Авто

«О, как они парились в бане в Мордовском Давыдове!»

tjurkin@stolica-s.su

Приключения в регионе‑13 новозеландцев, путешествующих на автодоме.

Пока в начале сентября половина жителей Саранска сидела без воды из-за сбоя на городском водозаборе, семья Коваленко с улицы Коммунистической практически не испытывала этой проблемы. Драгоценную жидкость им привезли друзья из Новой Зеландии Эдриан и Элисон Мэттьюс. Англичане, путешествующие по миру на внедорожнике с прицепом-автодомом, имели не только запас воды. В их автодоме, оснащенном холодильником, газовой плитой, умывальниками, кроватями и изнутри освещаемом благодаря запасенной энергии солнца, можно почти полноценно жить. О том, как Мэттьюсы преодолели 19 тысяч км, как парились в мордавыдовской бане и куда дальше повезли банки с мордовскими соленьями и вареньем, расскажет Денис Тюркин.

Встреча в Грузии

Жители Саранска Елена и Виктор Коваленко — семья путешествующая. Движимому и недвижимому богатству они предпочитают впечатления и бесценный опыт знаний о новых странах. Говорят на английском. Обычно добираются до нужных точек самолетом, но также уважают в качестве средства передвижения собственный «Форд-Фокус» второго поколения. Этим летом решили изведать Грузию и Армению. В первой стороне встретили незнакомую пожилую пару. Разговорились и были поражены тому, из какого места приехали эти люди на собственном автомобиле. Побережье Новой Зеландии! Поохали, поахали и распрощались. Каждый поехал своей дорогой. Но через несколько дней Коваленко, перебравшиеся в Армению, встретили там внедорожник с прицепом тех самых новозеландцев.

На берегу Суры в Кочкуровском районе, слева — направо: Виктор Коваленко, Элисон Мэттьюс, Елена Коваленко и Эдриан Мэттьюс. На берегу Суры в Кочкуровском районе, слева — направо: Виктор Коваленко, Элисон Мэттьюс, Елена Коваленко и Эдриан Мэттьюс.

Остановились, обнялись уже как старые друзья и устроили совместный пикник. «Пригласили новозеландцев в гости в Саранск, обменявшись адресами электронной почты и сообщив им наш саранский адрес, а также номера мобильного, — рассказывает Елена Коваленко. — Во многом это был жест символический с нашей стороны, ведь их маршрут пролегал через Ростов и Москву вдалеке от Мордовии. Не ожидали, что приедут!» (Смеется — «С»)


«Классическое «кивийское» приключение»

В арсенале у англичан есть ламинированный листок бумаги с обращением к аборигенам, то есть жителям русскоговорящих стран (наверняка они напечатали послания и на языках других стран, по территориям которых наметили свой маршрут).
Составлено оно очень корректно, а пара мельчайших ошибок просто тонет в ясности слога. Процитируем его. «Приветственное письмо «От побережья до побережья». Здравствуйте! Нас зовут Эдриан и Элисон Мэттьюс. Мы находимся на пути с западного побережья Южного острова Новой Зеландии, где мы живем неподалеку от Крайстчерча, в наш родной город Ньюкасл, Англия. По воздуху расстояние между ними 18 665 км, но по морю и суше получается немного больше… почти 27 500 км! На боку нашей машины вы можете увидеть флаги некоторых стран, через которые пролегает наш маршрут: Новая Зеландия, Китай, Киргизия, Казахстан, Россия, Грузия, Армения, Латвия, Литва, Польша, Германия, Голландия, Великобритания. Идея совершить это путешествие пришла к нам четыре года назад во время кемпинга в горах неподалеку от озера Теннисон, близ нашего дома. Нам показалось, что это будет прекрасным способом отметить окончание наших рабочих дней: моих — в качестве учителя географии, и моей жены — в качестве садовника. Это классическое «кивийское приключение», которое служит мостом между нашим прошлым и будущим. Киа Каха!» (Обращение представителей новозеландского племени маори, означающее что-то вроде «оставайся сильным», эдакого аналога нашего «будь здоров» — «С»)
Также на листке присутствует пояснение «Я не ем мясо и рыбу. Я ем сыр, яйца, орехи и овощи» и ряд «животрепещущих» вопросов вроде «можно ли тут припарковаться?», «остаться на ночь?», «где ближайшая заправка?». Особенно жителям Саранска понравится вопрос «где находится ближайший публичный туалет?». Не каждый местный после получасового размышления назовет хотя бы один саранский клозет…

2 сентября на мобильный Виктора позвонила некая девушка, работница «Сити-Парка». «Тут вас какие-то иностранцы ищут, приезжайте, забирайте!» — примерно так выразилась звонившая. Оказывается, новозеландцы добрались по картам до крупнейшего в городе торгового центра, обратились за помощью фактически к первому попавшемуся человеку, назвав ему номер мобильного Виктора. Первый попавшийся человек говорил по-английски. Согласитесь, неплохо для Саранска.

Мордовия

Мэттьюсы пробыли в республике четыре дня. За это время они обошли Саранск, смогли оценить множество точек общепита, постричься в саранской парикмахерской и познакомиться с особенностями ремонта автомобилей в нашем городе. Приехали они на неплохо подготовленном для вылазок на бездорожье праворульном (в Новой Зеландии и Австралии левостороннее движение) рестайлинговом пикапе «Тойота-Хайлакс» седьмого поколения. У него есть дополнительные светодиодные фары, лебедка, силовой бампер с «кенгурятником», шноркель, мощная защита днища… Модель не совсем обычна для России. Точнее, совсем необычна грузовым отсеком. Здесь он «не родной», с обтекаемыми формами, а полностью новый — утилитарно-прямоугольный, из нержавейки и оцинковки, с дугой безопасности.

Новозеландский автодом австралийского производства на фоне здания МВД МордовииФото: Артем Артамонов

Так вот, у машины подошло время очередного ТО. Сделать его Мэттьюсы хотели в Москве, но в итоге обратились к саранскому дилеру «Тойоты». Все работы были проведены успешно, несмотря на специфику праворульного пикапа. Причем цена на плановое обслуживание в Саранске оказалась в три раза ниже той, что просят в Новой Зеландии. Не до конца удалось лишь решить небольшую проблему с тормозной системой прицепа. Дело в том, что автодом создан в Австралии, поэтому нужную запчасть пришлось заказывать именно там. И придет она службой доставки уже в конечную точку маршрута Мэттьюсов — в Англию.

Интервью

Вечером 5 сентября, за несколько часов до уезда англичан, пообщаться с ними довелось и мне. Как и все европейцы, они постоянно излучают дружелюбие. Улыбка почти не сходит с лиц. Переводчиками выступает все семейство Коваленко. «Мы едем в наш родной город Ньюкасл (Ньюкасл-апон-Тайн, индустриальный центр в графстве Тайн-энд-Уир, расположенный на берегу реки Тайн в Англии — «С»), где и родились, — говорит Элисон Мэттьюс. — Я раньше работала учителем у трудных детей (видимо, в специальной школе — «С»), муж тоже был педагогом. Потом у нас появилась ферма с овцами и коровами. Муж стал фермером. Но через некоторое время все наши животные умерли от болезней… Тогда мы решили начать новую жизнь и перебрались в Новую Зеландию, в окрестности города Крайстчерч. («Церковь Христа» в переводе с английского — «С») Было это в 2002 году…» Тем временем Эдриан разворачивает передо мной — ни много, ни мало — географическую карту мира. На ней красной линией, из одного угла в другой, обозначен маршрут путешественников. Старт был дан в мае 2016 года. Около 10 000 первых км пути — от Новой Зеландии до побережья Китая — пролегало по океану и морю. Свой внедорожник и прицеп они отправили на корабле в специальном контейнере. Наверняка недешевая посылка!

karta

Только в Китае началось их сухопутное автомобильное путешествие. Иногда они останавливались на ночевку в собственном автодоме, иногда снимали номер в гостинице. Интересно, что постриглись они в Саранске в одной из парикмахерских, где обычная девушка-мастер разговаривала по-английски.

edrian-i-elison-mettyus-4

Китай им запомнился сложными погодными условиями (в горах встречали снег) и большим количеством фур, но при этом прекрасными видами. Также там непросто было найти общий язык с местными жителями, так как почти никто не говорит по-английски. Приходилось общаться жестами. Самые плохие дороги, по их мнению, пролегают через Казахстан.

«Very bad!» — хватается за голову Эдриан. Российские дороги, и мордовские в том числе, они называют хорошими. При этом не забывают напомнить, что в их родной Англии все дороги — с жестким покрытием. Мордовским селам до этого стоит еще дожить… Виктор Коваленко еще добавляет от себя, что новозеландцы добрались до Саранска без проблем, хотя у нас дорожные знаки не дублируются надписями на английском. А вот в Грузии даже самые отдаленные деревеньки обозначаются по-английски. И это, кстати, важный момент, ведь в 2018 году в Мордовию спортивные болельщики приедут, в том числе на собственном транспорте.

«Ваш город самый чистый из тех, что мы видели на своем пути! — не скупятся на комплименты англичане. — Замечательный и безопасный город, прекрасные люди. Нам очень понравилась архитектура, но особенно — чистота городских улиц. Думаем, что в Англии намного грязнее. Те, кто приедет сюда в 2018 году на чемпионат мира по футболу, будут очень довольны. Местные цены показались нам крайне низкими. В Новой Зеландии все очень дорого. Мы были удивлены наличию в Саранске ирландского паба. Как нам местное пиво? Вы знаете, оно нравится нам больше английского. Мы были удивлены этому факту! Вместе с саранскими друзьями Еленой и Виктором мы ездили в их деревню (Кочкуровский район, Мордовское Давыдово — «С»), собирали там белые грибы, парились в бане…» Рассказ гостей эмоциональной тирадой прерывает Елена Коваленко: «О, как они парились! Я была удивлена, Денис! Элисон чуть ли не первой пошла обливаться холодной водой!» Виктор добавляет: «Это наши люди!» И доносит свое восхищение до англичан: «Our people! Very good!»

Напоследок спрашиваю, изменилось ли у них мнение о России после посещения нашей страны. «Да, у нас были определенные стереотипы…» — отвечает Эдриан. «Медведи с водкой и балалайкой на улицах?» — иронизирую. Эдриан смеется: «Нет-нет!» Его супруга объясняет: «Мы считали, что все русские крайне серьезные люди. Не улыбаются, не выражают эмоций… Оказалось, что это не так. Вы дружелюбны и улыбчивы!» Эдриан пускается в рассуждения о политике, рассказывая, что его дед был коммунистом. «Коммунизм после революции в России 1917 года стал для молодых граждан неким решением, во всяком случае, так они думали, — говорит он. — Но он поселил в людях несвободу. Появилась диктатура. Судя по всему, сейчас многое у вас изменилось…» Элисон делает жест в сторону супруга, означающий «прошу, не надо!» Оказывается, она не любит говорить о политике… Уехали из Саранска Мэттьюсы утром 6 сентября. Им предстоит путь до родной Англии, где живут их дети и внуки. С собой новозеландские гости в качестве подарков увезли мордовские соленья, а также варенье из вишни и мордовского винограда.

Автодом на солнечной энергии

Мистер и миссис Мэттьюс рассказали, что приобрели прицеп-автодом в Австралии в компании Vista RV. На сайте производителя указано, что работают они с 2006 года и выпускают три модели прицепа «Кроссовер». Спецификации зависят от длины. Есть компактный длиной 4,5 м и массой 1 055 кг, есть обычный (4,9 м и 1 150 кг) и, наконец, XL (5,2 м и 1 220 кг). Последний, самый большой, как раз прикатил в Мордовию. Прицеп одноосный, с пружинной подвеской с амортизаторами, поперечными и продольными тягами. Есть собственная тормозная система. Снаружи имеются ящики для инструментов объемом 303 л, отсек для кухонных принадлежностей на 70 л, разные запирающиеся ящички общим объемом более 500 л, два газовых баллона по 4,5 кг, четыре канистры по 20 л каждая, а также бак для воды на 87 л. Внутри, помимо массы отсеков для хранения вещей, имеются раковина и холодильник на 80 л. Все освещение светодиодное.

Фото с сайта производителя. Прицеп у себя на родине в Австралии. Сзади хорошо видны солнечные батареи Фото с сайта производителя. Прицеп у себя на родине в Австралии. Сзади хорошо видны солнечные батареи

Энергия (в том числе для электрического водяного насоса) накапливается в гелевый аккумулятор на 100 Ампер-часов через солнечные батареи, закрепленные на задней стенке прицепа. То есть в светлое время суток все электрические приборы работают напрямую от батареи, а в темное — от аккумулятора. По словам четы Мэттьюс, полного заряда аккумулятора от солнечных батарей хватает примерно на трое суток автономной работы автодома. Выведены розетки на 220 В. Есть даже аудио-стереосистема. Кстати, создатели автодома учли и тот момент, если электроэнергии не будет: в прицепе есть душ с водяным насосом, приводящимся в действие мускульной силой.

Мойка и кухонная поверхность выдвигаются с левого бока прицепа Мойка и кухонная поверхность выдвигаются с левого бока прицепа

Теперь о предназначении автодома. Заметили, какие огромные у него колесные арки, а сами колеса — не шоссейные? Вот для этого он и создан: для путешествий по бездорожью. Жители Австралии, откуда родом эта техника, не прочь поизучать свою страну, которая, как известно, в виду природных условий не отличается обжитостью. На фото в рекламном буклете производителя внедорожник с таким прицепом лихо штурмует какую-то затопленную территорию, да так, что вода почти достигает верхней точки колесных арок! Поэтому входящий в комплектацию внедорожный домкрат (так называемый хайджек) явно не останется без дела.

Кстати, обратите внимание на внешний вид автодома. Мне он напоминает символ Новой Зеландии — птичку киви. Недаром владельцы наклеили на борта ее стилизованное изображение! Автодом может значительно увеличиваться в размерах. Можно приподнять его крышу, и тогда в салоне стоишь в полный рост. Можно разложить по бокам навесы из тента, и получится что-то вроде огромной палатки. Цену автодома уточнить не удалось, известно лишь, что он дороже, чем пикап «Тойота», стоивший в пересчете с новозеландского доллара на рубли почти 2,4 миллиона.

Новости партнеров