Авто

Верной дорогой идем

dorogat-stolica-s-su

Автостолица узнала все о строительстве автомобильных путей сообщения в Мордовии.

Три крупнейших дорожных объекта с пятью сложными развязками будут сданы в эксплуатацию в регионе‑13 осенью: объездная Краснослободска стоимостью 4,5 миллиарда рублей, двухуровневая развязка на пересечении с М5 «Урал» с подъездной дорогой ценой в 1,7 миллиарда и эстакада недалеко от саранского футбольного стадиона к ЧМ‑2018. В исторической ретроспективе подобный масштаб дорожных строек в Мордовии уникален. Вообще в текущем году на строительство, реконструкцию и содержание транспортных артерий в республике планируется направить более 5,7 миллиарда рублей. Аналогичный по размерам транш ушел на те же цели годом ранее. Подробности строительства транспортных артерий у начальника Управления автомобильных дорог Мордовии Валерия Резепова узнал ДЕНИС ТЮРКИН.

Краснослободск

Для начала стоит сказать, что в Мордовии произошла смена организации, содержащей все проходящие по республике федеральные дороги (за исключением М5 «Урал»). Вместо «Упрдор «Волга» с головным офисом в Чебоксарах «пришло» казенное учреждение «Упрдор «Москва — ​Нижний Новгород». Рассматривался даже вопрос создания филиала в Мордовии, но чиновники все же посчитали, что близлежащего офиса в Нижнем Новгороде для нормальной работы будет достаточно…

Эта новая для нашего региона организация вместо «Волги» стала заказчиком строительства, в частности, объездной Краснослободска. Ее возведение началось еще в 2010 году и было разбито на два пусковых комплекса. Первый включал в себя ряд транспортных развязок между существующими трассами Краснослободск — ​Атюрьево и Краснослободск — ​Ковылкино и был сдан в 2013 году. Со вторым пусковым комплексом (со строительством нескольких мостов) из-за генерального подрядчика — ​саратовской компании «Волгомост» — ​возникли существенные проблемы. Сдать его должны были в 2013 году, затем «финал» перенесли на 2014 год… По словам Валерия Резепова, руководство «Упрдор «Москва — ​Нижний Новгород» заверило, что объездная будет сдана в эксплуатацию в сентябре текущего года. На объекте осталось завершить работы стоимостью всего около 145 миллионов рублей. Сейчас уже готовится документация для передачи существующей дороги «подъезд от Саранска к М5 «Урал», проходящей по Краснослободску, из федеральной собственности в региональную.

Дубенский район

Уже несколько лет реконструируется участок трассы Саранск — ​Сурское — ​Ульяновск на отметке 84–97 км в Дубенском районе. Трудятся там специалисты «Ханты-Мансийскдорстрой». В текущем году работы продолжатся на участке, где сделаны объездные. То есть там реконструкция завершится. А вот оставшаяся часть будет, возможно, законсервирована, то есть рабочие лишь заменят дорожное полотно. Причина банальна: ​недостаток средств… Более того, в связи с непростой обстановкой в экономике государства перед дорожными чиновниками ставится задача не начинать работ на новых объектах, пока не будут сданы в эксплуатацию существующие.

Зубово-Полянский и Торбеевский районы

Завершаются работы на участке 178–185 км трассы «подъезд к М5 «Урал» от Саранска» в Зубово-Полянском районе. В 2015 году был введен в строй первый пусковой комплекс длиной 6 км, в сентябре текущего года ожидается сдача второго, представляющего собой двухуровневую развязку на пересечении с трассой М5 «Урал». Финансирование по объекту на 100% подтверждено (общая смета — ​1 миллиард 700 миллионов рублей). Еще три года назад «С» сообщала о глобальных планах дорожников изменить конфигурацию самой трассы М5 «Урал» в Зубово-Полянском районе так, чтобы она обходила стороной населенные пункты Умет, Зарубкино, Аким-Сергеевку, Новые Выселки и Каргал. Был подготовлен и проект. Но вряд ли он будет реализован в ближайшие годы из-за общей ситуации в стране. Слишком велика нагрузка на бюджет: реконструкция может обойтись в десятки миллиардов рублей… Так что пророчество «Столицы С», данное в 2013 году, о скорой смерти всероссийской столицы шашлыков Умете не сбывается…

Все по той же причине заморожено и строительство второго участка дороги от Торбеева до «подъезда к М5 «Урал» от Саранска» в обход сел Никольского и Сургоди. Первый участок — ​от Торбеева до деревни Самбур — ​был сдан пару лет назад, но движение на нем так и не открыто. Предполагается, что уже в ближайшее время машины туда запустят, и тогда Самбур станет самой продвинутой по транспортной инфраструктуре деревенькой в Мордовии (а, может, и во всей России), так как к ней ведет новейшая двухполосная магистраль с отбойниками и термопластиковой разметкой.

Саранск

Продолжается строительство Восточного обхода Саранска. В этом году строители выйдут на участок возле аэропорта. До ЧМ‑2018 по футболу планируется соединить его с улицей Пионерской в Ялге. Там появится развязка типа «обжатый клеверный лист», а через железнодорожное полотно и реку Инсар возведут путепровод, как на улице Невского в Саранске. Под снос попадают две заправки и шесть домов. Общая стоимость участка 3,7 миллиарда рублей. Также в рамках строительства Восточного обхода запланировано возведение двухуровневой развязки типа «лук» на выезде из Саранска в сторону Ульяновска (на нынешнем перекрестке с дорогой на Большие Березники у теплиц). Но проект вряд ли реализуют до 2018 года, острой необходимости в нем нет.

Интересна тема развития трассы Саранск — ​Рузаевка. Будучи несколько лет назад с визитом в столице республики, министр транспорта РФ Игорь Левитин выдвинул собственную идею. Он предложил как бы закольцевать Саранск с юго-западной стороны, построив с севера объездную Рузаевки и две двухуровневые развязки типа «клеверный лист» на въезде в город железнодорожников со стороны столицы и на повороте на рузаевское село Шишкеево. В такой ситуации взаимосвязанными окажутся все федеральные трассы вокруг столицы региона, да и тяжелые грузовики можно будет пустить в обход населенных пунктов. По словам Валерия Резепова, такие планы вовсе не окончательны и рассматриваются среди прочих.

Северный участок объездной Саранска (от дорог на Ульяновск и Нижний Новгород), скорее всего, будет передан из республиканской собственности в федеральную, с подчинением учреждению «Упрдор «Москва — ​Нижний Новгород». Возможно, это даст шанс на реконструкцию трассы, ныне порядком изношенной.

Теперь о самой, наверное, сложной стройке в городской черте — ​магистрали, которая должна связать Светотехстрой и Химмаш. Сейчас идет работа по передаче улицы Строительной из городской в республиканскую собственность, так как объект очень важен, сложен и требует значительных финансовых затрат. Как только эта процедура завершится подписанием постановления Правительства РМ, заказчик начнет торги. Проект уже готов. Общая цена строительства 7,5 миллиарда рублей. Участок будет поделен на два этапа. Уже в этом году горожане смогут увидеть рабочих на возведении первого: на улице Строительной от улицы Титова до Гожувской со строительством моста эстакады протяженностью более одного километра (цена 5,7 миллиарда).

До октября строители сдадут в эксплуатацию эстакаду с подпорными стенками, которая свяжет улицу Невского с Севастопольской. И последнее, почти за 214 миллионов рублей до конца года построят новую дорогу к аэропорту. Транспортная артерия будет вести прямо ко взлетному полю, где до 2018 года возникнет новое здание аэровокзала.

Отдельный вопрос Валерию Резепову

«С»: Какая дорога в Мордовии вас как водителя злит больше всего?

«Таких нет. У нас хорошие дороги. Никого не уговариваю и не гипнотизирую. Все познается в сравнении. Я часто по работе езжу в Чувашию, Самарскую и другие области. Так вот, после этих регионов я понимаю, что у нас все гораздо лучше. В этом году федеральный центр дает Мордовии 1,6 миллиарда рублей на дороги. В стране более 80 регионов, но каждый год средства выделяются паре десятков и нам в том числе. О чем это говорит? Мы умеем договариваться и объяснять обоснованность своих проектов. Руководство республики просто много работает в федеральных органах власти. В Саранске я живу на Семашко, заезд на которую происходит через улицу Пушкина. Помните, какой была там дорога? Вот-вот, ужас. Но я не жаловался. Что теперь, с ума сходить и волосы на себе рвать? Просто выбирал адекватную скорость и ехал спокойно. А в прошлом году там все сделали, и поводы для жалоб вообще отпали. Так вот, я не кричу и не возмущаюсь, потому что понимаю: единомоментно все дороги сделать невозможно, так не бывает, на все денег реально не хватит. Наверное, я понимаю это, так как у меня работа такая, связана с дорогами…».

Кстати:

Валерий Резепов объяснил причины установки знака ограничения скорости в 40 км/ч на новом путепроводе на улице Невского в столице при движении в сторону строящегося стадиона: «На стыке путепровода и дороги присутствует небольшая ступенька, поэтому мы просто решили перестраховаться и дать понять автомобилистам, что именно с такой скоростью там ехать безопаснее всего». Валерий Резепов пообещал, что его специалисты рассмотрят возможность установки знака «Конец ограничения скорости 40 км/ч» сразу после путепровода, как это было раньше. Также начальник «Упрдора Мордовии» в положительном ключе отреагировал на предложение корр. «С» об установке табличек «населенный пункт», возвещающих о въезде в Саранск, и «конец населенного пункта», в свою очередь, информирующих о выезде из города, на новой развязке «клеверный лист» у аэропорта. Вдобавок можно ожидать снятия забытых дорожниками знаков, запрещающих поворот на дорогу в направлении этой развязки со стороны кругового пересечения трасс Саранск — ​теплицы — ​Атемар.

Что сделано в 2015 году в районах Мордовии (строительство и реконструкция дорог)

340x240_mvno_stolica-s-noresize