Авто

Машинальный выбор

tjurkin@stolica-s.su

big-toys

Какие опции для автомобиля реально полезны?

На конфигураторе конфигурировал, конфигурировал, да не наконфигурировал. Такую скороговорку впору применять покупателям новых автомобилей. Слишком много опций предлагают производители, что, разумеется, замечательно. Но как понять, какие из них пригодятся в реальной эксплуатации и окажутся полезными, а на какие лучше не тратиться, если количество денег ограничено? На своем опыте в теме попытался разобраться Денис Тюркин.

Кондиционер/климат-контроль

Покупая три года назад новый автомобиль, я собирался ограничиться только пакетом безопасности. В случае с «Ладой» это были две подушки безопасности и АБС. Кондиционера в моем списке не было, так как не хотелось тратить средства на опцию, которая, как мне тогда казалось, будет работать несколько дней в году. Но так получилось, что в семью попал все же автомобиль в комплектации с кондиционером. И затем я понял, насколько же это полезная вещь, особенно когда у тебя есть ребенок. Не нужно открывать окна, создавая сквозняки и подвергая чадо опасности заболеть. А на трассе в сильную жару охладитель без преувеличения делает поездку безопаснее. Твоя голова не плавится на солнце, а продолжает поставлять рукам и ногам реальную информацию об окружающем мире. Поездка на арендованном автомобиле по жаркому черноморскому побережью показала, что там без кондиционера просто нечего делать.

Поэтому для себя делаю вывод, что его стоит рассматривать даже не как опцию, а часть базовой комплектации. Тем более что сейчас мир переживает стадию глобального потепления, и лето стало теплее даже в тех широтах, где ранее оно не было похоже на субтропическое. Что касается технической составляющей… Простой кондиционер способен поставлять в салон только охлажденный воздух. Продвинутый климат-контроль может поддерживать единожды заданную температуру и самостоятельно регулировать потоки воздуха. Лично я в этом плане крайне консервативен. Даже управляя автомобилем с продвинутым раздельным климат-контролем, всегда ставлю его в «ручной режим». Почему-то жутко не нравится его своеволие. Тем более что далеко не все подобные системы могут нормально поддерживать комфортную температуру, а лучше всего это получается у дорогих автомобилей, что логично. Бывает, что они то «плюются» ледяным воздухом, то теплым, как бы смешивая его до нужной кондиции. Поэтому то и дело приходится обращаться к ручке регулировки температуры. В таком случае возникает вопрос: зачем доплачивать за более дорогой климат-контроль?

Консервативным автовладельцам, которым пока не удалось много поездить на современных иномарках и которые боятся повышенного расхода топлива со включенным кондиционером или возможности заболеть, напомню. Во-первых, современные же системы так устроены, что мало влияют на топливную экономичность и на динамику. Компрессор кондиционера «молотит» не всегда, а отключается время от времени. Во-вторых, заболеть можно не от холодного воздуха как такового, а зараженного бактериями. Это случается, когда испаритель и воздушный фильтр давно не чистили. Поэтому нужно просто вовремя проходить техобслуживание. И последнее. Стоимость подобной опции (простого кондиционера) нынче упала до такой отметки, что по отношению к общей цене авто ее можно и не замечать.

Парковочные системы (парк­троники, камеры кругового обзора, ассистенты парковки, камера заднего вида)

Долгий период в СССР у легковых автомобилей обязательным было только левое зеркало заднего вида. Поэтому массово с конвейера сходили «одноухие» «Жигули» и прочие «Москвичи». Они и сейчас встречаются на наших дорогах, и как их водители умудряются ездить в плотном потоке, не представляю. Со времен СССР у тольяттинских автомобилей появилось не только правое зеркало, но и парктроники с камерой заднего вида. Удобства на дороге они не приносят, чего не скажешь о помощи при маневрировании на парковке. Как человек, обладающий автомобилем без парктроника и камеры, скажу, что и так можно подъехать к большинству типов препятствия максимально близко. Главное — грамотно настроить зеркала заднего вида. Но случаются ситуации, когда собственное зрение подведет, а сонары помогут. Например, когда точно по центру заднего бампера окажется столб. Не важно, маленький столбушок или высоченный фонарный. В боковые зеркала-то его не видно, а в салонное забудешь посмотреть, да у некоторых и заднее стекло тонировано… Так и случаются казусы. Но они могут закончиться максимум разбитым бампером. Недалеко до трагедии, когда сзади машины встанет ребенок. В наших дворах такое не редкость. И вот невысокого малыша точно не увидишь даже во внутрисалонное зеркало, сколько не вглядывайся. А сонары оповестят! Камера заднего вида тоже подсобит, если не окажется запачканной слоем качественной российской грязи. В мире немного автомобилей с убирающейся камерой. У некоторых «Мерседесов» и «Фольксвагенов» она прячется под эмблему.

На новых небюджетных автомобилях сейчас устанавливают камеры кругового обзора. Те, что в боковых зеркалах, помогут проехать впритирку к препятствию. Та, что спереди, при выезде из гаража или арки способна предоставить картинку того, что делается на дороге слева и справа, нет ли там помехи. Тому же служат «дальнобойные» сонары парковки. Благодаря им удобно также сдавать назад из карманов-парковок. И вот такая опция крайне полезна, потому что может предотвратить ДТП. Если говорить о камерах кругового обзора, то они подсобят на бездорожье (как правило, на дорогостоящие внедорожники и устанавливаются), а также «не потеряются» и в узких дворах. Подытоживая, скажу, что я, случись возможность, не стал бы тратиться ни на камеру заднего вида, ни на камеры кругового обзора, а приобрел бы авто с парктроником. Будут сонары спереди — взял бы и их. А вот автопарковщик опытному водителю без надобности. Если уж использовать его, то только в качестве аттракциона под названием «Смотри, как может моя машина!» и при этом убрать руки с руля. Научить вас парковаться в стесненных условиях? Бросьте, автопарковщик этого не сможет, так как вы сами не захотите, предпочтя трудную работу отдавать ему.

Системы помощи при вождении (сканирование слепых зон, определение усталости водителя, движение по полосам, помощь при трогании/спуске на подъемах/спусках, распознавание знаков; круиз-контроль, в том числе адаптивный)

Некоторые из этих опций взаимосвязаны с предыдущими, парковочными. Например, сонары, расположенные по бокам бамперов, «видя» препятствие, сигнализируют водителю о наличии машин в соседних полосах. Это поможет избежать столкновения при перестроении. Аналогично действует система сканирования слепых зон. Неоднократно ездил на автомобилях, оснащенных этими опциями, и могу сказать, что эффективность их работы зависит от марки транспортного средства. Электроника «Опелей», например, часто глючила, активируясь ни с того ни с сего. Случалось такое и с «Киа», из-за чего ее приходилось отключать. Но тут, как говорится, лучше перебдеть… Думается, автопроизводители доведут работу до идеальной. Но даже сейчас эту опцию можно заказывать, ведь она делает поездку безопаснее.

Не до конца отточена работа и системы удержания в полосе (движения по полосам). Особенно непросто ей в нашей стране, когда зимой и осенью не видно разметки, по которой ориентируется стереокамера. Не всегда «ловит мышей» и система распознавания дорожных знаков, «завязанная» с предыдущей. И ладно бы такое случалось только в России, бывало и в благословенной Европе, подтверждаю. Но польза от этой опции есть. Только перед покупкой проедьтесь, проверьте, как все работает. Если система удержания в полосе при наезде машины за разметку, обозначающую край проезжей части, сигнализирует водителю об опасности не только вспыхивающим на приборе символом, но и будит его тактильные чувства, например, вибрирует руль или часть подушки сиденья, тогда берите. Засни вы в пути за рулем — тьфу, тьфу, тьфу — разбудит. Особенно если может пищать.

Двумя руками за круиз-контроль. А если уж он адаптивный… Еще и обеими ногами «за»! Замечено: при активированном «просто круизе» даже топлива тратится меньше, чем без оного. Да и в дальней дороге правая нога не затечет. Особенно «круиз» полезен машинам с тугой педалью газа. Есть такие, да. Адаптивный круиз-контроль предлагается пока на очень ограниченном количестве автомобилей. Я ездил на «Шкоде-Суперб», где эта опция работает почти идеально. Когда автомобиль сам разгоняется или — главное! — сам тормозит, это не только удобно, но и во втором случае влияет на безопасность в лучшую сторону. Ты сможешь отвлечься, а электроника «засечет» тихоход и даст команду на торможение, задействовав даже штатную тормозную систему, а не только «перебирая» вниз ступени на коробке передач. Повторюсь: очень полезная вещь.

Система помощи при трогании на подъеме с недавних пор ставится даже на «Лады». Работает прекрасно, облегчая жизнь не только вчерашним выпускникам автошкол, но и опытным водителям. Для тех, кто не знает, она держит давление в тормозных магистралях после остановки машины на подъеме, тем самым не давая произвести откат, когда водитель снимает ногу с педали тормоза. Если за нее просят мало, берите, не думайте. Система помощи при спуске с горы, как правило, предлагается только на внедорожниках. В некоторых случаях может «переиграть» и человека своим умением.

Наружное освещение (ксенон, светодиодные фары, противотуманные фары, адаптивное наружное освещение, омыватели фар)

Неоднократно уже писал, что эффективность головных фар заключена не в источниках света, а в конструкции самой фары, ее чистоте и работоспособности. Проще говоря, хорошо светит не ксенон или светодиоды, а грамотно сконструированная фара. Основываюсь на опыте езды на авто с разными источниками света. Хотя мы и говорим о новых машинах, все же упомяну частый случай, когда российские водители с упорством, достойным стремления обезьяны сорвать неспелый банан, кажущийся красивым, ставят газоразрядные лампы. Так получается колхозный ксенон, который лупит куда угодно, но не на дорогу. Точнее, лупит в глаза встречных водителей. Особенно те обезъяны-водители ошибаются с бананом, вставляя такие лампы в противотуманные фары, вовсе не предназначенные для работы с такими источниками света. Что им сказать? Если у вас старое авто, отполируйте стекло фары; замените ее целиком, если отражатель давно облез, словно бабушкино зеркало. Отрегулируйте, в конце концов, в соответствии с нормативами. И будет вам счастье! Если же счастье не пришло, как и в случае с новыми авто, у которых слабоват ближний (таких — масса!), не стройте его на чужом горе, не идите по пути охотника за красивым, но неспелым бананом. А просто передвигайтесь ночью со скоростью, соответствующей вашей ситуации.

Так вот насчет осветительных опций на новых авто… Так называемый адаптивный свет работает далеко не идеально на многих моделях. В положительном ключе вспоминаются «Опели». В негативном — новый «Киа-­Спортейдж», у которого ближний свет слишком близорук, хотя система переключения с ближнего на дальний работает безупречно. Но зачем эта автоматика в такой ситуации? Пустая трата средств. Поэтому совет: прежде чем обзаводиться авто с такой опцией, попроситесь у дилера на вечерний тест-драйв на трассе. Этот же совет можно адресовать потенциальным владельцам новых авто, желающим раскошелиться на систему подсветки поворотов. У некоторых моделей (вроде «Шкод») особой пользы от этой опции я не заметил. Нужно ли заказывать противотуманные фары? Они заметно расширяют световой пучок, помогая маневрировать во дворах и разных узких проездах. Опять же — могут помочь вовремя заметить стоящего возле дороги человека. А еще их можно использовать в качестве дневных ходовых огней, тем самым продлевая ресурс лампам ближнего света.

Медиасистемы (с экраном тач-скрин, с блютуз, с навигацией, поддерживающие разные мобильные платформы, с вай-фай)

В России часто можно заметить водителя дорогостоящего автомобиля, едущего непристегнутым и держащего у уха мобильник. То есть сотни людей, конструкторов работали над «Мерседесом» (к примеру), чтобы обезопасить его седоков от неприятностей в случае ДТП, а один, владеющий финансами, но не элементарными знаниями россиянин берет и перечеркивает все старания, застегивая ремень за своей спиной. Чтоб электроника не донимала. Все потуги умных людей позаботиться о безопасности (пожалуй) глупых или самонадеянных разваливаются и во втором случае, когда водитель говорит по телефону. При том что в автомобиле есть система «хэндс-фри», позволяющая подключить мобильник к медиасистеме. Тогда и обе руки будут свободны, тогда и безопаснее будет вести машину. Отлично работает даже на «Ладах», что уж говорить про более дорогие машины. Так что, если увидите в списке опций блютуз, не сомневайтесь.

Так ли необходим сенсорный экран с навигацией? Современные смартфоны с закачанными картами запросто переплюнут любую стандартную навигационную систему, тем более что медиасистемы на небюджетных авто нынче могут «дружить» почти с любыми мобильными платформами и выводить их карты. Так что это опция сомнительной пользы, на мой взгляд, как и сам цветной сенсорный экран. Но скоро она распространится, уверен. Просто из-за дешевизны и всеобщей компьютеризации. Что-то новенькое — это вай-фай точка в автомобиле. Конечно, пока ее установить можно лишь в люксовых автомобилях, но недалек тот час, когда опция может появиться и у «бюджетников». Особой надобности в ней тоже нет. Интернет там раздается обычной СИМ-картой обычного оператора, поэтому зоны покрытия там вполне себе обычные. Зачем это, когда есть обычный смартфон?

Прочее (люк, тонировка, колесные диски, система старт-стоп, подогрев (руля, стекол, кресел, зеркал))

Когда я перед написанием материала советовался со знакомым автомобильным бизнесменом, о каких опциях можно написать, тот сказал: «Не забудь про люк. Это самая бессмысленная опция». Не забыл, поэтому идем дальше. В ту же категорию включу тонировку с колесными дисками. Единственный плюс последних — лишь внешность. Разницы в функциональности со штампованными никакой. Только не забудьте: в погоне за красотой дилер (авто ценой выше 1 миллиона рублей) увлечет вас в миры, где живут литые диски размером 17 дюймов и более. Попасть в этот мир просто, а вот осознание того, что вам потом покупать огромные и недешевые шины, приходит не сразу.

Годика четыре назад в автомобилестроении была крайне популярна опция «старт-стоп». Электроника глушит мотор во время остановки, а затем его запускает, стоит снять ногу с педали тормоза. Маркетологи тогда вовсю кричали о пользе этой системы в борьбе с экономией топлива. Могу сказать по опыту езды на «Шкодах», что экономия действительно есть, но… Многие ли автопроизводители переняли эту идею? Без сомнения, полезен подогрев боковых зеркал. Наледь, конденсат ли — нажмите одну кнопку, и его как не бывало. А вот с лобовым стеклом все непросто. Многие берут его подогрев, потому что ленятся подождать пять минут зимой и разморозить стекло теплым воздухом штатного отопителя. Я бы с удовольствием взял его на борьбу с ледяным дождем и мокрым снегом, но вот незадача: не помогает. Стекло-то оттаивает, но обмерзают щетки! Поэтому я на подогрев бы не тратился. Не ленивый. Вряд ли потратился бы на подогрев руля и сидений. Да, когда машина непрогрета, приятно ощутить тепло пятой точкой через 30 секунд после нажатия кнопки (в личном авто есть подогрев), но… Можно жить и без него, если хочется сэкономить.

Переживающие за свою безопасность и безопасность близких читатели спросят: «Почему нет ни слова про подушки?» Их польза очевидна, поэтому вопрос о необходимости такой опции даже не ставится, если, конечно, позволяют средства. Фронтальные, коленные, боковые, шторки безопасности… Сейчас на некоторых «Фордах» и «Мерседесах» есть даже мини-подушки в ремнях безопасности! Главное в этой жизни — сама жизнь, поэтому не стоит экономить на том, что может ее спасти.

Летать не вредно 

Общество

Synergy Global Forum

Экономика

Новости партнеров