Как некого? А дорожников?

Наконец-то, виновные найдены. Можно смахнуть пот со лба. Перекинуть грязную рубашку на другого. Я-то ни в чем не виноват. Я не ехал больше 40/60/90 км/ч. Я не мчал в гололед там, где нужно плестись. Я пристегиваюсь. Я пристегиваю всех своих пассажиров. Я езжу трезвым. Я не выезжаю на обгон в лоб встречной машине. Я умный. Некого винить. Точнее, меня не стоит винить.

Но винить надо. Просто попробуйте ответить себе (не мне, не друзьям, не близким — ​себе): всегда ли вы соблюдаете скоростной режим? Отвечу сам. Не всегда. Точнее, соблюдаем только там, где камеры. У нас же куча причин, почему мы так себя ведем. Я отличный водитель, я чувствую машину. Дорога пустая. Машина может ехать быстро, вон, даже на спидометре есть 200 км/ч, так что за идиот придумал ограничение в 90 км/ч?! Ну и, наконец, так все ездят, а я же баран в отаре, я как все.

Когда 6 ноября 2006 года я на заснеженной дороге Саранск — ​Краснослободск отправил в кювет отцовскую «семерку», первые дни спасался мыслями о вредных дорожниках. А еще там на обочине арматурина торчала. Если б не зацепил ее задним колесом, машина резко не развернулась бы и не поехала в кювет так не­удачно, что перевернулась. Короче, я не виноват. Просветление наступило довольно скоро. Не знаю как, но наступило. Я понял, что если бы не разогнался до 80 км/ч на снежной каше, а двигался бы медленнее, то «семерку» не стало бы крутить на дороге. Она бы не вылетела на пустую (слава случаю) встречку, не зацепила на обочине арматуру и все другие «не»… Хорошо, что тогда уже хватало ума пристегиваться и пристегивать пассажиров. Никто не пострадал. Я виноват. И до сих пор чувствую себя виноватым перед двумя друзьями-пассажирами. Это я по своей глупости, по своей самонадеянности, по глупой вере во всемогущество зимних шипованных шин подверг их жизни опасности. Самое дорогое, что есть у человека, — ​его жизнь. Я до сих пор ощущаю себя обязанным. А что если… Даже страшно подумать. И грязная рубашка до сих пор на мне. Потому что виноват. Но она учит. Нет, не управлять автомобилем в сложных погодных условиях (в России часто идет снег, что удивительно, не правда ли?). Здесь больше опыт и интуиция, понимание того, где может быть скользко и какой скорости придерживаться, чтоб не потерять контроль над авто. Грязная рубашка учит уважать знаки и ПДД. Никому не желаю учиться с помощью этой рубашки. Но в России даже так не желают учиться. «Некого винить» и «Бог дал — ​Бог взял», а также «Такая судьба».

Езжай в городе не больше 60, а на трассе — ​не больше 90, не пере­секай сплошную, не обгоняй под знак — ​и вероятность возникновения проблем будет стремиться к нулю. Так же, как и шанс погибнуть на дороге. С неплохой пассивной безопасностью современных автомобилей-то. Ну не будет таких последствий, как после ДТП в Темниковском районе с шестью трупами. Это же так просто: 60/90/знаки/разметка. Это как не врать. Сразу жизнь становится проще. Остается бооольшой шанс на человеческую ошибку: уснул, отвлекся. Но от этого никуда не деться. Но и случается такое редко. А вот наглое нарушение ПДД — ​часто. Не врите себе, часто. И грязная рубашка вины также будет надета на вас, как вы ее не маскируйте и не пытайтесь перебрасывать на других. А на Югосветной улице, точнее, официально, Юго-Западном шоссе, давно пора ставить комплексы, высчитывающие среднюю скорость. Как и на всех основных трассах. Так уж мы, голубчики, никуда не денемся. Надеюсь.

Кордон — что дышло

Происшествия

Хроника ДТП: 11 — 17 декабря

Происшествия

Новости партнеров