Авто

Упал — ​отжал компенсацию

avtobus

В «газелях», автобусах и троллейбусах стали чаще травмироваться пассажиры.

В Мордовии участились случаи падения пассажиров в общественном транспорте. Водители резко тормозят, в результате чего страдают в основном пожилые люди. Но не всегда перевозчики виноваты в происшествии. Часто ДТП совершаются из-за дерзких автомобилистов, которые «подрезают» автобусы. Не остаются в стороне и непутевые пешеходы, которые неожиданно перебегают дорогу в неположенном месте. Как избежать неприятных ситуаций, а уж если не удалось, то потребовать компенсацию и наказать виновника, узнал Евгений Замотаев.

«С начала года в Мордовии по вине водителей пассажирского транспорта произошло 31 падение пассажира, — сообщил старший госинспектор отделения технического надзора УГИБДД по РМ Сергей Потенков. — Эта цифра больше прошлогодних показателей на 72%! Есть много поводов для беспокойства. Подобные происшествия обычно случаются из-за резких маневров транспортного средства. Большинство водителей притормаживают, не доезжая до остановки, либо не до конца останавливаются. Часто ДТП происходят из-за нарушения правил другими участниками дорожного движения. Они могут «подрезать» транспорт или не пропустить его на дороге. В падениях бывают виноваты и сами пассажиры, некоторые не держатся за поручни. Хотя в салоне постоянно напоминаются правила безопасности с помощью голосовых сообщений».

Падения чаще всего происходят в маршрутных «газелях» транспортной компании «Альфа и Фаворит». Ее водители спешат, чтобы выполнить план и соблюсти график. «Им главное — денег заработать, — считает Потенков. — А каким образом доставить пассажиров, мало кого волнует! Как дрова везут!»

Инспекторы ГАИ проводят расследование и экспертизу, чтобы выяснить, упал ли пассажир по вине шофера. Если это подтверждается, заводится дело об административном правонарушении. Например, работники «Горэлектротранса» за такое ДТП лишаются премии. По мнению замдиректора по эксплуатации Андрея Кулагина, водитель часто не виноват, но доказать его непричастность к происшествию сложно. «К сожалению, наши финансы не позволяют поставить видеорегистраторы на каждое транспортное средство, — говорит он. — Бывает, свидетели подтверждают, что причиной торможения стал выскочивший автомобиль. Однако нарушитель просто уезжает, и никто его не разыскивает, потому что водитель может запомнить только цвет и марку машины». Звучит смешно, но шоферу общественного транспорта выгоднее совершить столкновение с выскочившим автомобилем, в этом случае нарушитель никуда не денется. Разумеется, они этого не делают да и не позволят рефлексы, выработанные годами работы за рулем. При столкновении пассажиры могут пострадать сильнее, поэтому выход один — тормозить.

В автобусах и троллейбусах «Горэлектротранса» с начала года упали 26 пассажирок. Их средний возраст — 60 лет. Халатность водителя доказана лишь в четырех случаях, 11 происшествий находятся в стадии расследования. Это муниципальное предприятие, единственное в Саранске, перевозит бесплатно пенсионеров, которые чаще всего падают.

«Иногда бабушке надоедает сидеть на одном месте, — приводит пример Кулагин. — Может быть, солнце светит в глаза, поэтому пожилая пассажирка пересаживается на ходу и падает. Однажды пенсионерка просто села мимо сиденья, а у нее в руках были четыре сумки и арбуз. В итоге она получила ушибы. В общественном транспорте происходит много курьезов. Недавно в троллейбус зашел пьяный пассажир и стал падать. Сердобольная женщина пыталась придержать его, но пьяница все-таки упал и сломал помощнице ногу. А сам не пострадал! Троллейбус ехал ровно, но все равно инцидент считается транспортным происшествием. А уж при каких обстоятельствах, выясняет следствие. Ситуации бывают разные, в большинстве случаев пассажиры падают, когда транспортное средство притормаживает. Бабки, не дожидаясь полной остановки, торопятся выйти. В результате грохаются, как кегли в боулинге. А однажды женщина стояла на остановке, и не знаю, каким образом так получилось, но автобус задел ее зеркалом».

В саранском транспорте падают исключительно женщины (кроме упомянутого пьяницы). Кстати, в штате «Горэлектро­транса» много женщин-водителей, и их подобные происшествия преследуют реже всего. В этом году лишь одна пассажирка упала в салоне транспортного средства, за рулем которого находилась женщина, и ее признали невиновной.

Руководство «Горэлектротранса» делает все возможное, чтобы избежать инцидентов. Ежедневно перед выездом и после рейса каждого водителя проверяют на наличие алкоголя в крови. Обследуется техническое состояние автобусов и троллейбусов. Андрей Кулагин уверяет, что каждый год водители тестируются на знания ПДД и прослушивают 20-часовую программу о нововведениях в законодательстве. «На наших сотрудников повлиял рост количества машин у населения, — констатирует замдиректора. — С каждым годом все больше автомобилей на дорогах, что усложняет маневрирование. Радуют новые развязки, они облегчают нам работу. Хотелось бы больше выделенных полос для общественного транспорта».

«Среди гаишников бытует мнение, будто ДТП в общественном транспорте вызваны расписанием движения, которое водитель обязан соблюдать, — считает Андрей Кулагин. — На самом деле шофер выполняет план, никуда не торопясь. У каждого заложено достаточно времени, все просчитано и реально выполнимо. Средняя эксплуатационная скорость троллейбуса, включая остановки, составляет 18 километров в час. У автобусов — 20. Мы не имеем права давать водителю мало времени, чтобы тот опаздывал и гнал».

По словам автоюриста Максима Еремина, если пассажир получил травму в общественном транспорте, сначала нужно разобраться в причине происшествия. Если он не соблюдал правила, размещенные в каждом салоне, то виновником, скорее всего, будет признан сам. Другое дело, если очевидна вина водителя. «Например, в результате резкого торможения автобуса вы упали и ударились головой, — поясняет юрист. — В таком случае водитель автобуса мог нарушить ПДД и правила перевозки пассажиров. Падение в транспорте относится к одному из видов ДТП, которое так и называется — «Падение пассажира».

В случае травмирования пассажира водитель обязан остановиться, вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД. Они зафиксируют обстоятельства происшествия и окажут необходимую помощь. Если водитель продолжил движение, не оказав помощи, то следует самостоятельно вызвать «скорую». Медики зафиксируют характер повреждений и обстоятельства травмы. Приобретая лекарства и получая лечение, необходимо сохранять квитанции и чеки, чтобы впоследствии добиться компенсации их стоимости. Если транспортное средство покинуло место происшествия, пострадавшему следует запомнить или записать госномер, маршрут, дату, место и время инцидента, обстоятельства получения травмы (торможение, захлопывание дверей). По возможности нужно записать фамилии и телефоны свидетелей. Не стоит выкидывать билет, он также станет документом, подтверждающим права пассажира. Далее можно попробовать разобраться с компанией-перевозчиком мирным путем. Составить претензию с описанием обстоятельства получения травмы, указать сумму ущерба, приложить копии свидетельских показаний, заключений скорой помощи и чеков на лекарства. Отнести на предприятие, которому принадлежит общественный транспорт. На копии претензии необходимо получить отметку о ее принятии. Помните, что оригиналы претензии и документов лучше оставить себе во избежание утери. Если перевозчик отказался добровольно возместить ущерб, следующим шагом может стать обращение в его страховую компанию. Как показывает практика, такие претензии редко удовлетворяются.

Когда все инстанции пройдены, а результата нет, можно обратиться в суд. Статья 1079 Гражданского кодекса РФ гласит: «Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником опасности, если не смогут доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего». Таким образом, ответчиком будет выступать работодатель водителя, который находился за рулем злополучного транспортного средства. Для участия в судебных разбирательствах необходимо собрать доказательную базу инцидента. Не лишними окажутся показания свидетелей, документы из травмпункта (или другого медучреждения, где были зафиксированы повреждения), билет на проезд, отвергнутая претензия. В общем-то, проще держаться крепче за поручень.

Летать не вредно 

Общество

Synergy Global Forum

Экономика

Новости партнеров