Авто

Житель Саранска собрал коллекцию из настоящих внедорожников США

Детскую мечту — ездить на настоящем американском авто — перевыполнил 31-летний горожанин Дмитрий, став обладателем сразу трех полноприводных «проходимцев» — ставшего классикой «Джипа-Чероки», восьмицилиндрового «Форда-Экспедишн» и относительно компактного «Форда-Маверик». Если сложить объемы их моторов, выйдет почти 10 литров! Почему автолюбитель запал именно на «американцев» и чем интересна их история — узнал ДЕНИС ТЮРКИН.

Конечно, это была детская мечта. Увлеченный американскими фильмами, читающий автомобильные журналы со школы… «Всегда хотелось ездить на машинах из голливудских фильмов, — признается Дмитрий. — Американские машины 20-го века несут свою атмосферу. Они выглядят иначе, чем любые другие. Они особенные. Но главное — они честные в своей технической простоте. На мой взгляд, в них нет сложных технических решений — таких, которые бы делали поломки обыденностью. Почему выбрал именно внедорожники, а не легковушки? Хм… Просто на момент покупки первого «американца» моей мечты я уже ездил на легковушке — «Форде-Фокусе» второго поколения. Неплохое семейное авто, но выбираться на природу на нем было проблематично. Хотелось чего-то внедорожного! Сначала облизывался на «Додж-Рамчарджер» годов 70—80-х. Нет, это не здоровенный пикап «Рам», о котором ты подумал. Это двухдверный внедорожник с пластиковой съемной крышей. Кабриолет почти… Да-да, были и такие. Сложно идентифицировать этот тип кузова. Американцы все пикапы и внедорожники на их базе называют траками. Так вот, еще я рассматривал вариант из той же серии — «Шевроле-Блэйзер» и «Форд-Бронко». Но на момент покупки они все, если брать в приличном состоянии, стоили для меня приличных же денег».

Индеец
Поэтому Дмитрий остановился на «Джипе-Чероки» 1986 года выпуска, песочного цвета, с двигателем объемом 2,5 литра и мощностью 118 л. с. Нашел его на сайте автообъявлений и сразу понял, что вариант неплохой. «Машина с «родной» краской, — считает «американовед». — Как я это понял, не смотрев саму машину «вживую»? По фотографиям заметил, что на боках были неповрежденные деколи — это такие цветные декоративные полоски. Сейчас их уже очень сложно найти, и при крупном ДТП мало кто заморачивался клеить их после перекраски кузовных деталей. Да и многие деколи «разрываются» надписями вроде названия комплектации или колесной формулы. Мало того что нужно было купить деколи, так еще и эти надписи… Так вот «Чероки» приглянулся еще и тем, что полностью был «в оригинале», то есть без бестолкового современного тюнинга. Даже кассетный магнитофон AMC и колесные диски были «родными». Ну и, конечно, оригинальным остался салон цвета «миндаль». Это просто класс! Знаешь, в какие цвета еще красили интерьер «Чероки»? В красный, бордовый, молочно-белый, синий и «хани», то есть медовый. Представь, иметь внедорожник с салоном красного цвета?!»
Заинтересовавшая жителя Саранска модель находилась в Краснодарском крае. Выяснилось, что для «Чероки» это была вторая «родина»: после схода с конвейера машина ездила по Калифорнии в США, а в 1991 году через Финляндию добралась до нашей страны и с пробегом менее 100 тысяч миль (почти 161 тысяча км) попала в руки краснодарского партийного работника. Тот оказался неактивным водителем и более чем за 20 лет владения сумел приплюсовать к показаниям одометра только 48 тысяч км. Дмитрий проехал и того меньше — 5 тысяч за два года…


«Я больше вылизывал эту машину, чем эксплуатировал, — смеется горожанин. — Стоит признать, что американская техника довольна гниючая, то есть подвержена коррозии. Редко какие экземпляры можно найти без сквозной ржавчины. А в случае с «Чероки» мне повезло: ржи почти не было даже под покрытием пола. Я сразу же разобрал весь салон, все проблемные места зачистил и обработал…» После небольшой доработки «Чероки» почти полностью стал соответствовать историческому автомобилю. Чтобы подчеркнуть индейское название своего любимца, владелец прикрепил на заднее стекло наклейку в виде фигуры индейского вождя. Американскую сущность еще больше должны были показать связанные сестрой «гамбургер» и «стакан из-под колы», которые Дмитрий положил на переднюю панель.

«Модель начала производиться в 1984 году, когда марка «Джип» находилась в собственности корпорации AMC — American Motor Corporation, — проводит экскурс в историю герой нашего материала. — Что интересно, AMC тогда «дружила» с французской фирмой «Рено» и при разработке и производстве «Чероки» использовалось несколько решений, доставшихся от французов. Неудачных, на мой взгляд, решений, усложнявших обслуживание и ремонт. «Американцы» всегда славились тем, что у них все можно было починить здоровым гаечным ключом, как в советских грузовиках. А тут «благодаря» французам, чтобы снять некоторые детали, приходится сильно попотеть… Вот, например, моновпрыск «Реникс». Французский. Проблемный. Тот краснодарский владелец, видимо, выбросил его сразу при появлении первой неисправности. Заменил на москвичевский карбюратор. Решение, правда, оказалось тоже не слишком удачным. Тому карбюратору не хватало производительности, на высоких оборотах он просто захлебывался, и я тоже внес изменения — заменил на другой. К слову, о замене деталей иностранных автомобилей на похожие от отечественных… Под конец существования СССР в журнале «За рулем» вышла статья, в которой автор давал советы, как выбрать подержанный иностранный автомобиль. Автолюбителям с деньгами (а другие просто не могли себе позволить не то что иномарку — редко и отечественное авто!) следовало выбирать модели с круглыми фарами, механической КПП, чтобы потом проще было менять на советские, например, от «Жигулей». И — избави вас бог от инжекторов! Ну и все в таком духе… Сейчас это читать смешно, а тогда было не до смеха! Чем интересен «Чероки» как автомобиль? В свое время он стал в какой-то степени новаторским для США, так как, строго говоря, был не рамным, а имел кузов полунесущей конструкции, когда рама намертво приварена к кузову. Это довольно простой внедорожник с двумя жесткими неразрезными подключаемыми мостами, как у УАЗов, в обычном режиме заднеприводный. С надежной трансмиссией типа Part time, запатентованной, позволяющей двигаться со скоростью до 70 км/ч на полном приводе. Трансмиссия до сих пор используется на некоторых современных «американцах», а джиперы, любящие залазить в самые грязные дебри, любят ее за надежность и простоту. Садясь в этот «Джип», ты словно переносишься в прошлое… Обивки дверей и подлокотники, как у «Жигулей», россыпь круглых приборов, ползунки переключения режимов вентиляции и печки… Кресла по-домашнему мягкие и уютные. Едет «Чероки» довольно плавно и тихо, радуя очень «легким» рулем. Разгоняется неспеша — масса автомобиля велика и четырехцилиндровый мотор не может обеспечить машине «современную» динамику. Но раньше ритм жизни был несколько иной, и для внедорожника того времени этого вполне хватало. Для тех, кто хотел ехать быстрее, предлагались две V-образных шестерки на выбор. Кстати, «Чероки» до сих пор выпускается в Китае под другим именем, но с минимальными доработками».

Бродяга
Покупкой «Чероки» Дмитрий остался доволен. Машина не такая уж распространенная в России. В Мордовии вообще три или четыре подобные модели. Но на этом горожанин не остановился… Продав «Форд-Фокус», он купил второй внедорожник — относительно компактный «Форд-Маверик» (в переводе с английского — «бродяга»). Справедливости ради стоит отметить, что его чаще называют кроссовером, чем честным внедорожником. «Ну, получилось так! — улыбается автовладелец. — Хотел заменить «Фокус» на что-то легковое, ведь, по сути, свою мечту исполнил. Поэтому — грешен! — присматривался к «Рено-Флюенс» и прочим неамериканским легковушкам и кроссоверам. Но в итоге взял в Москве подержанный «Маверик» 2006 года выпуска с бензиновым мотором 2,3 л мощностью 150 л. с. и автоматически подключаемым полным приводом (по умолчанию ведущими являются передние колеса). Обычный средний кроссовер. Не могу понять, почему в России не очень любят американские внедорожники, предпочитая им японские. Может быть, из-за отсутствия каких-то красивых фенечек вроде модной подсветки приборов «супервижн» и неброского дизайна? Не знаю… Но «американцы» очень удобны и не уступят «японцам» в надежности».

Мамонт
Наконец, третьим конем в стойле ценителя «американцев» стал огромный «Форд-Экспедишн» длиной без малого 5,2 м. «Это много, очень много автомобиля за небольшие деньги, — считает Дмитрий. — Если бы он был новым, то, наверное, назвался бы Слоном. Но так как модель уже не выпускается, значит, это Мамонт (смеется — «С»). Я всегда хотел в своей машине иметь восьмицилиндровый мотор. Чтобы заводишь или жмешь на газ — а по коже побежали мурашки. Помню, как в 1997 году прочитал об этом только-только появившемся авто в журнале «Клаксон». Тогда «Экспедишн» был самым большим внедорожником в мире. Это уже спустя два года появится еще более внушительный «Форд-Экскершн»… Так вот, белый «Экспедишн» был у певца Николая Расторгуева, и об этом я прочитал в другом журнале — «За рулем»…»
Своего «мамонта» 1996 года выпуска Дмитрий нашел совсем недавно в Воронеже. Пытливый житель Саранска выяснил, что машина за 19 лет своей жизни проездила лишь два года. Остальное время она стояла поврежденной после аварии (повело даже один лонжерон у рамы). Восстанавливать ее не спешили, поэтому даже этот процесс затянулся на несколько лет. Первоначально внедорожник якобы принадлежал воронежскому криминальному авторитету. Новехонький «Экспедишн» герою улиц в качестве подарка преподнесли его подельники: привезли прямиком из США, как только узнали о начале выпуска модели. Подобрали специальную комплектацию — с двумя кондиционерами и двумя «печками», а также двумя диванами. Да-да, и спереди, и на втором ряду официально можно садиться втроем. Для каждого есть свой ремень безопасности. Так вот, авторитет проездил (да и просуществовал в целом) недолго: сначала попал в крупное ДТП и бросил свой внедорожник, как ненужную вещь, на стоянке, а затем и вовсе якобы был застрелен… Только в 2008 году «Форд» сменил хозяина. До этого времени машину попортили хулиганы, вскрыв двери, повредив панели и обшивку… Но в первую поездку после ДТП она отправилась лишь в мае 2015 года, а скоро перебралась в Саранск.


Отдельно стоит сказать о характеристиках этого монстра массой более 2,2 тонны. Когда он въезжает во двор, то, кажется, заполоняет собой все пространство! Восьмицилиндровый мотор объемом 4,6 л серии «Тритон» развивает 218 л. с., а звучит, как подобает настоящей американской «восьмерке»: не шипит, а клокочет! Резонатор размером с прикроватную тумбочку, к счастью, не заглушает истинный голос зверя. «Форд-Экспедишн» — один из самых больших внедорожником в Мордовии. Едет и управляется он — как типичный «американец». Благодаря дуровому мотору и заднеприводной компоновке (передняя ось подключается принудительно при необходимости) он рвет с места, буксуя где только можно. С непривычки можно не успеть остановиться: слишком длинноходная и жесткая педаль тормоза у этой машины, как у грузовика!
Больше всего времени Дмитрий проводит именно с «Экспедишном»: каждый день ездит по городу на работу, несмотря на внушительные размеры машинки. На одометре всего 32 тысяч миль (чуть больше 50 тысяч км). На расход топлива у всех трех машин автолюбитель не ругается. «Маверик», как и «Чероки», «кушает» всего на пару-тройку литров больше «Фокуса» с двухлитровым мотором. «Экспедишн», конечно, более прожорлив, но он и тяжелее, и мощнее. И все равно в городе, как утверждает Дмитрий, его расход не напрягает — можно достичь 15 л на 100 км (размер бака, кстати, 100 литров!). Проверял, подключая переносной бортовой компьютер.
Недавно Дмитрий все же понял (не без помощи членов семьи), что три автомобиля — перебор, и расстался с «Чероки». Покупатель приехал из… Иркутской области, а это ни много ни мало почти 5 тысяч километров от Мордовии. Вот такие они — ценители американской техники, не обращают внимания на расстояние.
«В современном мире рациональным считается покупать что-то экологичное и расходующее мало топлива, и поначалу я собирался покупать небольшой кроссовер, — признается Дмитрий. — Но потом понял: не хочу ездить на этих машинах и продолжать облизываться на настоящих «американцев», со стороны слушать звук работы моторов V8. На этом не остановлюсь! Что будет следующим? Может, американский туристический автобус с хромированными рифлеными боками? Или дикий масклкар с мотором за 7 литров? А может, настоящий американский прицеп-дом из полированного алюминия — знаменитый Airstream clipper? Почему бы не исполнять мечты, когда для этого есть возможность? Живем же один раз! (Смеется — «С».)

340x240_mvno_stolica-s-noresize