Авто

«Кто пострадает от отмены транспортного налога? Правильно — сами автомобилисты!»

Депутат Госдумы, бывший министр транспорта РФ Виталий Ефимов — «Столице С»

Если вы, жители Мордовии, еще не знали, то… Наши с вами интересы в высшем законодательном органе власти в стране — Госдуме РФ — представляет в том числе уроженец Московской области, часть жизни проработавший в области Нижегородской, бывший министр транспорта России Виталий Ефимов. Что ему удалось сделать для Мордовии? Почему необходимы и транспортный налог и система «Платон»? Разговор ДЕНИСА ТЮРКИНА с народным избранником получился однобокий, в том смысле, что обсуждали лишь тему дорог. Может, потому что она больше всех волнует?

Мордовия

«С»: Вы приняли участие в мероприятиях, связанных с визитом в Мордовию министра транспорта РФ Максима Соколова. Как все прошло?

— Достойно. В Саранске, в частности, состоялся совет при полпреде Президента РФ Приволжском федеральном округе на тему развития автодорог и безопасности дорожного движения. Почему именно в вашей республике провели такое совещание? Потому что Мордовия — это один из тех регионов страны, у которого можно кое-чему поучиться…

«С»: Как вы оцениваете развитие транспортной сети — в частности, автодорожной — в регионе-13?

— Я когда прибываю в Саранск, то по дороге из аэропорта наблюдаю множество дорожных строек. Тут — новая развязка, там — новая магистраль… Вы же в Мордовии живете, правильно? Как сами оцениваете?

«С»: Ну, здесь важно ваше мнение, а не мое…

— Погодите, погодите… Я что, на допросе у следователя? Нет, милый мой, так не пойдет. Мы ведем диалог, поэтому будьте добры…

«С»: Хорошо… Побывав в большинстве регионов страны, могу сказать, что в Мордовии дороги — в сравнении с этими регионами — очень даже хороши.

— Вот, правильно! Смотрите… Я работал начальником транспортного управления в Горьковской области… Помню, еду в служебной машине, читаю документы, например. И на границе с Мордовией водитель предупреждал: «Все, Виталий Борисович, кончились дороги!» Это значит тряска и все такое… А сейчас произошли глобальные изменения и дороги в Мордовии — одни из лучших в стране. Но. Еще остается много проблем в отрасли. Допустим, как депутату с 2011 года мне удалось увеличить дорожный фонд Мордовии на 30 %, а также привлечь около 8,5 миллиарда федеральных средств на дороги регионального и муниципального значения и сопоставимую сумму — на дороги федерального значения, которые у вас тоже есть в республике. Идут средства по программе «Развитие транспортной системы России» на строительство дорог в населенных пунктах, где живет более 125 человек. Но этого мало, потому что в республике около 30 % сел и деревень не имеют подъездных путей с асфальтовым покрытием. Есть еще одна проблема, которая особенно не озвучивается на высоком уровне: на многих сельских улицах нет асфальта и жители вынуждены ходить по грязи круглый год в резиновых сапогах.

Следующий вопрос — стоит повышать качество дорог. Кстати, если говорить о финансировании отрасли… Нам нужно изыскивать откуда-то резервы… Прекрасно знаете, что сейчас идет сокращение финансирования почти везде — в медицине, в социалке, что уж говорить про дорожное строительство. Так вот, в Мордовию в 2016 году придет средств на 26 % больше, чем годом ранее. Для регионов в такое сложное время это редкость. Думаю, что это тоже достижение депутатского корпуса. Мы выбили 300 миллионов на строительство перехода на улице Строительной, там будет развязка… В целом стройка стоит дорого, но она нужна городу. 1 миллиард 300 миллионов уйдет на продолжение строительства восточного участка объездной Саранска (от аэропорта).

СССР

«С»: А если уйти от сравнения качества транспортных направлений в регионах и сопоставить в целом Россию и развитые страны, например европейские? Ведь сравнение будет не в пользу нашего государства: протяженность сети небольшая, качество даже федеральных вроде М5 «Урал» ужасное…

— Здесь я с вами согласен. А все почему? Развитые страны начали строить дороги 100 лет назад. Перед войной (видимо, Второй мировой — «С») в Европе уже была развитая сеть дорог с жестким покрытием. А в СССР строительство развернулось лишь при Хрущеве, и то в первую очередь стали класть не асфальт, а камни… То есть сидели каменщики на коленях и пристукивали камни, создавая проезжую часть… В общем, здесь мы здорово отстали от Европы. Но есть и второе объяснение. Россия уж очень велика. Если помните, лишь четыре года назад Москву связали с Владивостоком асфальтовой дорогой…

«С»: Да-да, самому в 2008 году по дороге от Находки в Саранск пришлось преодолевать брод на федеральной трассе, и тогда общая протяженность грунтовок на пути превышала 2500 км…

— Вот-вот, и только недавно, значит, города связали нормальной трассой…

«С»: Как считаете, можно ли назвать минусом именно советского строя такое медленное развитие дорожной сети?

(Задумывается — «С».) Мы все время ищем минусы в СССР… После войны (Великой Отечественной — «С») мы вынуждены были восстанавливать разрушенные города и села. На это ушло 15 лет. 1945-й плюс 15 — это сколько получается? До 1960 года только вставали с колен! Не до дорог было! Следовало восстановить фабрики, города, села… И только при Хрущеве стали заниматься транспортными артериями, повторюсь. В СССР много строили, но там (в Европе — «С») начали строить еще раньше! Хотя в той же Европе восстанавливать послевоенную экономику начали именно со строительства дорог… Поэтому нам нужно догонять. В какой-то мере делать это сложно. Ведь только вдумайтесь: протяженность пути от Москвы до Владивостока составляет 9 тысяч км! Этой дорогой, наверное, всю Данию можно застроить или другую какую европейскую страну… Важный момент: нам еще нужно сражаться за то, чтобы дороги строили качественно. Много денег уходит на их ремонт! Пожалуй, плохо пока сражаемся. И пресса, и мы, депутаты… То есть важно не только финансирование, но и качество в ремонте и строительстве. Пожалуй, можно уже нам начинать обслуживать дороги по жизненному их циклу, когда предприятие, построившее магистраль, будет ее обслуживать 20—30 лет. Плохо сделал — будешь мучиться. Хорошо сделал — вложения потребуются минимальные.

Житель Мордовии ждут новых качественных дорог Житель Мордовии ждут новых качественных дорог

«С»: Кстати, я тут прикинул… В 1994 году вы же были министром транспорта РФ? Значит, в том числе вас нужно благодарить за появление в моей деревне Заберезово Краснослободского района первой и пока единственной асфальтированной улицы? Тогда в той глуши это было целым событием. Страна еще не оправилась после развала СССР, но каким-то непостижимым образом вспомнила о маленьком населенном пункте и его проблемах с транспортной доступностью… У нас же только трактора ездили, грязь ужасная!

— Да, до 1996 года я был министром… Тогда удалось создать добротный дорожный фонд и строить ежегодно 8500 км дорог разных значений. Тогда было важно прокладывать асфальт к селам. Важно это и сейчас. Чтобы народ хорошо себя чувствовал на селе, чтобы молодежь не уезжала — что нужно для этого? Первое — газоснабжение. В Мордовии оно есть? Почти в каждой деревне. Второе — водопровод, и тут еще есть с чем работать. Наконец, третье, а может, самое главное — это наличие хорошей дороги. Чтобы люди не тракторами вытаскивали из грязи свои машины. Чтобы люди могли быстро доехать до райцентра, к родственникам в соседнее село, в театр в столицу региона. Если три эти задачи решим, то народ пойдет из города в деревню. Мне так кажется. Третью задачу я и стараюсь решать. Думаю, местами это получается. Скоро выборы… Если народ пожелает, чтобы я остался, то и дальше буду решать…

«С»: Хорошо, но тут ситуация такая… За 22 года та дорога в Заберезове полностью пришла в негодность, как и многие другие ранее построенные в селах…

— Ну, это нужно давать наказ депутату, чтобы он протолкнул… И тогда дорогу восстановят.

«Платон»

«С»: Понятно. В начале беседы вы заметили, что стране требуется изыскивать резервы на дорожное строительство. Может ли система сбора денег с грузовиков массой более 12 тонн «Платон» стать подспорьем в этом плане?

— Я отношусь отрицательно к «Платону». Он не даст того эффекта, на который рассчитывали инициаторы. Хотя, знаете, в Европе подобная система действует… И вот в чем дело… Получается, что все же одна моя половина выступает за «Платон». По России ездит примерно 1500 иностранных грузовиков. И без «Платона» они ничего не платили бы, тогда как российские грузоперевозчики, начиная с Белоруссии, платят за проезд по европейским дорогам. Это как-то обидно! «Платон» ввели не так, как нужно… И перевозчики терпят серьезные финансовые издержки. Может, переложить их на плечи грузовладельца? Но как бы то ни было, в конечном счете перевозимая морковка все равно станет дороже…

«С»: Что с вашей инициативой по отмене транспортного налога для грузовиков массой более 12 тонн?

— Хм… Смотри, что получается… В дорожном фонде Мордовии, объем которого составляет порядка 1 миллиарда 600 миллионов рублей, 600 миллионов — это поступления от транспортного налога. Если его отменить, что будет? Правильно: уменьшатся объемы строительства и ремонта трасс. Кто от этого пострадает? Правильно: сами жители, сами автомобилисты. Потому что ездить по бездорожью и плохим дорогам — самим себе в убыток. Машины изнашиваются! Вот что делать? Как бы вы поступили на месте руководства страны? Что вы посоветуете, как гражданин?

«С»: Ну, я-то поддерживаю идею транспортного налога и не считаю, что его нужно отменять полностью, может, только для тяжелых грузовиков, раз на то пошло…

— Но дело еще вот в чем! Требуется, чтобы деньги из дорожного фонда уходили по назначению, а дороги делали качественно!

«С»: Все так часто говорят о воровстве в дорожной отрасли, и даже вы сейчас обмолвились… А где же тогда суды над ворами-дорожниками? Где все громкие дела? Почему их нет? В Мордовии на моей памяти ни одного подобного не было. Может, и не воруют глобально, как все об этом кричат?

— Вы меня извините, но с этими вопросами обратитесь в МВД. Я там не служу. Если бы у меня были юридически оформленные документы, что кто-то где-то взял, я бы отнес их в МВД или Следственный комитет. Может, у вас есть?

«С»: О чем и речь. У меня нет.

— Ну, вот. Нет, значит, нет. Одни слухи…


Личное дело
Виталий Борисович Ефимов. Родился в 1940 году в совхозе «Красная заря» Московской области. Трудился учеником слесаря, слесарем на машинно-тракторной станции. После окончания в 1964 году Горьковского сельскохозяйственного института по специальности «Инженер-механик» стал работать на транспортных предприятиях Горьковской области.
В 1976 году возглавил Волго-Вятское транспортное управление. С 1986 года — замминистра транспорта РСФСР, с 1991-го по 1996 год — министр транспорта России. Затем, до 2001 года, являлся торговым представителем страны в Венгрии. С 2003 года возглавляет Союз транспортников России. С 2011 года — депутат Госдумы 6-го созыва от фракции «Единая Россия», представляет Мордовию. Первый зампредседателя Комитета по транспорту Госдумы. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Заслуженный работник транспорта РФ, имеет почетные грамоты от Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Госдумы. Доктор экономических наук, кандидат технических наук.

340x240_mvno_stolica-s-noresize