Авто

Ведущий «Автостолицы» в рамках самого необычного в истории газеты тест-драйва познакомился с главными достопримечательностями Чехии: пиво, стекло и автомобили

Часть 1

Ситуация получилась неловкая. Разворачиваясь на узких улочках самого гламурного горнолыжного курорта Чехии с завораживающим названием Шпиндлерув-Млин, ДЕНИС ТЮРКИН забуксовал на ярко-синей «Шкоде-Октавии», которая, надо заметить, так классно смотрится на чистейшем снегу местных дорожек. Фрикционные шины (шипованные здесь запрещены), пробуксовывая, не помогали выбраться из ледяного плена. Наоборот, машину стаскивало все ближе и ближе к «пряничному» домику гостиницы. В багажнике лежали цепи, но возиться с ними так не хотелось… О том, как начиналась эта сказочная предрождественская история и чем закончилась, — в материале.

Тротуары в Праге убирают с помощью таких пылесосов

Конечно, это сказка: оказаться в европейской стране за пару недель до католического Рождества, когда местные красоты становятся еще более манящими за счет предпраздничных украшений. Вон к кому-то в окно по старинной кованой решетке «лезет» фигура Санта-Клауса в натуральную величину. У других — аккуратные гирлянды (не вырвиглазных расцветок и в умеренных количествах!), а также милые венки с игрушками на окнах. И почти все гостиницы, рестораны, кафе и прочие заведения массового посещения увешаны лапами елей. На-ту-раль-ны-ми. Жи-вы-ми. Настоящих елей. Сам проверил, откусывал от каждой. В каждом городке, почти на каждой площади, а еще внутри административных зданий — опять же ели. Кто-то сможет упрекнуть Европу в плохом отношении к природе?

Тепло в дома многих чехов приходит благодаря содержимому этого прицепа — каменному углю Тепло в дома многих чехов приходит благодаря содержимому этого прицепа — каменному углю


У меня же — никаких упреков, только слова благодарности ребятам из автомобилестроительной компании «Шкода». Это они устроили Skoda Cristmas Experience — 2015 (в вольном переводе — «Рождественские приключения со «Шкодой») для журналистов из регионов России. Я вместе с двумя коллегами с саранского телевидения попал в третью группу этих самых журналистов. Программа лично для меня оказалась больше туристической, чем автомобильной. Во-первых, нас не повезли на родной для «Шкоды» завод в Млада-Болеславе, а во-вторых, почти на всех тестовых экземплярах, задействованных в данном «экспириенсе», я уже поездил благодаря саранскому дилеру. Был и «Йети», и «Рапид», и «Октавия», и «Суперб». Жутко хотелось пощупать два универсала — полноприводную «Октавию» и «Суперб» с механической коробкой (можете себе представить, чтобы в России на авто бизнес-класса покупатель выбрал «ручку»?). Но тут меня ждала засада… Некоторые коллеги оказались на редкость жадными и непонятливыми — не пожелали делиться указанными моделями.

С пражскими полицейскими С пражскими полицейскими


Что ж поделать, будем довольствоваться тем, что удастся вырвать из цепких лап других журналистов. Благо автопарк был солидным — больше десятка транспортных средств. Программа, кстати, наша была из разряда «ни часа на месте». Выдвинувшись из Праги, едем на восток Чехии, потом на юг, пересекая границу с Польшей (чисто формальную, дело ограничивается знаками и предупреждениями в навигационной системе об ограничениях скорости) и оценивая дороги этой страны. Далее делаем петлю, возвращаясь в столицу. На все про все — почти четыре дня, с ночевками в разных гостиницах. Чехия, к слову, по площади сопоставима с Нижегородской областью, но людей там живет даже меньше, чем в Москве, — около 10 миллионов вместо 12.

Полиция приехала на место ДТП Полиция приехала на место ДТП

В первую очередь впечатляет чешская архитектура. Не говорю о Праге как о разумеющемся факте. Больше зацепили деревушки и городки. Нет, правильнее говорить — города. Да, по размерам некоторые больше напомнят нам максимум село, но главное ведь не размеры, а качество жизни. Там каменные дома с удобствами внутри, там каменные мостовые (в крайнем случае — асфальтовые или гравийные дорожки), канализация, водостоки и прочее, прочее, прочее… Само собой, стоит это все уже сотни лет. При этом удивил тот факт, что топятся дома… углем или дровами. Проезжаешь по такому городку с узкими закручивающимися улочками, ежели пахнуло поездом — значит, в печь подбросили уголь. Родной русской дрова. При этом видел пару домишек с солнечными батареями на крыше. Ну и новый символ Европы на чешских полях присутствовал — ветряки. Потом, кстати, выяснил, что газ в Чехии тоже есть и поставки его на 100 % идут из России.

Остановка в горах в Чехии Остановка в горах в Чехии

Из-за нехватки места так паркуются в Праге Из-за нехватки места так паркуются в Праге

Только отъезжаем от Праги — прямо перед нами дорогу перебегает олененок. Еще четырех потом замечаем на зеленом холме. А дороги пока вьются узенькие, сквозь виноградники и сады. Кое-где двум легковым машинам разъехаться сложно. А уж когда тебе навстречу показывается магистральный тягач, тут же без лишних разговоров съезжаешь на обочину. Конечно, если она есть. Потому что в некоторых случаях такой элемент дороги либо очень узок, либо вообще отсутствует. Движение по таким дорогам слабое. И потому понимаешь логику европейцев, не желающих распылять силы и средства на строительство более широких трасс, связывающих маленькие населенные пункты. А теперь вспомните любую дорогу между селами, например, в Мордовии. Две полосы! Это же гораздо большие затраты на их строительство и поддержание в «боеспособном» состоянии! Логично, что российские законодатели собираются уменьшить (или уже уменьшили, упустил этот момент) ширину региональных дорог…
Разметка есть не везде. Зато ям я за все время путешествия по Чехии так и не увидел, где бы мы ни передвигались. Ни одной. В Польше было, да. Но там и дороги показались похуже качеством, и домишки пооблупленней. Кое-где вообще попадались какие-то корявые сараи, закрытые дырявым полиэтиленом. Ну чисто мордовская глубинка. Так вот, качество чешских дорог можно оценить на четверку с плюсом. Есть потому что и заплатки, есть и провалы у канализационных люков. Но все это некритично, просто надо же к чему-то придраться?!

Такие сферические зеркала ставят на «слепых» перекрестках и сложных выездах Такие сферические зеркала ставят на «слепых» перекрестках и сложных выездах

Отдельный разговор — серпантин в горном массиве Крконоше, на границе с Польшей. Всего за 15—20 минут вы можете попасть из весны в зиму и обратно. Если в горах лежит снег, то внизу щебечут птички, мягко журчит чистейшая (ни бутылок, ни мусора!) река и зеленеет трава. Причем прямые участки горных дорог остаются девственно чистыми, со льдом и снегом, а вот подъемы и повороты здесь посыпают гранитной (или просто каменной?) крошкой. Аналогично с гололедом борются в населенных пунктах. Не оттого ли машины остаются такими же чистыми, как и до начала поездки по серпантину? Надо чехам сказать, чтоб песок использовали. А то как-то неудобно, что срач только у нас. Но даже в таких условиях зачастую сложно подняться в гору, как это случилось со мной при развороте на улочке Шпиндлерув-Млина. Я выехал, попросив коллегу выйти и подтолкнуть машину. Если бы ситуация оказалась более сложной — достал бы из багажника цепи противоскольжения. В Чехии есть участки с дорожными знаками, прямо указывающими на то, что без цепей туда въезжать нельзя. Но есть и знаки, наоборот, запрещающие цепи, хотя на дорогах был лед, как на границе с Польшей в одном населенном пункте. Видимо, берегут дорожное покрытие…

Дороги в горах Чехии посыпают каменной крошкой Дороги в горах Чехии посыпают каменной крошкой

дорожные знаки в Праге быстро залепляют стикерами дорожные знаки в Праге быстро залепляют стикерами

Елями украшают даже крыши прогулочных катеров в Праге Елями украшают даже крыши прогулочных катеров в Праге

К слову о знаках. Установлены грамотно, некоторые продублированы на левой обочине. Если стоит временное ограничение скорости и «Дорожные работы» — значит, дальше обязательно встретятся рабочие. Будут они наносить разметку, или вычищать листву из ливневых стоков — неважно, главное, что знаки точно соответствуют ситуации. И после обязательно будет отмена ограничений. Понравилось, что почти перед всеми перекрестками, находящимися за поворотами или на сложных участках, стоит знак лимита в 70 км/ч. Думаю, так чехи снижают вероятность столкновения авто, движущегося по главной, с тем, что выезжает со второстепенной. Ну, а если ДТП все же случится — риск гибели будет минимальным.

Даже в мелких населенных пунктах Чехии и Польши есть раздельный сбор мусора Даже в мелких населенных пунктах Чехии и Польши есть раздельный сбор мусора

Скоростные лимиты следующие. В городе — 50 км/ч, на автомобильной дороге или магистрали внутри населенного пункта — 80 км/ч, за городом — 90 км/ч, на автомагистрали вне жилья — 130 км/ч. И даже на лихо закрученном серпантине формально действует ограничение в 90 км/ч. Кое-где и 30 не поедешь, куда там быстрее. Но в некоторых местах можно, успеть бы только остановиться. Не успеешь — слетишь под откос, а там и костей не соберут. Потому что еще и ограждений на серпантине крайне мало. Получается, людей сдерживают не внешние ограничения в виде знаков и запретов, а внутренние. Мол, хочешь остаться жить — думай головой…

А вот владелец старенького «Ситроена» в городке Йосефов не подождал и 10 секунд, пока я уберу свою машину с дороги, объехав меня по газону А вот владелец старенького «Ситроена» в городке Йосефов не подождал и 10 секунд, пока я уберу свою машину с дороги, объехав меня по газону

Основная масса автолюбителей — законопослушные люди. Когда за руль сел мой коллега, ранее управлявший лишь праворульным «японцем» и потому долго привыкавший к «Шкоде» и новым условиям, сзади нас собрался «хвост» машин из 15, которые не собирались нас обгонять, даже несмотря на прерывистую разметку. Так все и ехали до ближайшего городка 80—85 км/ч. Потому ярко на этом фоне выделяются действия местных лихачей. Парочка авто за все время путешествия обогнала нас через сплошную. Ну а тех, кто едет несколько выше лимита, находится побольше. Особенно на автомагистралях. Там вообще встретилось несколько персонажей, не стеснявшихся посигналить и поморгать дальним, дабы «разогнать» левую полосу. Еще два слова об автомагистрали. Те 130 км/ч вообще не ощущаются. Конечно, этот плюсик можно записать на хорошую шумоизоляцию чешских «Шкод», но и про идеальное покрытие дороги тоже не стоит забывать… Там же край проезжей части отделяет толстенная сплошная линия, наехав на которую, можно почувствовать себя в кабинете зубного врача. Сам автомобиль будто начинает вибрировать, а шины издавать неприятные звуки, похожие на работу бормашины. Так, судя по всему, борются с засыпанием за рулем…

Слово pozor часто встречается на чешских знаках, потому что означает «внимание» Слово pozor часто встречается на чешских знаках, потому что означает «внимание»

В Чехии, как и почти во всей Европе, запрещены шипованные шины, поэтому при температуре ниже +4 там необходимо использовать так называемую европейскую зимнюю резину — фрикционную, без шипов. Тормозит и позволяет разгоняться она сносно, но на льду не сравнится с шипованной В Чехии, как и почти во всей Европе, запрещены шипованные шины, поэтому при температуре ниже +4 там необходимо использовать так называемую европейскую зимнюю резину — фрикционную, без шипов. Тормозит и позволяет разгоняться она сносно, но на льду не сравнится с шипованной

Будь подобная разметка на обычной дороге где-то в предместьях Праги — глядишь, не свалился бы с дороги старенький «Опель», который мы увидели в первый же день путешествий. Может, водитель тоже заснул? Вроде не пострадал… К слову, виденная нами полицейская машина (микроавтобус «Фольксваген») оказалась довольно редким гостем на дорогах Чехии и Польши. Потом дорожных инспекторов мы заметили лишь дважды. Камеры здесь, как и в России, все чаще заменяют людей.

в Праге пешеходные переходы отделяют от проезжей части порогами В Праге пешеходные переходы отделяют от проезжей части порогами

школьный автобус в Польше Школьный автобус в Польше

Когда стемнело, мы стали замечать, что почти все бредущие пешеходы держат перед собой включенный фонарик. Требование законодательства? И все шли по краю проезжей части навстречу движению. Но я был шокирован, когда увидел маму с двумя детишками. Они тоже передвигались по проезжей части, причем в населенном пункте! Мордовские сотрудники ГАИ уже выписали бы предписание содержателю дороги за отсутствие тротуара. Но в Чехии в маленьких городках, похоже, это — данность. Зато пешеходные переходы в населенных пунктах прекрасно освещаются. Все! А некоторые выделены импровизированными лежачими полицейскими либо приподняты над уровнем проезжей части. В Праге так вообще перед отдельными зебрами на старых улочках настоящие ступеньки из каменных плит! Поневоле сбросишь скорость. А нажать на акселератор в столице любят, движение там очень оживленное. И пешеходов пропускают не так охотно, как в глубинке. Пролетит мимо тебя на переходе какой-нибудь грузовичок (да еще с визгом шин!) — пожалеешь, что ты не в Саранске.

В Праге можно встретить и конные экипажи В Праге можно встретить и конные экипажи

Рассказ об автомобилях, туристических достопримечательностях Чехии, рождественском настрое, доброжелательных чиновниках и чешском ракетостроителе, не имеющем претензий к СССР, читайте в следующих выпусках «Автостолицы».


Автомобильная Чехия в цифрах

0,0 %допустимый уровень содержания алкоголя в крови водителя
130671км протяженность дорог в Чехии (все — с твердым покрытием)
5728 в пересчете на рубли (по курсу на 19.12) составляет штраф за перевозку детей без кресел или непристегнутых взрослых
2864 – 28634 в пересчете на рубли составляет штраф за превышение скорости в зависимости от места, где совершено нарушение, и показаний полицейского радара, 3 км/ч — погрешность радара
79,8 в пересчете на рубли составляет стоимость литра бензина АИ-95
По данным сайта autotraveler.ru

340x240_mvno_stolica-s-noresize