Авто

На «Росомахе» по рысьим тропам

Ведущий «Автостолицы» закрыл снегоходный сезон в мордовском заповеднике

«Управляя снегоходом, вы можете приблизиться к стойбищу оленей. …Северные олени не являются дикими животными — они имеют своего хозяина. Очень легко спугнуть, разогнать стадо оленей при помощи снегохода, а вот собрать стадо снова — это очень сложная и трудоемкая работа. Уважайте труд саамов и не забывайте о здоровье оленей!» Это выдержки из правил управления снегоходом в Швеции, опубликованные на официальном сайте Снегоходного совета этой страны и переведенные в том числе на русский. ДЕНИС ТЮРКИН, отправившись в Темниковский район на знакомство с новым снегоходом, купленным для нужд Мордовского заповедника имени Смидовича, был готов ко встрече и с оленями, и с лосями, и с кабанами. Удалось ли поздороваться с какой-то живностью и каково это — трястись щуплым тельцем в снегоходном прицепе на скорости 80 км/ч — в материале.

Авто и снего

Однажды снегоходные следы меня подвели — издалека я принял их за тракторные и на тестируемом автомобиле смело съехал с асфальтовой дороги на прилегающую полевую. Тут же провалился в снег, усадив на днище автомобиль с довольно большим дорожным просветом. Толкай — не толкай, копай — не копай (тем более руками, ведь лопаты нет)… Случилось все на окраине ключаревских кладбищ в Саранске, куда другие машине суются крайне редко, поэтому на быструю помощь надеяться не стоило. Неожиданно появились два снегохода. Мужики рассказали, что приехали из Рузаевки — просто катались по полям — и поинтересовались, где находятся. Безуспешно пытались выдернуть мой застрявший недовездеход, а затем умчались, на минуту оставив за собой завесу из снежной пыли. «Вот на чем нужно ездить по снегам!» — думал тогда я. Жители Мордовии все чаще выбирают снегоходы в качестве средства передвижения. Правда, похоже, что в 90 % случаев для развлечения — покататься, съездить на охоту…

На зимовье Пичеурки прикармливают кабанов и лосей. Для последних помимо соли оставляют любимое лакомство — осину На зимовье Пичеурки прикармливают кабанов и лосей. Для последних помимо соли оставляют любимое лакомство — осину

Сотрудники Мордовского заповедника им. Смидовича — вот кто использует эту технику по работе. С приходом нового директора борьба с браконьерами вышла на новый уровень, увеличилось количество мобильных бригад, патрулирующих территорию. Для них и закупили снегоходы — четыре «Бурана» (считаются устаревшими, не слишком надежными и крайне прожорливыми — 1 литр бензина на 1 км пути!) и три «Ямахи».

Техника

Из последнего приобретения — «Стелс Росомаха S800» производства Жуковского мотовелозавода (Брянская область). Часто на снегоходах используют двухтактные моторы, как на каких-нибудь газонокосилках и бензопилах. И ехать в колонне подобной техники — та еще прелесть. Подыши-ка характерным «масляным» дымом! «Росомаха» хороша четырехтактным двигателем с инжекторным питанием, который и работает гораздо тише двухтактника, и топлива потребляет не в пример меньше.

«Росомаха S800» довольно громоздкая да еще и с широкой гусеницей, что несет в себе как плюсы, так и минусы, — рассказывает участковый госинспектор в области охраны окружающей среды, сотрудник оперативной группы заповедника Евгений Комаров. — В число первых можно включить лучшую по сравнению с более легкими снегоходами устойчивость на скорости (масса «Росомахи» 370 кг — «С»), плавность хода и безразличие к покрытию — будь то целина или накатанный путь. В минус — худшую маневренность. Удобно, что подвеску «Росомахи» можно отрегулировать под нагрузку — только для водителя либо водитель плюс пассажир. Двухтактники очень прожорливы, особенно в теплую погоду. Расход у них равняется примерно 500 граммам на 1 км. В мороз, конечно, цифры снижаются, но все же… А четырехтактные моторы с водяным охлаждением потребляют бензин независимо от температуры окружающего воздуха. Какой показалась «Росомаха» по сравнению с иностранными «Ямахами»? Ну, есть свои моменты… Мне нравится, что у «Стелса» подогрев ручек управления включается по отдельности, а не единым тумблером. Также на этом снегоходе подогрев не обжигает руки, в отличие от той же «Ямахи»… «Ямаха» маневреннее из-за меньшего веса, на ней удобно ездить по лесу. Но она больше кренится при проезде, например, тракторных путей. Как выглядит «Росомаха» по качеству? В этом плане «иностранцы» получше, так же как и с автомобилями…»

Багажный бокс очень вместительный: туда мы уложили не только сломавшуюся фару, но и весь наш скарб Багажный бокс очень вместительный:
туда мы уложили не только сломавшуюся фару, но и весь наш скарб

На тщательно обработанном в фотошопе фото, опубликованном на сайте производителя, «Росомаха» выглядит значительно лучше, чем в действительности. При близком знакомстве сразу становятся заметны многие изъяны. И почти все они касаются пластика. Тут — трещина, там — потертость. Здесь шуруп вывернулся сам. И это не спишешь на неаккуратную эксплуатацию или большой пробег — снегоход совсем новый. Ну, а на полпути он поднес еще «лучший» сюрприз — сломалось одно пластиковое «ушко», которым крепится к капоту изнутри левая фара. Сотрудники заповедника говорят, что проблемы с фарой начались почти с самой покупки… В этом плане «Стелс» напоминает «Ладу» до прихода Бу Инге Андерссона. Придет ли свой швед на брянское предприятие?

 Доступ к двигателю и навесным агрегатам очень удобный — стоит только откинуть стеклопластиковый капот Доступ к двигателю и навесным агрегатам очень удобный — стоит только откинуть стеклопластиковый капот

Первое техобслуживание, которое делается после пробега в 500 км, снегоход уже прошел. Сейчас на одометре почти 800 км. Следующее ТО, согласно сервисной книжке, необходимо проводить при пробеге 3 тысячи километров либо по завершении первого зимнего сезона: поменять масло в двигателе и коробке, проделать другие операции… В обслуживании и эксплуатации снегоход считается довольно удобным. У него топливомер поплавкого типа, электрический стартер, парктроник. Есть бортовой компьютер, его показания транслируются на жидкокристаллическом мониторчике. Туда же выводятся показания скорости.

Права

«Природа Швеции уникальна. Приятно в один прекрасный, искрящийся светом зимний день обнаружить ее красоты, убранные снегом. При помощи снегохода становится возможным проникнуть в те места, в которые не так легко добраться и на лыжах. Но снегоход может причинить и неудобства для других». Это еще одна выдержка из официальных правил вождения снегохода в Швеции. Там не только перечислены основные аспекты управления подобной техникой и места, куда запрещено въезжать, но и присутствуют «лирические отступления». Это делает, казалось бы, официальную бумагу живой и простой для понимания. А теперь попробуйте найти в Интернете правовое обоснование управлению снегоходом в России. У меня не получилось. Даже на сайте Госинспекции Республики Мордовия по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (сокращенно — Гостехнадзор), которые и курируют этот вопрос.

Знаю точно: чтобы сесть за руль снегохода, нужно иметь удостоверение тракториста-машиниста категории АI (А «один»). Выдается оно в Гостехнадзоре после обязательного обучения и экзамена. А вот в той же Швеции допуск к подобной технике имеет обладатель не только специального удостоверения, но и обычных водительских прав, выданных до 2000 года, а также… любой входящий в состав туристической группы до 10 человек. В последнем случае главное, чтобы у руководителя группы было соответствующее удостоверение. Чем мы не туристическая группа? Едем втроем испытывать снегоход, а заодно обозревать заповедные окрестности. У руководителя — заместителя директора заповедника в области охраны окружающей среды Максима Шарикова — права всех видов, и даже служебное ружьишко имеется. С собой только не взял, говорит, что зверье человека больше боится, а не наоборот. Еще говорит, что для нас крайне высок шанс кого-нибудь встретить. Едем в места отдаленные, а там на днях и лосей видели, а кабаны — так те вообще как ручные. Медведи? Медведи спят.

Гнилые бревна на снимке слева — остатки ограды парка, в котором в советское время в заповеднике содержали зубров. Эти гиганты весом под тонну разбрелись по заповеднику, когда в начале 90-х государство прекратило финансирование проекта. Последнюю особь якобы забили на мясо жители Темниковского района в начале 2000-х... Гнилые бревна на снимке слева — остатки ограды парка, в котором в советское время в заповеднике содержали зубров. Эти гиганты весом под тонну разбрелись по заповеднику, когда в начале 90-х государство прекратило финансирование проекта. Последнюю особь якобы забили на мясо жители Темниковского района в начале 2000-х…

К снегоходу «Росомаха» прицепили магазинные (в смысле не самодельные) сани. Для пущего комфорта там уложена пара матрасов. Для вдохновения — матрасов цветных и аляпистых. Однажды в такой люльке в заповеднике довелось прокатиться, но тогда было недолго и на другом, менее мощном снегоходе. Росомахин двигатель объемом 800 «кубиков» силен — 67 л. с. Получается, что на каждые 100 кг «живого» веса приходится 18 л. с. Солидно! Сравните с 7 л. с. вазовской «шестерки» весом 1035 кг с мотором 1,5 л и мощностью 72 л. с. Или даже с 14,5 «лошадками» у приспортивленной «Шкоды-Октавии RS». Хотя вес прицепа при моих расчетах не учитывался… Но и с этим балластом «Росомаха» тянет ого-го!

80 км/ч по озеру

Сначала я сидел за водителем. Трясет не шибко, да и удобно было наблюдать за цифровым спидометром. По лесным дорогам быстрее 50 км/ч мы не ехали: тут — коряга, там — перемет. Но когда «руководитель туристической группы» съехал на озеро Инорское за одноименным кордоном… О том, что мы уйдем под лед, я не думал. Все-таки в начале февраля он крепок. А вот что завалимся набок… По прямой снегоход разогнался до 80 км/ч (в Швеции максимальная скорость ограничена на законодательном уровне 70 км/ч), а затем мы встали на дугу — озеро делало плавный изгиб вправо. И снегоход вроде как помаленечку стал отрывать правую гусеницу от поверхности. Вот-вот, чуть-чуть… Уф, обошлось! Хотя у страха глаза велики, так думаю. Вряд ли мою позицию тогда разделял неизменный товарищ по путешествиям Вячеслав Новиков. Ему-то пришлось ехать в прицепе!

«Думал, что жизни на пять минут осталось…» — признался он потом. На обратном пути в шкуре Новикова пришлось побывать и мне. Хорошо, возвращались другой дорогой, не по озеру! Но и так хватило. Пожалуй, я ощутил себя хвостом волка из сказки. Ну, того, что хвост в прорубь совал. Летящий из-под гусеницы жесткий снег колол мою рожу тысячами иголок. Закрою рожу — из-за тряски сползаю на дно саней либо рискую вылететь на очередной кочке. Цепко ухвачусь за поручни — вновь иглотерапия. И брызговик не спасал. Короток он, но сделай длиннее — попадет под гусеницу и оторвется. А когда стали маневрировать между молодняка в лесу… Приходилось еще бороться с ветками, они-то похлеще снежных «иголок».

И — жаль! — не встретили ни одного лося, ни единого кабана. Куда уж там до оленей и саамов! С погодой не повезло, похоже… Утешились тем, что с помощью Максима Шарикова увидели на снегу следы рыси и зайчика. Последний, видимо, имел глупость приблизиться к рысьей тропе, да и был съеден на завтрак символом заповедника. Естественный отбор. У водителя и пассажиров снегохода тоже есть свои правила того, как не попасть в цепочку естественного отбора. Например, когда едешь по целине, ты должен быть аккуратнее вдвойне: под мягким снегом может скрываться пенек, упавшее дерево или другое препятствие. И тогда… Может и не уберечь от травм резиновый «эспандер», который должен самортизировать удар грудной клетки, если человек полетит со снегохода. Но об особенностях управления этой техникой расскажу в следующий раз — когда сам получу права.

Цифра

Около 220 снегоходов зарегистрировано в Гостехнадзоре Мордовии

340x240_mvno_stolica-s-noresize