Авто

В Мордовию пришла система взимания платы с грузовиков

Как она работает и почему может отразиться на каждом из нас – узнала «Автостолица»

 Забастовки дальнобойщиков в разных регионах России начались в преддверии 15 ноября — даты, когда в стране стартовало взимание средств с перевозчиков за движение по федеральным дорогам. Каждый километр пути для грузовика тяжелее 12 тонн отныне стоит 1 рубль 53 копейки, а с весны 2016-го обойдется в 3,06 рубля. Создатели системы считают: в ее основе лежит принцип «пользователь платит» (давно действующей в развитых странах), когда раскошеливается тот, кто больше разрушает дороги, зарабатывая на перевозках. ДЕНИС ТЮРКИН узнал о работе системы в Мордовии и выяснил, почему дальнобойщикам нужно бояться «Лады-Ларгус».

Россия
Пословица «Платон мне друг, но истина дороже» сейчас на пике популярности в России. Но только из-за имени, а не верности смысла. «Платоном» назвали систему взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн. Исключение делается для автобусов и грузовиков полиции, МЧС, медицины, ну и, само собой, армии.
Каждый километр проезда по дорогам федерального значения (такие есть и в Мордовии, но об этом — позже) отныне стоит 1 рубль 53 копейки. Хотя изначально законодатели установили другие расценки — в 3,5 рубля. Затем повысили на 23 копейки, но в начале ноября, на начавшейся волне недовольства транспортников, уменьшили до тех самых полутора рублей, введя специальный коэффициент. С марта 2016 года плата возрастет до 3 рублей. Само собой, через несколько лет из-за инфляции расценки вновь придется пересмотреть…


Чем объясняется столь масштабное введение в стране сети платных дорог, пусть и не для всех участников? Ответ дает название постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 года, которое дало толчок развитию системы: «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Владельцы грузовиков таким образом как бы компенсируют тот урон, что причиняет их техника дорожному полотну. В «Росавтодоре» подсчитали, что якобы проезд одного грузовика равносилен проезду нескольких десятков тысяч (!) легковых автомобилей. Утверждается, что полученные средства поступят в федеральный бюджет, а оттуда разойдутся на содержание существующих автомобильных дорог и строительство новых, а также на работы по улучшению транспортной инфраструктуры.
Задумка сделать качественными многострадальные российские дороги, которые на отдельных участках проще назвать направлениями из-за двухполосности, загруженности и отсутствия инфраструктуры, благая. Есть вероятность, что плата за проезд в конце концов ляжет на плечи людей, далеких от перевозок, — обычных жителей страны, которые хоть что-то покупают в магазинах. Ведь товары в эти магазины привозят те самые грузовики! Да и стоимость строительства новых дорог и реконструкции старых тоже увеличится. Транспорт, занятый на этих работах, тоже должен будет платить по общим ставкам. Может, это новый налог? Опрошенные корр. «С» эксперты в сфере транспорта в Мордовии так не считают. «Кто-то скажет, что раз уж государство хочет больше вливаний в бюджет от перевозок — можно было бы просто увеличить транспортный налог, а не городить весь этот огород с системой «Платон», — рассуждает источник в государственном учреждении «Управление автомобильных дорог Мордовии». — Но тогда непомерно выросла бы нагрузка на тех автовладельцев, что ездят мало или редко выезжают на федеральные дороги. А с внедрением «Платона» человек платит не за простой машины. Сколько проехал — столько и отдай, будь добр».
Система создана полностью в электронном виде. Чтобы зарегистрироваться в ней, можно зайти на сайт www.platon.ru либо явиться лично в любой центр обслуживания. Понятное дело, проще работать в Интернете, чем куда-то ехать… Система оплаты авансовая, то есть собственный счет следует пополнить заранее, до выезда на федеральную трассу. Для этого, например, к счету можно привязать банковскую карту. Внести деньги можно через терминал, личный кабинет на сайте, мобильное приложение, центр обслуживания, в конце концов. Затем стоит выбрать вариант, с помощью которого автомобиль будет сообщаться с системой. Первый — это оформление маршрутной карты (можно и через Интернет). Перевозчик указывает пункт назначения, и система автоматически просчитывает путь, указывая, сколько будет потрачено средств. Второй вариант — взять в безвозмездное (читай — бесплатное) пользование специальное устройство. Это нечто вроде маяка с GPS- и ГЛОНАСС¬-модулями. Устройство будет самостоятельно отправлять данные в систему при движении грузовика по дорогам федерального значения, а деньги со счета снимутся автоматически.


Контролировать транспортный поток, выявляя нарушителей, станут стационарные рамки на трассах, а также мобильные комплексы на базе автомобилей. Данные по каким-либо причинам не оплативших проезд будут автоматически передаваться на серверы ГИБДД, а дальше — только штрафы, причем немалые. Для водителей, попавшихся впервые, — 5 тысяч рублей, для должностных лиц и ИП — 40 тысяч, для юридических лиц — 450 тысяч! Повторное нарушение для последних обойдется в миллион рублей!

Мордовия
По республике проходят четыре трассы федерального значения, которые с 15 ноября фактически стали платными для тяжелых грузовиков. Это участок М5 «Урал» в Зубово-Полянском районе, участок Р158 в Рузаевском и Лямбирском (трасса Нижний Новгород — Саратов), участок Р178 в Лямбирском, Ромодановском, Чамзинском и Дубенском районах (трасса Саранск — Ульяновск) и Р180 в Лямбирском, Старошайговском, Краснослободском, Атюрьевском, Торбеевском и Зубово-Полянском районах (трасса Саранск — М5 «Урал»).
Стационарных рамок контроля на этих дорогах пока нет, но когда-то они обязательно появятся. Замена им — передвижной комплекс на базе универсала «Лады-Ларгус» с фирменными надписями «Платон» снаружи, камерами видеофиксации и модулями передачи данных внутри. В поле зрения системы попадают все транспортные средства массой более 12 тонн. Так что увидите это авто стоящим на обочине — знайте: люди работают. Офис «Платона» в Саранске на Советской, 9, тоже работает. Новейший ремонт, красочные постеры, охранник и три девушки-оператора внутри. Создается впечатление, что ты зашел в солидный банк…


«На днях в республику пришла первая партия бортовых устройств, и мы уже раздали ее первым зарегистрировавшимся в системе, — говорит директор обособленного подразделения в Саранске компании «РТ-Инвест Транспортные системы» Светлана Селиванова. — Какое количество? Этого я не могу сказать… Ежедневно к нам в офис приходит большое количество людей. У всех находится масса вопросов, и это несмотря на то, что система очень дружелюбна к пользователям. Ведь все действия можно производить через Интернет. Регистрация, например, занимает не больше 10 минут…»
В среде дальнобойщиков — кто бы сомневался — однозначно оценивают нововведения. «Стоимость услуг перевозчиков обязательно вырастет, а за этим поднимутся и другие, смежные, цены, — уверен 45-летний водитель тягача ДАФ, занятого на перевозке цветов, Сергей Авдюшкин из Саранска. — Последние годы отрасль находится в упадке. Зарплаты водителей не растут, работы в глобальном плане стало меньше, а наши траты увеличиваются. Тахографы, 40-тысячный транспортный налог, выросшие штрафы за малейший перегруз, а теперь и эта плата… К примеру, раз в неделю я совершаю один рейс в Москву и обратно. Это примерно 1500 км. При плате трех с лишним рублей за км пройденного пути предприниматель, на которого я работаю и которому принадлежит грузовик, заплатит за год более 200 тысяч рублей. А всего у хозяина три грузовика! Я, например, не много езжу. Но кто-то и в Сибирь отправляется, еще куда-то… В этом случае цифры за оплату совсем другие! Вот только что созванивался с саранским другом. Говорит, что сейчас грузит свой «Магнум» в порту Владивостока. Туда он отвез какое-то оборудование… Спрашивает меня, что творится в России. Возвращайся, говорю ему, быстрее, иначе разоришься! Но до 15 ноября не успеет (смеется — «С»). Конечно, в первую очередь такие траты ударят по тем, кто работает на технике, взятой в кредит. И доля их высока. Вот, например, до всей этой круговерти в Интернете на популярном сайте по продаже подержанных грузовиков было выставлено около 40 машин «Рено-Магнум». Сейчас же — более 600! Люди избавляются от техники, они уже не видят смысла в своей работе! Другие дальнобойщики бастуют. Разговаривал с ребятами из Москвы… Говорят, что тоже пытались бастовать. Ехали по МКАДу по крайней правой со скоростью 10 км/ч. Другие полосы не перекрывали, там с этим строго, сразу оштрафуют. Но ребята настроены решительно, говорят, что дальше будет больше. В Подмосковье я уже видел рамки контроля, и мобильные комплексы тоже видел. Понятно, что драконить нас будут по-полной! На мой грузовик специальное устройство еще не устанавливали. Хозяин еще в конце октября зарегистрировался на том сайте (platon.ru — «С»), но ответа пока так и не получил…»
В ближайшие годы подобная схема должна быть распространена и на дороги регионального значения. То есть сеть платных направлений в Мордовии существенно увеличится! Такая задача поставлена перед «Росавтодором». В республике ждут прихода инвестора, который и займется расширением системы. Не исключено, что инвестором станет та же компания «РТ-Инвест Транспортные системы»…
Правда, перед этим законодателям придется внести изменения в некоторые документы. Что из этого получится — узнаем в ближайший год-два.

«Платон» «не тронет» продукты?

«Система взимания платы не скажется на росте цен на продовольственные товары, — считают представители компании «РТИ-Инвест Транспортные системы», специально для «Столицы С» приведшие некоторые расчеты по этому поводу. — Стоимость перевозок грузов еврофурой в среднем составляет 30 рублей за километр. С тарифом системы «Платон» 3 рубля 6 копеек цена поднимется до 33,06 рубля, то есть увеличение в процентном соотношении составит около 10. Однако в себестоимости продовольственных товаров доля перевозки занимает от 4 до 10 %. То есть на стоимость тариф если и повлияет, то в долях процента — менее 1 %. Кроме того, в структуре автомобильных грузоперевозок с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5 % перевозок, а основная доля перевозимой по автодорогам продукции — около 83 % — это навалочные материалы (такие как щебень, песок, вскрышные породы и т. п.). Таковы данные Invest Russia.


Введение системы взимания платы не отразится и на стоимости продуктов в местных магазинах. Производство подобных товаров установлено таким образом, что вся необходимая инфраструктура находится рядом, когда нет необходимости в преодолении больших расстояний. То есть хлеб 12-тонниками не возят. Перевозка продовольственных товаров чаще всего осуществляется по дорогам регионального значения и приходится на менее габаритные транспортные средства. Поэтому конечный потребитель на практике не должен ощутить на себе значимых негативных последствий от внедрения системы взимания платы.
ПРИМЕР. 20-тонная фура возит молоко на расстояние 100 км, стоимость доставки 20 тонн товара (20 тысяч пакетов молока) за 100 км обойдется в 3 тысячи рублей. После введения дополнительного сбора в 1,53 рубля/км — в 3153 рубля, 3,06 рубля/км — 3306 рублей. И если пакет молока в Москве в среднем стоит 60 рублей, то с новым сбором по тарифу 1,53 рубля/км его стоимость увеличится менее чем на одну копейку (0,76 копейки), по тарифу 3,06 рубля/км — на 1,5 копейки, и то если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок грузоперевозок — высококонкурентный».

Цифры

6500 транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 12 тонн зарегистрировано в Мордовии на 13.11.2015 г.

1 миллиард 521 миллион рублей в год будет перечислено в бюджет за каждый из этих мордовских грузовиков при ставке 3 рубля за километр пути, если каждый грузовик будет делать еженедельный рейс в Москву и обратно.

50774 км дорог федерального значения РФ зарегистрировано в системе.

400 тысяч транспортных средств зарегистрировано в системе «Платон» по данным на 13.11.2015 г.

481 рамка контроля за транспортными средствами появится в ближайшее время
на трассах России.

100 автомобилей контроля будут следить за транспортными средствами в РФ.

А как у них?!

В Германии, например, владельцы грузовиков много лет платят за проезд по автобанам, но с 1 октября правила существенно изменились. По данным журнала «Авторевю», во-первых, если раньше своеобразным налогом облагались грузовики тяжелее 12 тонн (не оттуда ли власти РФ подглядели идею?), то сейчас — уже свыше 7,5 тонны. Во-вторых, выросли сами ставки. Зависят они от количества осей, наличия полуприцепов и экологического класса транспортного средства и варьируются в пересчете на рубли от 5,6 до почти 20 за километр пройденного пути.

340x240_mvno_stolica-s-noresize