Авто

Гордость и предубеждение

Тест-драйв «Лады-Приоры» с роботизированной коробкой передач

 

главнаяАвтоВАЗ прекратил установку японских «автоматов» Jatco на свои автомобили. Отныне все двухпедальные версии будут оснащаться роботизированными коробками передач, созданными на основе серийных вазовских механических КПП. Заявляется, что они проще и дешевле традиционных «автоматов», а еще благодаря «роботам» «Лады» тратят меньше топлива. ДЕНИС ТЮРКИН, испытывая гордость за отечественных конструкторов, постарался уменьшить предубеждение, которое сложилось у многих автолюбителей по отношению к автоматизированным трансмиссиям.

 

Старое

IMG_0486Когда в транспортном потоке я глазами провожаю обновленную «Приору», то всякий раз вспоминаю, как же хорош ее интерьер. Лучший в «Ладах»! Но при всем при этом по-прежнему считаю «Приору» устаревшим автомобилем в вазовской линейке. Больше вопросов типа «зачем вам это нужно?» возникает только к владельцам «Лады 4*4», жигулевский дух в которой, похоже, умрет только вместе с ней.

Педальный узел тесен. Я время от времени цепляю правой ногой и тормоз, и газ. Хотя смотрю со стороны — места валом. Обман зрения, значит. Правую ногу-то не обманешь! Водительское кресло показалось жутко неудобным. Не припомню, чтоб хоть один тестовый автомобиль приносил столько боли моей пояснице. Зато наблюдаем прогресс — в этот раз кресло не ходило по салазкам на кочках, как во время прошлого теста обновленной «Приоры» в 2014 году. А еще есть туго закрывающиеся двери, слабый головной свет…

И зачем этой бабушке «Приоре» новомодная примочка в виде «робота»? «Пусть будет!» — видимо, решили вазовцы. Для оживления продаж модели сойдет. Да и в качестве обкатки технологии: ведь спустя несколько месяцев после начала продаж подобной «Приоры» в серию пошла «Гранта» с «роботом», а это уже поинтереснее.

 

Новое

актуатор Актуатор

Но я пока — в салоне наследницы вазовской «десятки». Что-то распереживался: вдруг не справлюсь с новомодной трансмиссией?

Выпросил у дилера инструкцию по эксплуатации самого авто, но там — всего несколько предложений о коробке, словно о радиоприемнике. Неужели все так просто? Именно! Задний ход, нейтраль, «автоматический» передний ход и ручное управление. Заметили, что в отличие от машин с «автоматом» здесь нет еще одного положения — «паркинг»? Оставляя авто на стоянку, следует переводить рычаг в положение «реверс», или «А», но заводить мотор — только в нейтрали.

панель Панель

О великие Жигулевские горы, да такая «Лада» стала еще ближе к иномаркам, и не только по цене! (Тестовый экземпляр стоит более 510 тысяч рублей, базовая с «роботом» — от 465 тысяч.) Растворились, как в авиационном керосине, грязь вибраций при старте с места, тремор рычага… Ничего этого нет! А нужно-то было только устранить механическую связь управления процессом переключения передач (подробнее о том, как сделан «робот», — в заметке «Тут — отнять, там — прибавить»). Дело сделано большое, причем вазовцам помогали трансмиссионщики из знаменитого немецкого концерна ZF, которому в августе стукнет 100 лет, и его «дочка» — Sachs. Так что ваши страхи за надежность приоровского агрегата должны рассеяться: господа из ZF плохого не сделают.

рычаг Рычаг

Начнем с упражнений на парковочной площадке. Специально пробую усложнить жизнь роботу, быстро перевожу рычаг из «автоматического» в «заднее» положение и, с какой только быстротой могу, начинаю движение. Хорошо заметно, что мехатронике требуется время на включение передачи (старт не моментальный), но это логично и правильно. И реакция меня порадовала: никаких стуков и рывков в трансмиссии, хотя, по сути, любой «автомат» в такой ситуации именно так и отреагирует.

Еще одно упражнение — старт на подъеме. В случае с традиционным «автоматом» отката автомобиля практически не происходит, но «Приора» катится. Реакция на нажатие педали акселератора на малом ходу не всегда прямолинейна. Иногда кажется, что что-то там запуталось, замялось, провалилось… Хотелось бы лучшей отзывчивости. Чем это может помешать в реальной эксплуатации? Затруднениями в движении в условиях бездорожья, где дозировать тягу нужно просто идеально. В обычных режимах проблем нет.

Что явнее всего не удается «Приоре» с такой трансмиссией, так это плавный разгон. В момент перехода на вторую и третью передачи он на полсекунды как бы прекращается, «Приора» немного дергается и дальше все происходит в нормальном режиме. Напоминает это действия неопытного водителя, который на разгоне теряется, долго ищет нужную передачу, отводя взгляд на поиск рычага КПП… Путем пары проб мне удалось практически свести на нет подобный эффект. Как? В момент переключения передач я просто отпускал педаль газа. А можно еще «щелкать» ступени в ручном режиме…

 

Трасса

экранчик Режимы трансмиссии отображаются в правом верхнем углу информационного дисплея, который расположен между приборами

Хорошая проверка любой автоматической трансмиссии — езда по загруженной загородной дороге за длинномерами в попытке обогнать. Дернешься вперед — а на встречке кто-то едет, стоп, по тормозам… Через пару секунд вновь вперед и снова замедление… С ума можно сойти от этой дерготни. Приоровский робот в этой ситуации — на грани. Дергается, то перескочит на ступень вверх, то понизит передачу, все никак не может войти в стабильное положение. Не лучшее поведение. Исправить ситуацию можно, переведя управление в ручной режим.

В обычном трассовом режиме он ведет себя не хуже обычного «автомата». И не лучше. Для быстрого ускорения, если надобно выйти на обгон, просто продавливаешь педаль поглубже, и электроника, задумавшись, как и положено в этой ситуации, понижает передачу, взревев двигателем.

После длительной езды замечаю, что пластиковая накладка рычага коробки (справа, ближе к пассажиру) греется так, что на ней можно сушить влажные перчатки. Какой-то электронный блок дает жару? Ощущения от самого рычага иномарочные: ходит он мягко, четко, ничего не вибрирует и не люфтит под рукой. В отличие, например, от похожего джойстика на гибридном «Мицубиси-Аутлендере». А ведь тот агрегат стоит за 2 миллиона рублей!

Самое интересное знаете что? «Приора» с «роботом» тратит меньше топлива, чем с обычной механической трансмиссией! В мое путешествие длиной более 300 км со средней скоростью 52 км/ч расход составил 6,6 л на сотню — точно по заявленным техническим характеристикам! Такой же авто с аналогичным двигателем, но с механикой в смешанном режиме тратит на 200 граммов бензина больше, в городском — уже на 400! Кстати, заливать в бак можно только топливо с октановым числом не ниже 95. Резюмирую. АвтоВАЗ создал отличную альтернативу традиционному «автомату». Причем «робот» мне показался предпочтительнее японского Jatco. Во многом свою роль сыграла лучшая топливная экономичность. Да, «робот» имеет свои минусы в виде задержек и малых подергиваний при переключении со второй на третью, но в остальном… Даешь роботизацию!

 

 

«Лада-Приора АМТ 21705-33-053»

/технические характеристики/

Двигатель:

— объем 1,6 л

— мощность 106 л. с.

— максимальный крутящий момент 148 Н*м

Максимальная скорость — 183 км/ч

Время разгона до 100 км/ч — 11,4 с (в ручном режиме); 12,6 с (в автоматическом режиме)

Расход топлива — 8,5 л (в городском цикле); 5,5 л (в загородном цикле); 6,6 л (в смешанном цикле)

 

 

Кстати

Тут – отнять, там – прибавить

рисунок Вазовский «робот» AMT сконструирован на базе модернизированной механической коробки 2180. Исключен внутренний механизм переключения, тросовый привод переключения, привод сцепления, включая трос и блок педалей. Включают и выключают нужные передачи, а также сцепление внедренные в коробку электромеханические устройства — актуаторы (на рисунке под номерами 1 и 2). Также появился датчик оборотов первичного вала (на рисунке под номером 3) и контролер управления КПП. Согласно заводским данным, компоненты «робота» не требуют обслуживания и регулировки весь срок службы, который должен составить не менее 10 лет. Температурный диапазон работы — от минус 40 до плюс 50 градусов по Цельсию.

340x240_mvno_stolica-s-noresize