Авто

Пошли в разметку

Как мордовские сельчане перенесли на современную почву многосотлетние традиции своих предков

 

абрамов Андрей Абрамов

До революции 1917 года в царской России существовало понятие «отхожий промысел». Крестьяне поодиночке или целыми бригадами (артелями) покидали родные края и долгими месяцами трудились где-нибудь в крупных городах или на промышленных производствах в других губерниях. Владимир Гиляровский в своей нетленке «Москва и москвичи» многое рассказал о «понаехавших» в столицу дореволюционного времени. Оказывается, Ярославская губерния давала Первопрестольной половых, Владимирская — плотников, Калужская — булочников и т. д. Современники скажут, что сейчас Мордовия поставляет прекрасных охранников и строителей, но на этом, по сути, «специализируется» огромное количество и других регионов страны. ДЕНИС ТЮРКИН нашел в Кочкуровском районе два села, жители которого долгие годы заняты интереснейшим промыслом — дорожной разметкой. Работая в московской фирме, мордва составляет почти 90 % всего ее коллектива!

Мордва

А во всем «виноват» кто-то из мужиков кочкуровских сел Мордовское Давыдово и Сабаево. На рубеже 1990-х — начала 2000-х, устроившись в московскую компанию «Магистраль», занимающуюся нанесением дорожной разметки, он потянул за собой односельчан. На данный момент жителей Мордовии там около ста, тогда как весь штат «художников» в фирме — примерно 120. Костяк составляют как раз кочкуровцы. Есть и работники из Дубенского, Большеберезниковского районов, а также из Саранска.

Герой данного материала — 29-летний Андрей Абрамов — вообще-то уроженец столицы Мордовии, но имеет корни из Мордовского Давыдова и частенько гостит там у родственников. О работе разметчика тоже узнал от сельских мужиков. Два года ждал вакансии и наконец в 2011 году устроился в оговоренную московскую фирму.

«До этого о разметке я знал лишь один факт: что она вообще существует, — смеется Андрей. — Первая рабочая смена пришлась на ночь. Бригада выехала на улицы подмосковного города Красногорска с наступлением темноты. На мою просьбу проинструктировать новоиспеченного сотрудника бригадир заявил, что никакого инструктажа не будет: на носу 1 Мая, поэтому все сделать нужно очень быстро. Меня отправили выставлять предупреждающие знаки, а потом дали в руки какое-то колесо на палке…»

Безопасность

дорожно-разметочная машина Дорожно-разметочная машина

Последнее приспособление оказалось аналогом рулетки. Очередность установки знаков Андрей в первый раз перепутал, но потом быстро освоился. Узнал, например, что разметчики никогда не выезжают на дорогу без согласования с ГИБДД и предварительного звонка в местную дежурную часть. Даже если дело происходит ночью, в ведомстве всегда есть ответственный сотрудник дорнадзора, который согласовывает с рабочими нужные моменты. В частности, дислокацию знаков и разметки и схему организации дорожного движения, на которой указывается расположение спецтехники разметчиков. Особенно оговаривается, где и какие знаки во время работы должны выставить «художники». Например, если разметка наносится на трассе, за пределами города, на определенном расстоянии друг от друга, загодя от места работ, устанавливается знак «Ограничение скорости 70 км/ч», затем — «Обгон запрещен» и «Сужение дороги», «Ограничение скорости 50 км/ч», «Дорожные работы»…

«Для меня сразу стало понятно, что 95 процентам водителей совершенно наплевать на эти меры безопасности, принимаемые нами, — говорит Андрей Абрамов. — Если подумать, мы ставим знаки только для себя. Случись ДТП, когда никаких знаков не будет или они окажутся установленными с нарушениями, окажемся виноватыми мы, разметчики. К слову, водители, попавшие в аварию в зоне проведения наших работ, в первую очередь пытаются спихнуть вину именно на нас. Мол, эти работяги помешали или знаки забыли поставить… А смертельные инциденты бывают едва ли не ежегодно. Как правило, в наш грузовик, используемый в качестве машины прикрытия, на огромной скорости врезается автомобиль. Итог — трупы или тяжелые раненые… Запомнился случай в 2013 году, когда «Тойота-Камри» пассажирской стороной влетела под машину прикрытия. За рулем сидел молодой парень. Нетрезвый. Его мама погибла на месте, у самого — ни царапины… И такое — повторюсь — каждый год. Знаки, моргающие оранжевые стрелы, указывающие путь объезда… Такое ощущение, будто другие водители и не видят наших предупреждений! Считаю, что работа разметчиком хорошо повлияла на меня как на водителя в плане дорожной грамотности и безопасности. Положительные тенденции есть практически у всех моих коллег! Когда часто видишь, как из покореженных машин вытаскивают трупы, — задумываешься как о соблюдении требований разметки, так и о других пунктах ПДД…»

Бригады

на ручных работах На ручных работах

По сути, разметчиков по специализациям можно разделить на три типа. Есть бригада, работающая «на термопластике», то есть наносящая разметку из термопластика. Такая существенно дороже обычной краски, зато держится гораздо дольше. В «артель» входит 5 человек. Руководит всеми, а также управляет дорожно-разметочной машиной бригадир. Котловар отвечает за подготовку к работам горячего термопластика (этот материал хранится в виде порошка в мешках, а затем варится в специальном котле). Есть еще один водитель — он управляет грузовиком, который перевозит разметочную машину. Наконец, есть два разметчика — старший и младший. Помимо всего прочего, за смену они перелопачивают столько мешков с термопластиком, что, если эти мешки взвесить, получится 10 тонн!

Другой тип бригад (в каждой — 4 человека) специализируется на нанесении разметки обычной краской. Ею, как правило, «рисуют» в городах, где из-за негативного влияния снегоуборочных машин и повышенного трафика термопластик стараются не наносить. Иначе работы выйдут золотыми, ведь на всю разметку фирма дает гарантию. «Если бы бюджеты российских городов, и Саранска в том числе, могли себе позволить отличное финансирование дорожной отрасли, автолюбители ездили бы по дорогам без ям и с термопластиковой разметкой», — считает Андрей Абрамов.

Наконец, третий тип — те, что заняты на ручных работах: «рисовании» пешеходных переходов, стрелок, указывающих направление движения по полосам, стоп-линий… Данные работы выполняются краской и холодным пластиком. Последний материал изначально находится в жидком виде (по консистенции напоминает густую сметану), а затвердевает при добавлении специальной «химии». Работы с применением холодного пластика выходят самыми дорогими. В каждой такой «артели» всего три человека — бригадир, водитель и разметчик. К слову, работу всех специалистов проверяет мобильная лаборатория. Если какая-либо линия не соответствует нормам, разметчиков могут оштрафовать. Само собой, на свои работы они дают гарантию. И если в гарантийный срок читаемость разметки нарушилась — фирма обязана восстановить «художества» за свой счет.

Техника, с которой сейчас работают разметчики, компьютеризированная — практически вся немецкая, подержанная, на базе «Мерседесов». «Немцы» приходят в Россию уже с существенными пробегами по германским просторам, но их качество таково, что и здесь они продолжают работать без каких-либо проблем. К слову, в фирме есть комплект шведской дорожно-разметочной техники на базе «Вольво» выпуска… 1986 года. Мало того что она до сих пор трудоспособна: по производительности перекрывает современную немецкую технику, поэтому бригада, работающая на «Вольво», продуктивнее! Материалы по нанесению разметки производят на заводе в подмосковной Коломне.

Интересно, что фирма проводит ежегодное переобучение всех новых сотрудников… в Мордовии. Раньше специалисты резервировали для своих тренингов турбазу «Сура» под Сабаевом (снова Кочкуровский район!), сейчас же переместились в Саранск в местный санаторий.

Ребята размечали дороги во многих регионах России — Нижегородской, Самарской, Смоленской, Московской, Тюменской областях, а также в Краснодарское крае, Татарстане и Адыгее. Работали и в Сибири — Курганской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе.

Общение

легковушка врезалась в грузовик прикрытия Легковушка врезалась в грузовик прикрытия

«Вокруг крупных городов и в Московской области мы часто сталкиваемся с проявлением агрессии со стороны автолюбителей, — говорит Андрей. — Долгое стояние в пробках, видимо, провоцирует людей… Видя дорожников, они ассоциируют свои пробочные беды именно с нами. Некоторые специально сбивают заградительные конусы! Бывает, люди выходят из машины и сбрасывают в кювет наши знаки. Так они освобождают себе путь для проезда по обочине… А сколько мата мы выслушали в свой адрес… Бывает, даже проклинают нас. Таких водителей процентов десять от общей массы. Как правило, это молодежь на тонированных заниженных машинах. Но есть и дальнобойщики в возрасте! Вот их я вообще не могу понять! Казалось бы, с опытом должно прийти понимание, что наличие разметки на дороге — залог безопасной поездки. Но нет… Они орут в рацию, что мы мешаем работать водителям фур. Хочется им сказать: вперед, езжайте в дождь по трассе без разметки. И лучше ночью… Посмотрим, что с вами станет. Я заметил, что наглостью также отличаются жители Москвы и Московской области на дорогих автомобилях. Похоже, они считают, что иномарочное приобретение выделяет их из толпы, наделяя правом относиться к людям по-хамски. Владельцы дорогих машин в Сибири мне показались более спокойными и простыми. Видимо, для них большой внедорожник — лишь средство передвижения».

Нередко автомобилисты достают разметчиков требованиями закрасить на каком-либо участке сплошную. Интересный подобный случай был с бригадой Андрея несколько лет назад возле люксового дачного поселка в Подмосковье. Рядом с ребятами остановился «вкруг» тонированный Audi Q7 (дорогой немецкий внедорожник). Несколько минут из него никто не выходил. Наконец, дверь открылась, и из салона медленно выкарабкался древний старичок. Потихонечку он дотопал до разметчиков, которые с интересом ждали, что же ему нужно. Визитер пояснил: «Хочу, чтоб вы замазали черной краской сплошную в-о-о-о-н у того неприметного поворота. Зачем? Там моя дача! Хочу сворачивать к ней в указанном месте!» Разметчики пояснили, что замазывать не имеют права. И посоветовали старичку соблюдать ПДД и разворачиваться чуть подальше, в 200 метрах от своей дачи. Дед заметно разозлился и заявил, что не хочет тратить деньги на топливо, которое будет потреблять его «немец», проезжая лишние несколько сотен метров. На помощь деду пришла его более активная супруга. Но и она не смогла уговорить дорожников. Тогда парочка села в свой Audi с двигателем мощностью несколько сотен лошадей и неожиданно быстро умчалась, подняв клубы пыли. Якобы в администрацию, договариваться с чиновниками…

мерседес«Мы никогда «не рисуем» как в голову взбредет, — продолжает наш собеседник. — Любой штрих, который наносим на асфальт, указан в специальной схеме, согласованной заказчиком (как правило, это администрация города или района) и ГИБДД. Пытающимся нам что-то доказать автолюбителям я стараюсь спокойно объяснить, что сплошная, к примеру, в этом месте нужна ради безопасности. Закрытый поворот, ограниченная видимость… Рассказываю, что схемы готовят далеко не глупые люди. Справедливости ради должен заметить, что иногда и эти неглупые люди допускают промахи. Точнее, ленятся. Составляют дорожную дислокацию, ни разу не побывав на том месте. Не хотят выезжать на место, не хотят проверять соответствие реальной дорожной обстановки и бумаг, составленных часто в далеких 90-х. И часто по уму сплошная там не нужна: обстановка изменилась, из пустынного перекрестка место стало оживленным, добавились светофоры, еще что-то… Так что советую водителям: если хотите изменить организацию дорожного движения, то обращайтесь не к работягам-разметчикам, а в соответствующую организацию или ГИБДД».

Деньги

Работа у разметчиков сезонная — как правило, с апреля по октябрь. Бывают вызовы и зимой, когда нужно восстановить часть разметки, находящейся на гарантии. Но обычно с ноября по март ребята находятся дома в отпуске. Кто-то отдыхает в свое удовольствие (деньги, заработанные за сезон, позволяют), а кто-то подрабатывает где сможет, чтобы без дела не сидеть. Есть, например, в одной бригаде житель Саранска, который давно заработал на новую иномарку бизнес-класса, но зимой устраивается на завод грузчиком за 12 тысяч рублей.

Тех, кого после рассказа о доходе разметчиков привлекла эта профессия, пусть задумаются: а готовы ли они работать на трассе днем и ночью, когда в нескольких сантиметрах на скорости за 100 км/ч проносится легковушка или грузовик? Готовы рисковать собой в потоке машин, водители которых тотально не соблюдают правила и легко раскатают разметчиков по асфальту, а затем позорно убегут с места ДТП? Такой пример у ребят был. Молодого парня из Саранска, разметчика, что спокойно выполнял свою работу на разделительной в Тюменской области, зацепила фура — огромный «Фрейтлайнер». Водитель скрылся. Его пытались догнать дальнобойщики-очевидцы, но не смогли (или не захотели?). Не нашли виновника и сотрудники ГИБДД. А следы от этой аварии у разметчика останутся на лице на всю жизнь…

«Первое время меня страшило осознание того, что рядом с нереальной скоростью проносятся машины, — вспоминает Андрей Абрамов. — Сейчас понимаю, что привык. И это плохо. Привычка притупляет чувство самосохранения, и я могу, например, во время работы перейти дорогу перед близко идущим транспортом… Нужно менять сознание!»

340x240_mvno_stolica-s-noresize