Авто

Живее всех других

Ведущий «Автостолицы» побывал в Поморье и проехал более 3 тысяч километров на новой «Ладе-Иксрэй»

Позади — 16 часов пути, 1100 километров, Нижегородская, Владимирская, Ивановская и Ярославская области. Осталось проехать сотню метров — и все, мы прибыли в почти вымерший поселок в Вологодской области, где живет семья староверов. Вон, в лучах дальнего света уже виден дорожный указатель. Но одна попытка, вторая, третья, а «Лада-Иксрэй», именуемая производителем кроссовером, останавливается на заснеженном подъеме, помаргивая на щитке приборов красной лампой противобуксовочной системы. Сколько ни дави на газ — электроника душит двигатель… Обидно остановиться в шаге от цели, совершив такое путешествие! ДЕНИС ТЮРКИН, протестировав новую модель Авто¬ВАЗа на Русском Севере, готов рассказать о всех ее плюсах и минусах.

Электроника

Признаться, тем поздним вечером на Вологодчине я ругал автомобиль, не влезший на гору, так, как ругает непонятный механизм глупый человек, встретившийся с механизмом впервые. И понять меня можно было: устал за 1100 пройденных километров, и так хотелось проехать совсем чуть-чуть… Пришлось оставлять гламурный (да-да, теперь к «Ладе» я применяю это слово с легким сердцем) автомобиль внизу горы, рядом с пилорамой. И идти по деревне в полной темноте с незнакомым человеком, который выглядит так, будто сошел с фото начала XX века величайшего мастера Прокудина-Горского.

Дальнейшие сутки пребывания со староверами были прелюбопытнейшими, но об этом — в следующих выпусках «Автостолицы». Утром я решил, как говорят в Верховном суде Мордовии, обозреть окрестности. И понял, что ругался на «Иксрэй» опрометчиво. Подъем мало того что не заканчивался на указателе — далее следовал крутой правый поворот и дорога продолжала идти под гору. Фомину гору, так она именуется местными. Но стыд перед «Ладой» моментально улетучился, когда я увидел, как в гору летит… «Рено-Логан». Заставил меня запрыгнуть на кучу снега, а сам с пробуксовкой — но все же довольно легко — въехал в населенный пункт. Это подвигло меня совершить еще одну попытку «восхождения». Удачную. В самом сложном месте едва не остановился, но заехал! Спасибо «Логану», что пробил мне путь в снегу. Это очередной повод попросить у вазовцев сделать антипробуксовочную систему отключаемой. Вроде должны сделать уже в этом году, наслышаны о проблеме. Также скоро можно ожидать внедрения круиз-контроля. Об отсутствии этой невероятно полезной на трассе функции я переживал больше, чем о краснокнижных дятлах.

К слову, такая схема работы страхующей электроники с неотключаемым трекшн-контролем заимствована у «Рено». В сущности, «Иксрэй» и есть переработанный «Рено-Сандеро-Стэпвэй». Передняя подвеска — его, задняя — ларгусовская (суть — «Логан»), но с увеличенной на 37 мм колеей. У «Иксрэя» новые задние амортизаторы и пружины, а настройки амортизаторов перекалиброваны. Схема воздуховодов климатической системы, судя по всему, тоже досталась от «Логана». В доказательство — обмерзание правого нижнего угла лобового стекла при температуре ниже 10 градусов мороза и движении по трассе.

«Рено»

Сейчас часто можно услышать: «вот концепт, этот был — да!!! А серийный… Ну, совсем не то… Колесики маленькие, несуразные, вот побольше бы!» Во-первых, практически все решения, которые анонсировались на концепте, были применены дизайнерами и на серийном авто. Икс на фейсе, икс на боках, икс в интерьере… Да, концепт был трехдверным. Но купите ли вы, тысячи автолюбителей, трехдверные малопрактичные авто? Нет, купят лишь единицы. Во-вторых, если говорить о колесах… Здесь можно согласиться насчет некоторой несуразности во внешности при взгляде сбоку. Но. Не вы ли, господа владельцы, первыми взвоете, когда вам придется покупать более дорогие 17-дюймовые шины на другой сезон? А диски такого размера? То-то.

Вазовцы придумали интересную штуку: в багажнике есть большая полка, которую можно либо вплотную прижать ко дну, либо поставить на уступы и тем самым сделать «подполье». Запаска лежит тут же, в багажнике, а не приторочена к днищу, в отличие от «Сандеро» Вазовцы придумали интересную штуку: в багажнике есть большая полка, которую можно либо вплотную прижать ко дну, либо поставить на уступы и тем самым сделать «подполье». Запаска лежит тут же, в багажнике, а не приторочена к днищу, в отличие от «Сандеро»

Продажи машины начались 14 февраля. Как только у дилера появился тестовый экземпляр, я прокатился на нем по Мордовии. Двигатель альянса «Рено-Ниссан» H4M объемом 1,6 литра, который устанавливался на массе моделей «Рено» и «Ниссан», «альянсовая» же механическая коробка передач JH3… Поэтому, когда вел переговоры с АвтоВАЗом о взятии машины на недельный тест, просил о версии с новым вазовским мотором 1,8 и «роботом». Но такие экземпляры, как мне пояснили, появятся только ближе к середине марта. Не было в пресс-парке и версий с мотором ВАЗ-21129 и механической коробкой JR5 (тоже ставятся на «Ларгусы»). Поэтому пришлось довольствоваться «Иксрэем», аналогичным тому, на котором я ездил по Мордовии. Тот же набор опций, та же максимальная (на тот момент) комплектация, только цвет другой. У дилеров тесты по правилам могут быть только белыми, а тут — эффектный и не¬обычный для «Лады» (но знакомый по «Рено-Дастеру») коричневый.

По ощущениям, между двумя автомобилями существует разница, несмотря на одинаковый набор «мотор-коробка». Например, у дилерского тестового показалась слишком короткой (как на «Дастерах») первая передача. На сложных покрытиях такая настройка — в плюс, а вот для города и активных водителей — только в минус. Хочешь стартануть побыстрее — мигом меняй первую на вторую. Просто мигом, иначе разгон моментально прекратится. И ладно бы этому благоволила коробка, так нет: переключения часто выходят с затыками. Поверьте, знаю по опыту эксплуатации личного «Ларгуса», на котором используется та же коробка JH3. Зато надежность трансмиссии — на высоте, о чем говорит опыт многотысячной армии владельцев реноподобных автомобилей. Но в целом разгон мне нравится — 11,1 с до сотни. Это самая быстрая вазовская машина, не считая двух более легких «Калин» и «Гранты-Спорт». Живее всех других!

Сзади у «Иксрэя» также немного места, как и в прародителе. Хорошо, что задники кресел отделаны кожзамом, — так их легче оттирать от художеств, которые выписывают маленькие дети, сидя в детских креслах Сзади у «Иксрэя» также немного места, как и в прародителе. Хорошо, что задники кресел отделаны кожзамом, — так их легче оттирать от художеств, которые выписывают маленькие дети, сидя в детских креслах

Не понравилась некая вертлявость дилерского автомобиля за городом. Елозит он по неровной трассе, особенно там, где есть колея и поперечные трещины, а в поворотах, случись кочки, уходит с траектории, а руль в этот момент несколько «пустеет». И — странное дело! — настолько яркой особенности не замечал за «Иксрэем» из пресс-парка, на котором ездил в Вологодскую область. Почему? Пожалуй, есть у меня ответ на этот вопрос, но озвучу позже. Пока добавлю еще одно различие, которое может сильно изменить впечатление об авто. С каким удовольствием я на дилерском хетчбэке рассекал по укатанной снежно-ледяной полевой дорожке в Старошайговском районе Мордовии! Подвеска почти не замечает ледяных надолбов и тракторных «елочек», позволяя поддерживать скорость за 50 км/ч. Но съезжаю на пресс-парковом «Иксрэе» с асфальта на зимник в Вологодчине и… Почему теперь в салон так активно транслируется вся мелочь? Трясется руль, что-то постукивает в передней панели… И на разбитом асфальте на такой машине уровень комфорта чуть ниже. Другие шины — вот в чем дело, думаю. На дилерском хетче были установлены мягкие шипованные «Нордман-4», на другом — фрикционные «Пирелли-Сноуконтрол Винтер-210».

Трасса

Несомненно, я переживал, когда узнал, что в Тольятти мне дадут «Ладу» на нешипованных шинах. Будет ли безопасным поведение авто, ведь путь предстоит неблизкий, тем более на Север? Откровенно говоря, я сторонник использования на нашей территории шипованных покрышек. И все личные авто были на шипах, да и не припомню, чтобы доводилось на тестовых экземплярах, оснащенных фрикционными шинами, ездить так долго и далеко… Но опасения не оправдались! Во-первых, потому что весь наш путь пролегал преимущественно по сухим трассам, без наледи. Во-вторых, там, где лед все же встречался, машина вела себя предсказуемо и не пугала километровым тормозным путем или неожиданными скольжениями. Понятное дело, что поддерживалась безопасная скорость для конкретных участков, но все же. А уж там, где был снег, все опасения отпадали: шипованные шины и те, что не оснащены металлическими «когтями», ведут себя на подобном покрытии идентично. И теперь я задумаюсь, если будет теплая зима: а не перейти ли мне на фрикционные шины, которые и тише, и позволяют трогаться без пробуксовок на асфальте? Кстати, владельцы Картография устаревшая, точки интереса знает далеко не все. Ночного режима при работе карты нет. Но главное — крайне мало рассчитывается вариантов проезда, а задать промежуточную точку вообще невозможно. И будто специально навигатор вел нас через города, а не по объездным. Искренне надеюсь, что владельцы «Иксрэя» смогут быстро обновить систему. И даже тут между дилерским автомобилем и тем, что я взял из пресс-парка, нашел отличие. В дилерском заглуши двигатель, а потом заведи — и музыкальная система станет проигрывать первый файл с флеш-накопителя, а не тот, где вы остановились перед тем, как заглушить мотор. В другом авто такой неприятной особенности не наблюдалось.

Двигатель H4M любит кушать охлаждающую жидкость, и это знают все владельцы авто с такими силовыми агрегатами. На фото хорошо заметно, что уровень «охлаждайки» находится на минимуме, и это при пробеге менее 4 тысяч км Двигатель H4M любит кушать охлаждающую жидкость, и это знают все владельцы авто с такими силовыми агрегатами. На фото хорошо заметно, что уровень «охлаждайки» находится на минимуме, и это при пробеге менее 4 тысяч км

Дизайн интерьера не без приятностей. Особенно нравятся «половинки иксов» — солидные металлические накладки на дефлекторах воздуховодов. Благодаря им — а также листу металла в основании рычага КПП — уровень восприятия качества интерьера стремится вверх. Но если приглядеться внимательнее, то центральная консоль покажется лысоватой. С другой стороны, пусть лучше функция будет превалировать над дизайном, а не наоборот, как это часто бывает. Ведь скомпоновано все удобно. Блок климатической установки перекочевал с «Весты» с тем лишь отличием, что теперь есть автоматический режим работы, а обогрев лобового стекла включается не одновременно с задним единой кнопкой, а при выборе режима обдува «Максимально на стекла». И тут, как и в случае с «Вестой», две проблемки. Первая — это сложно подобрать комфортную температуру и скорость вентилятора. Выставишь 24 — холодно. 25 — жарко. Вторая проблемка скорее субъективно-тактильная. Уж больно хлипенькие и невесомые кругляши климатической системы. Обратной связи — почти ноль. Вот бы их прорезинить, что ли, и сделать ход более тугим…
Подружиться с датчиком дождя не удалось. В основном он «спит», позволяя стеклу так испачкаться, что приходится активировать ручной режим. Но иногда вдруг очнется и давай махать дворниками по чистому стеклу! Да и режим работы стеклоочистителей не очень понравился. После подачи жидкости они делают пять взмахов, причем последний — после небольшой задержки. Зачем? При хороших щетках и двух взмахов достаточно, а так остаются разводы… Хорошо хоть логановскую «соплю» убрали. И полезный плюсик — когда включаешь задний ход, активируется дворник пятой двери.

Ну, автомобиль-то в целом хорош! Здесь уже нет той ужасной «Лады» «старой школы» с завываниями трансмиссии, побрякиваниями подвески и салонных панелей. Здесь есть бюджетный «Рено» со своими плюсами и минусами. И — все-таки — есть собственный стиль и вкус, который больше раскрывается во внешности. Нет провалов ни по одному из ключевых параметров управления автомобилем. Например, если в целом оценивать качество работы подвески, то я поставил бы «Иксрэй» на полступени ниже и «Ларгуса», и «Дастера», и «Весты». Но! При этом внизу той лестницы вы сможете увидеть массу автомобилей даже с ценой за миллион рублей.

Станет ли новая модель популярной? Вряд ли. Людей, привыкших к доступности ВАЗов, отпугивает нынешняя цена, хотя и совершенно адекватная качеству. Считаю, что команде шведа Андерссона удалось задать новый вектор в работе завода. Но шведа увольняют… Что-то будет дальше? Можно ли будет сказать про Авто¬ВАЗ, что он живее всех других?

Дизайн-код встроен даже в обшивку Дизайн-код встроен даже в обшивку

Сколько стоит

589 тысяч стоит самый дешевый «Иксрэй» с вазовским мотором мощностью 106 л. с. В эту комплектацию входит довольно много полезностей, как и в случае с «Вестой»: две подушки безопасности, два задних подголовника, АБС, стабилизационная система, антипробуксовочная система, система помощи при старте на подъеме, защита двигателя, охранная сигнализация, борткомпьютер, ЦЗ, аудиосистема с 4 динамиками и т. д.

Машина с двигателем альянса «Рено-Ниссан» мощностью 110 л. с. будет стоить минимум 628 тысяч, с новым вазовским мотором 1,8 мощностью 122 л. с. с «роботом» — 653 тысячи. А ценовой потолок для этой модели — 723 тысячи рублей.


Цифра 
7,6 литров на 100 километров такой средний расход получился после пробега в 3 тысячи километров по маршруту Тольятти — Саранск — Вологодская область — Саранск — Тольятти. Производитель рекомендует заливать 92-й бензин. Мы пробовали и такой, и 95-й, но особой разницы не заметили.
Кстати, на лючке бензобака помимо рекомендаций по топливу есть маленькое указание: «Максимум 3 отсечки».

340x240_mvno_stolica-s-noresize