Авто

Пиво, стекло и автомобили. Часть 2

Ведущий «Автостолицы» в рамках самого необычного в истории газеты тест-драйва познакомился с главными достопримечательностями Чехии

В первой части материала о путешествии по Чехии с заездом в Польшу ДЕНИС ТЮРКИН рассказал о местных автомобилистах и дорожной инфраструктуре. Данный рассказ — о «Шкодах», на которых удалось поездить, туристических достопримечательностях, рождественском настрое, доброжелательных чиновниках и чешском ракетостроителе, не имеющем претензий к СССР.

Пиво в стекле

С чем для вас ассоциируется Чехия? С пивом – раз, с хрусталем и стеклом – два. И с тем, и с другим во время поездки дали возможность познакомиться. Лично мои большие ожидания по поводу нереальных вкусовых качеств местного пенного не оправдались: богато, приятно, но… И в Саранске можно все это ощутить, если не поскупиться и выбрать не 2,5-литровую бадью за 100 рублей… Хотя в Чехии, конечно, плохого пива просто не бывает. «Пан, черно, светло?» — спрашивали во время ужинов в чешских ресторанах, где нас кормили, имея в виду, какое пиво подать – темное или светлое. Мне нравится «черно». С небольшим послевкусием шоколада. Вы бы видели ту литровую кружку в пражском ресторанчике! Допить не удалось… Кстати, в переводе на нашу валюту кружка обошлась в 260 рублей.

Интересно, что местные предпочитают разливное. Берут с собой, когда выезжают за город, то ли в бидонах, то ли в кувшинах. Бутылочное не очень-то и жалуют. Собственно, это и понятно: в стране масса частных пивоварен. Есть даже в таких экзотических для нас местах, как… монастырях. В Прагу часто ездят вообще для пивного туризма. Есть масса кабачков, где предложат свой напиток с особенным вкусом… При этом для водителей там действует «сухой закон». То есть в отличие от нашего законодательства, человека за рулем сурово оштрафуют, если в выдыхаемом воздухе обнаружится любое количество алкоголя.

Ну и как с такой пивной историей Чехии не выпестовать свое производство тары?! В первый день путешествия мы добрались до городка Гаррахов с населением в полторы тысячи человек. Расположенный в Исполиновых горах, он известен не только своим горнолыжным курортом, но и старейшим в Европе – как утверждал наш гид – заводом по производству стекла и изделий из него. Граф Гаррахов (в честь которого, собственно, и назван город) основал заводик в начале 18-го века. Работает до сих пор, выпуская богемское стекло и посуду. Одно наименование и вид клейма на товарах у некоторых вызывает трепет.

Смотреть на то, как пара десятков лихих мужичков (расхристанных, с распахнутыми рубахами, обнажающими добрые животы; с сигаретами в зубах) и бабенок выдувают бокалы и прочие емкости – дело приятное. А еще – удобное с точки зрения экскурсанта. Все на виду, ко всему можно подойти на расстояние вытянутой руки. В центре зала размером с советскую автобазу расположена огнедышащая печь, имеющая ряд технологических окон. Вокруг нее, как у постели больного, суетятся рабочие. Вот один достает из печи оранжевый кусок заготовки и сует ее в деревянную колодку (сделанную вручную, само собой), предающую форму. Потом крутит на каком-то станке, и дует так, что щеки – того гляди и лопнут. Второй, сидя ниже уровня пола печи, ведает уровнем воды вокруг колодки, вовремя открывая/закрывая «дамбу».

Обстановка вокруг вовсе не «европейская». Валяются какие-то детали, льющаяся вода создает лужи на грязном полу. Рядом с рабочими на корявых столиках стоят… бокалы с пивом. Вон помидор и остаток обеда. Гид говорит, что владелец разрешает своим сотрудникам «немножечко употреблять». А ребята с юмором: приклеили на технологическую трубу пивную этикетку. Видно, что им не привыкать работать под взором десятков глаз таких экскурсантов, как мы: одни сидят, вальяжно развалившись на стульчиках, и в нужный момент включаются в общее действо, другие перемигиваются с милыми экскурсантками, приглашая их к себе на «постамент» выдуть (в прямом смысле) бокальчик. Барышням, которым посчастливилось это сделать, забирают продукт себе, как только он пройдет процедуру шлифовки на станке.

А станок этот – старинный! Законодатели запретили фабричникам менять оснастку. Нужно, говорят, соблюдать аутентичность, также, как и с элементами зданий. И вот другие рабочие, с квалификацией повыше, в соседнем светлом цехе шлифуют, нанося нужный узор, бокалы, детали люстр и прочие стеклянные штуки на наждачных колесах, привод которых посредством ременной (из кожи!) передачи берется со старинного двигателя, расположенного в подвальном помещении. Потрясающе. Ценителям истории понравится еще и тот факт, что рядом с заводиком, под навесом(!) и с соответствующими описательными табличками лежат детали старых механизмов – каменные блоки, деревянные цилиндры.

Старина

После этой экскурсии едем по прекрасным (в России есть не менее интересные места) горным перевалам в Польшу, в Нижнюю Силезию, известную старинными замковыми комплексами. Потом довелось побывать и в исторических дворцах на территории Чехии. Европейцы грамотно используют некоторые из них, не превращая в «мертвые» музеи, а делая внутри отели, рестораны либо то и другое. Покушать под арочными сводами, носящими такой груз истории, и в окружении рыцарских доспехов, оружия, канделябров – это необычно.

К слову, очень интересно смотрится обычай ставить перед католическим Рождеством зажженные свечи, символизирующие, как пояснил гид, в том числе память о предках. В ресторанах, перед гостиницами, возле магазинчиков, церквей, у многочисленных древних каменных крестов вдоль дорог… У входа в отель у горнолыжного курорта в Гаррахове, где нас поселили на одну ночь, вообще стояла толстенная – в человеческую руку – свеча в стеклянном фонаре.

Еще немного о роскоши. Побывали мы и в городке Кукс на востоке Чехии, где находится величественный комплекс в стиле барокко, «корни» которого можно найти в 17-м веке. Задуман он был, как санаторий для знати, но спустя столетия стал госпиталем. Построенный на холме по задумке местного богача-помещика руками его крестьян, он уже издалека давит своим богатством, а дорога к нему, идущая в гору, не кажется легкой прогулкой. Вокруг комплекса – масса статуй, с тыльной стороны – еще и в обрамлении лабиринта из зеленого идеально подстриженного кустарника. И на контрасте со всем этим великолепием – десяток быков и коров, пасущихся на выгоне рядом с дворцом. Здесь действует сельхозкооператив – наследие советских колхозов. Да-да, коммунисты, начав свою деятельность в странах Варшавского договора, наследили и здесь. Устроили экспроприацию, пытались было закрыть костелы, во множестве расположенные в Чехии. И если «отнять и поделить» частично получилось (досталось даже автопроизводителям), то провести церковный вопрос не удалось – местное население оказалось не таким податливым, как в России. И ни один костел не то что не снесли – даже не закрыли.

К вечеру второго дня добираемся до городка Врхлаби, где европейским воздухом дышат 13 тысяч человек населения. Бродим по центру, замечаем прелестную постройку в виде дворца. На табличке – «Уряд». Значит, что-то вроде администрации, мэрии. На часах седьмой час по местному и, по идее, зданьице должно уже быть закрыто. Но рука сама толкает тяжелую деревянную дверь… Захожу. В просторной зале – полумрак, поблескивает хрусталь чешских люстр, живая огромная елка, картины по стенам, головы оленей и… тихонечко играет музыка. «Аллилуйя, аааалилуйя…» (песня аглицкая). Следом заходят осмелевшие коллеги и включают свет. Мы хорошенько осматриваемся, и, закончив, тянемся к выходу. В этот момент выходят сотрудники администрации. Не спрашивают документы, не окликают, не орут: «Вы к кому и кто вас пустил?» Наоборот, доброжелательно отвечают на наши расспросы, и никак не могут понять, почему у них должна быть охрана, как в российских администрациях… А рядом с замком — деревянные фигуры. Мужик какой-то орет, играя на гармони в окружении друзей-музыкантов. Старуха склонилась под тяжестью вязанки хвороста. Короли, их свита в сторонке. Рождество скоро ведь, поэтому и сюжет рождественский: к яслям пришли дарители. Причем фигуры вырезаны настолько искусно, что, возьми их на экспозицию музей имени Эрьзи, экспозиция стала бы фурором и затянулась на многие месяцы. Но Врхлаби – не Саранск, это городок размером чуть больше Краснослободска с пригородными селами…

Наконец, в ходе последней экскурсии посещаем городок Йосефов и его многосотлетнюю крепость с подземными ходами. Я удивляюсь, как древние стены выдерживают на крыше груз земли с газоном и остатками деревьев. В этой же крепости в годы действия Варшавского договора располагалась санчасть советских войск. И как ее наследие с тех времен осталась надпись «Место для курения» на старой стене. Не стерли, смотри-ка…

Но я сбегаю с экскурсии, которую сопровождают ряженые в историческую военную форму сотрудники комплекса. Хочется настоящей жизни. Еду фотографировать «Октавию»-лифтбэк на фоне обычных местных строений. Заезжаю во двор, окруженный облупленными пятиэтажками. Лужи, разбитый внутридворовой проезд… Хожу с фотоаппаратом и привлекаю внимание старичка, идущего домой. С горем пополам находим общий язык. Два слова – по-английски, большинство – по-русски, часть – на чешском, благо, некоторые слова понятны. «Ты находишь наш город красивым? Хо-хо-хо!» — саркастически смеется он. Старичок оказывается бывшим ракетостроителем в возрасте 82 лет. «Да с вами опасно находиться!» — говорю ему. «Не бойся, это было давно…» — парирует чех. Он работал с коммунистами и совершенно не злится на них за действия в Чехии. «При советах здесь была больница, сейчас – нет. Да и посмотри на мой дом – он проходил процедуру капитального ремонта в 60-х годах! А вот этот сарай мы строили вместе с солдатами. Видишь деревянные ворота? Они старинные, 19-го века. Раньше за ними я держал лошадей, а здесь, в гараже были экипажи… Сейчас стоит мой «Хендэ», дамская машина, скажу тебе…»  После путешествия по Чехии друзья, насмотревшиеся российского ТВ и всюду видящие врагов страны, спрашивали меня, как на русских реагировали местные. Отвечу словами гида: «Если ты дурак, то к тебе и будут относиться соответствующе».

Автомобили

Третья ассоциация при слове «Чехия» у людей знающих должна возникнуть с автомобилями. Конечно, и эта страна пожинает плоды глобализации, ведь строго говоря на данный момент «Шкоды» — это автомобили немецкие, так как марка входит в концерн Volkswagen AG. А потому использует и фольксвагеновские моторы, и платформы… Но исторически Чехия все-таки автомобильная страна. Господа Лаурин и Клемент создали прообраз «Шкоды» ровнехонько 120 лет назад. А «Татры», помните эти легендарные грузовики? Но здесь – о «Шкодах».

Yeti 4*4 1,8 TSI Monte-Carlo

Откровенно говоря, я не собирался ездить на этом кроссовере. Потому что точно такой – полноприводный с аналогичным мотором — испытывал в начале года в Мордовии. Но коллега с ТВ сделал выбор за меня, поведшись на громкую приставку в имени «Монте-Карло». Эх… «Монтекарлиного» здесь только двухцветный кузов, кое-какие детали интерьера да панорамная крыша. Смысл такой тестировать?! Потому наша нелюбовь была взаимной. Началось все с глючившей навигационной системы, несколько раз уводившей нас «не туда». «Мордовский» «Йети» запомнился мне отличным балансом управляемости, тормозной и разгонной динамики, а этот… Европейцы с другими настройками продают что ли? Педаль тормоза оказалась невнятной, как и замедление, разгон – быстрым, но управлением им – размытым. Вдобавок руль оказался пустоватым… Одна радость – полноприводное шасси, позволявшее мне без труда догонять коллегу на моноприводном «Супербе» на обледенелом подъеме у городка Гаррахов, знаменитом своим производством стекла и горнолыжным курортом. И еще: «Йети» — это единственное авто (на чем удалось поездить в Чехии), в багажник которого не уместилась вся наша поклажа (нас было трое).

Octavia Combi TDI

На второй день я оторвался, «урвав» дизельный универсал «Октавия» с мотором мощностью 150 л.с. Какой же кайф погонять по чистым ото льда серпантинам на этом вроде бы семейном авто! Понимаешь, почему европейцы, и в частности, чехи, настолько сильны в автоспорте (ралли, например). В горах хватало настроек шасси даже в режиме «Обычный». Пробовал ставить «Спорт», но тогда на уши «давил» мотор, державший высокие обороты. В иных ситуациях дизель тих, а также невибронагружен. Классный, очень классный мотор! Хороша и «Октавия»: довольно мягкая подвеска (особенно это было важно на ледяных надолбах в горах), отличная управляемость. Естественный минус дизеля – долгий прогрев по сравнению с бензиновыми «братьями». Утром, после ночной стоянки у отеля, в других машинах уже было тепло, а «моя» «Октавия» еще «дула» чуть теплым воздухом… Любопытно, что система распознавания дорожных знаков на «Шкодах» давала сбой даже в благословенной Европе. Например, восприняла кружок ограничения максимальной массы (для грузовиков) за скоростной лимит в 20 км/ч и долго потом его транслировала в навигационной системе… Кстати, на этом фото «Октавия» стоит рядом с бетонным дотом времен, похоже, второй мировой, который затерялся в лесу в горах. Таких мощных сооружений в тех местах – масса, и издалека они похожи на валуны, тоже в изобилии «водящиеся» там…

Rapid 1,4 TSI

Мнение об этом лифтбэке даже после поездки по ровным европейским дорогам не изменилось: он жесткий и шумный. Символично, что ездил я на алой машине. Точно такой же раскраски была и «Лада-Веста», которую давали мне на тест-драйв на две недели в Тольятти. Кто-то будет шокирован, но эти автомобили – прямые конкуренты. И вот что я скажу: «Веста» комфортнее «Рапида», но по повадкам все-таки чуть-чуть не дотягивает до почти чистокровного «немца»… И уж тем более ее туповатому на первых двух передачах «роботу» далеко до почти идеальной трансмиссии DSG. Тоже, кстати, роботизированной, но совершенно иначе устроенной, причем, устроенной сложно, в отличие от «Весты». Случись проблемы – владелец «Лады» с «роботом» заплатит гораздо меньше, чем владелец «Рапида» с DSG.

Octavia 1,8 TSI

Самая быстрая «Шкода», которую довелось протестировать. 7,3 секунды разгона до сотни. Шутка ли – 180 л.с. на «ручке»! Причем на очень приличной, отлично переключающейся «ручке». Поначалу педаль сцепления кажется тяжеловатой (недаром почти все, кто ездил на этом авто, умудрялись ударно заглушить двигатель, благо, он моментально запускался автоматически благодаря специальной опции), но на трассе понимаешь: это то, что надо. Отличный и быстрый автомобиль, с тягой во всем диапазоне работы мотора, но, кажется, чуть более жесткий, чем «Октавия» в кузове универсал. По поводу расхода топлива всех автомобилей рассказать ничего не могу, простите. Упустил этот момент…

340x240_mvno_stolica-s-noresize