Авто

«Поведение на дороге — ​ это отражение всего общества!»

Президент Всероссийского союза автошкол Елена Зайцева — ​«Столице С»

Президент Всероссийского союза автошкол Елена Зайцева — ​«Столице С».

Часть автомобильных школ Мордовии объединяется в ассоциацию. Такое решение представители учебных заведений приняли 17 мая на специальном межрегиональном круглом столе, который прошел на базе саранского Дома науки и техники. Денис Тюркин поговорил о проблемах этих учреждений, возможном росте цен на их услуги и гипотетических плюсах объединения для клиентов со специальным гостем мероприятия — ​президентом Всероссийского союза автошкол Еленой Зайцевой.

С 1998 года Елена Зайцева возглавляет частную «Университетскую автошколу», с 2011 является исполнительным директором некоммерческого партнерства образовательных и научно-производственных организаций «Ассоциация автомобильных школ» (Москва), куда входит 21 образовательная организация, а с января 2016 года — ​президентом Всероссийского союза автошкол. В последнее объединение вошло пять региональных ассоциаций: Уральская, Приморская, Московская, Красноярская и Байкальская. На подходе Санкт-Петербургская, Тульская и, если все сложится, Мордовская. Решение об образовании последней было принято в ходе круглого стола 17 мая. Участники будущей ассоциации — ​а это с десяток организаций — ​проговорили все организационно-технические этапы и наметили, что через неделю проведут учредительное собрание.

«С»: По поводу автошкол все более или менее ясно: ассоциация даст им возможность проще решать отдельные организационные вопросы. А что с обычными потребителями, кандидатами в водители? Им какой плюс от объединения?

— Считаю, что в ассоциацию входят, скажем так, честные и добросовестные автошколы, которые не боятся за свое имя. Ассоциация — ​гарантия качества, это имидж. Для потребителя это сигнал, что у него есть больше шансов получить качественное обучение в организации, которая контролирует сама себя, и отсутствует риск нарваться на какую-то липовую школу, что продает корочки.

«С»: Участники круглого стола жаловались на демпингующих игроков рынка. Мол, они мешают нормально развиваться «хорошим» учреждениям и выпускают на наши дороги неподготовленных курсантов. Полуфабрикатов. Представим кандидатов в водители людьми, которые заперты в маленьком городе и стремятся его покинуть через единственные ворота. Но на воротах стоит стража в виде сотрудников ГИБДД, разве не так?

— А вот и спросите у представителей этой структуры, как же они выдают права неподготовленным людям! Возьмите у них интервью.

«С»: Но, может, демпингующие школы все же учат нормально, раз ГИБДД выдает их клиентам права после успешных экзаменов?

— А потом эти люди, как мне рассказывали здесь коллеги, приходят с правами учиться в нормальные автошколы. Заметьте — ​не переучиваться. А учиться! У нас все с ног на голову… И гаишники не будут жаловаться, их все устраивает. Демпинг цен — ​это не причина, а следствие сложившейся ситуации, когда на выходе нет жесткого, адекватного контроля.

«С»: За последние годы рынок автомобильных школ неоднократно реформировался. По-вашему, изменения приведут к положительному результату?

— Ох, если бы эти нововведения способствовали качеству обучения, но ведь нет…

«С»: Ну а какие новшества вам не импонируют? Обязательная установка видеокамер, требования к наличию автодромов?

— Видеокамеры будут нужны лишь во время проведения экзамена в ГАИ, на этапах процесса обучения от нас их не требуют. Но поскольку в ГАИ учебных машин нет, автодромов нет и все делают на материальной базе автошкол, то… Понимаете, кто понесет дополнительные траты? Автошколы, само собой, но вы идите дальше… Да-да, клиенты!

«С»: Прогнозируете рост цен на обучение с 1 сентября, когда вступит в силу соответствующий приказ МВД?

— Естественно. Непростые времена для автошкол наступили. Число клиентов и без того уменьшается, наверное, в связи со сложной экономической ситуацией в стране. В Москве, например, набор в отдельные автошколы упал в два раза. У вас, как понимаю, падение хоть и не в таких масштабах идет, но все же…

«С»: Может, дело в перенасыщении? Все, кто желал, обучились…

— Вряд ли. Молодое поколение всегда создаст новую волну. Просто люди откладывают, задвигают на второй план получение водительского удостоверения в условиях непростой экономической обстановки. В Москве некоторые школы еле выживают. И знаете, какие? Те, что стараются все выполнять по закону! Как раз им тяжело экономически. Начинается вторая волна закрытий образовательных учреждений. Первая волна была два года назад после всех реформ… И качество обучения, считаю, падает…

Президент Всероссийского союза автошкол Елена Зайцева — ​«Столице С».

«С»: Чем-то эта ситуация напоминает рынок такси. Там тоже после серьезных законодательных нововведений законопослушным фирмам стало тяжелее выживать, а проще себя чувствуют те, что находятся в тени…

— Да-да, еще и приход на рынок онлайн-сервисов вроде «Убера» и «ЯндексТакси» повлиял… Для клиента это, вроде хорошо, ему без разницы… Но качество все равно страдает.

«С»: А какими инструментами можно оценить качество обучения в автошколе? Статистикой аварийности молодых водителей с «разбивкой по автошколам», что предоставляет ГИБДД?

— Не думаю. Когда водитель садится, к примеру, за руль пьяным, явно не автошкола в этом виновата. На мой взгляд, оценивать уровень подготовки можно по проценту успешности сдачи итогового экзамена, именно так делают в Европе.

«С»: Кстати, каковы расценки на обучение водителей в столице России?

— Они разнятся именно из-за демпинга и всяких недобросовестных организаций. Кто-то предлагает 25 тысяч, что смешно в условиях мегаполиса, где, например, стоимость аренды помещений очень высока. Но в среднем, ​это 40–45 тысяч рублей.

«С»: Сами за рулем ездите?

— Да, много лет. К московскому движению привыкла. Ездила и по Европе. Там водители друг к другу иначе относятся. Там уважают друг друга, и не только за рулем. Что говорить: поведение на дороге — ​это отражение всего общества. В некоторых европейских странах есть специальный термин «дружелюбное вождение» (friendly driving). Когда в общественной палате РФ проходило слушание по безопасности дорожного движения, мы записали в рекомендации для Госсовета при Президенте РФ этот термин. Затем в Ярославле на заседании Госсовета Владимир Путин в своей речи упомянул наш термин. Мне было очень приятно услышать от него эти слова. Но, что будет дальше за словами, ​посмотрим…

«С»: Участники круглого стола в Саранске внесли предложение законодательно разделить понятия «профессиональный водитель» и «любитель»…

— Да, первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов поддержал нас. Дело в том, что после введения в 2014 году новых программ для автошкол каждый обучающийся проходит полный курс профессионального водителя. Например, в Европе существует базовый курс для любителя и полный — для профессионала. У нас же все смешали в кучу, получилось и не для тех, и не для этих. Для любителей перенасытили всякой ненужной информацией вроде работы диспетчерских служб такси, крепления груза и даже замены электролита в аккумуляторе. А для профессионалов программа недостаточно подробная.

«С»: Значит ли это, что с разделением программ стоимость обучения для любителей может снизиться?

— Конечно. Надеюсь, наше предложение поддержат в Минобразования… Здравый смысл сам говорит, что так должно быть

340x240_mvno_stolica-s-noresize