Авто

Автомобиль для президента

Василий Гуслянников специально для «Автостолицы» сравнил советскую «Чайку» и новую флагманскую модель «Шкоды»

Президент Чешской Республики Милош Земан, например, в качестве государственного авто использует чешский же серийный лифтбэк «Шкода-Суперб». Точно такая же машина, правда, в иной комплектации, появилась и в Саранске. ДЕНИС ТЮРКИН поехал на тест-драйв, взяв с собой в качестве статусного пассажира тоже президента — Василия Гуслянникова. Он хоть и бывший, но первый и единственный — Мордовской ССР…

Дорого-богато

Точно помню, как много места «по ногам» сзади было у прежнего поколения. Довелось пару часов проехать пассажиром в дизельной «Шкоде» главреда «Авторевю» Михаила Подорожанского с Самим за рулем. 140—150 км/ч, наперегонки с «Мицубиси-Лансер-Эволюшн» другого журналиста… А столичный фотограф, пока мы беседовали, мирно храпел, едва ли не вытянувшись в полный рост. Уникальная машина была, с пятой дверью хитрой конструкции, скрывающей недра бездонного багажника, да еще и с копеечным расходом дизтоплива. Подорожанский плохого не купит.

Оказывается, superb с английского — «великолепный, роскошный, величественный». Пожалуй, только сейчас автомобиль приблизился к данному определению. Новое поколение избавилось от образа удлиненного, «искусственно» вытянутого седана, фактически сохранив прежние размеры. Дизайн вообще назван революционным, с чем нельзя не согласиться. Посмотрите на эти шкодовские грани, отражающие новый фирменный стиль, на миллиметровый наплыв капота на крылья (у саранского обывателя, забредшего в автосалон, уже возникают вопросы: «А это не битая машина?»), на «хрусталь» светотехники.

Но что все эти грани и хрусталь в условиях жидко-осеннего российского межсезонья? Вот я стою еще перед произведением искусства — до блеска отмытого в дилерском центре лифтбэка. А через минуту, после езды по саранской улице Васенко, «великолепный» и «роскошный» становится обычным грязным транспортным средством. Простите, дизайнеры «Шкоды»! Ваше творение вошло в быт, обрусело. Причем так неудачно: дверные ручки с сенсорными кнопками бесключевого доступа забрызгало, а часть стеклоомывающей жидкости с лобового стекла снесло на боковое водительское. Да и омыватели фар не справляются с быстро подсыхающей мордовской грязью.

Отгородиться от саранской реальности можно внутри «Суперб». «Ого, какая красота! Здесь ботинки снимать не нужно?» — спрашивает Василий Гуслянников, усаживаясь в кресло заднего пассажира лифтбэка, салон которого выполнен в кремовых тонах. С декабря 1991 года по апрель 1993-го господин Гуслянников занимал другое кресло — президента МССР. Сейчас он — руководитель общественной организации «Мордовский республиканский правозащитный центр» (который весной 2016 года отметит 20-летие), а также директор территориального фонда социальной поддержки населения. Как общественник инспектирует тюрьмы, изоляторы, прочие места отдаленные и не очень. Как чиновник работает с «мирным» населением. Вот и в этот раз Василия Дмитриевича ждут в трех районах — Ромодановском, Ичалковском и Большеигнатовском. Там он будет оказывать бесплатную юридическую помощь. «Как работа идет? Нормально, в прошлом году даже отпуск не дали, настолько много дел было с беженцами из Украины, — рассказывает бывший президент. — Жители республики с пониманием отнеслись к проблеме украинцев — собрали 12 миллионов рублей. Добровольно или принудительно? Так у нас добровольно-принудительный порядок с 1917 года существует. Когда мы проводим с телевизионщиками ежегодные телемарафоны, люди приносят деньги без принуждений. Много бабушек, отдающих часть своей крошечной пенсии. Когда мы ходим с протянутой рукой, то чаще всего дают бедные, а богатые скупятся. Но когда сверху говорят «надо!», то богатые раскошеливаются, причем суммы идут немалые.

Кружками отмечены замки капота. Да-да, у капота две ответные скобы, и за одну из них удобно держаться при закрытии

«Суперб» не для бедных. Тестовый автомобиль со всеми мыслимыми опциями оценивается почти в 2,2 миллиона рублей. Базовая версия с двигателем 1,4 мощностью 125 л. с. дешевле почти в два раза. И в этой разнице «длиной» 1 миллион — десятка три опций, отдельные из них «упакованы» в пакеты. Самая дорогая комплектация — «Лаурин и Клемент», отличающаяся цветовым решением салона и некоторыми дизайнерскими штрихами. Именно на такой «Шкоде» ездит президент Чехии.

Сидится ему в президентской машине неплохо. У водительского кресла масса электрифицированных настроек, в том числе две — для поясничного подпора. А кнопки регулировки переднего пассажирского сиденья продублированы на боковине для удобства пассажира заднего, то есть президента. Тот может сдвинуть кресло до упора вперед, может откинуть спинку, и тогда сзади появляется царский, то есть президентский простор. Остается разве что закинуть ногу на ногу, но мешает пресловутый мордовский чернозем, которым того и гляди измажешь кремовую кожу сидений. Хорошо хоть покрытие пола защищено опциональными резиновыми ковриками, которые из-за элементов дизайна не смотрятся чужеродными элементами.

В багажнике есть специальные элементы на текстильных застежках, «липнущих» к ворсовому покрытию. Ими можно «огородить» груз, тем самым не допустив его перемещения

Еще одна фишка нового лифт¬бэка (само собой, в дорогих комплектациях) — возможность изменять цвет и интенсивность внутрисалонной подсветки через меню автомобильной системы. Тонкие светодиодные полосы тянутся от передней панели по боковым картам дверей, создавая необычную атмосферу. Цветов на выбор три: фирменный зеленый, теплый белый и синий. Чего-чего, а источников света в новом авто хватает. Постоянно (и в движении!) подсвечивается область ног и у водителя, и у трех пассажиров. Есть потолочные светильники в передней и задней частях салона. Яркие светодиоды встроены в корпуса зеркал заднего вида. Все это освещение можно настроить под себя.

Куча настроек есть и у других функций. Отнесу сюда и одну связанную с поведением автомобиля на дороге — настройку шасси. Уж слишком мало отличий между режимами «комфорт», «стандарт», «спорт», «эко», и «индивидуальный». Акустическая система «Кантон», доступная за доплату, раскрывается, когда ручка управления громкостью повернута далеко в сторону плюса. 11 динамиков, сабвуфер и 610 Вт мощности делают свое дело. Присутствует пользовательская настройка. Жаль, не удалось подключить свои смартфоны через Android Auto и Apple CarPlay, что позволило бы выводить на автомобильный экран, например, навигационную карту, закачанную в смартфон. Видимо, для этого нужно закачать специальное приложение. Хотя и связи через блютуз хватает. На моей памяти это единственный автомобиль (из протестированных), мультимедийная система которого выдавала список телефонных контактов без ошибок и по алфавиту, как они забиты в телефон. А еще «Шкода» показывала СМС и позволяла писать новые сообщения. Само собой, это я делал, когда автомобиль стоял.

Двум задним пассажирам помимо среднего подлокотника с подстаканниками положены подогрев сидений, индивидуальная регулировка температуры; «президенту» — еще и управление передним креслом

Резюмируя, скажу, что организована центральная консоль в том же ключе, что и у «Октавии». И это как-то грустно, не по-флагмански, не по-президентски. Тесловский планшетик сюда бы. Или вольвовский. Да хоть какой-нибудь, а не этот зажатый в тиски черного пластика экранчик, пусть и радующий идеальной отзывчивостью сенсора…

Подслащенной пилюлей в этом случае являются разные удобные мелочи. Открыл водительскую дверь — мультимедийная система тут же отключается, и на информационной панели появляется надпись: «Не забудьте мобильный телефон!» Спасибо, «Шкода», ты очень услужлива. А Василий Гуслянников вспоминает, что в его бытность президентом в служебной машине существовало лишь одно средство связи — рация, работавшая в радиусе 30 км от Саранска…

Электроника

В движении к «Шкоде» есть вопросы. Нет, не к тормозам или рулевому управлению. В первую очередь — к подвеске. Ну, мог бы бизнес-седан быть комфортнее, мог бы! В городе «Суперб» старается, но на расчерченной толстыми трещинами улице Строительной подает звоночек: водитель, сбавь ход! На загородных скоростях да на залатанном, с провалами асфальте уже тяжело. Подвеска даже допускает пробои. Еще хочется лучшей шумоизоляции. «Поют» шипованные шины, слышны шлепки грязи по подкрылкам и шорох песка. Смазывает краски радости от управления автомобилем семиступенчатый «робот» DSG. Чем? Своей нерасторопностью при переходе на низшие передачи, когда нужно быстро (даже не резко!) ускориться. Задержка невелика, но «Суперб» — он же великолепный?

Смело можно давать жить системе «Старт-стоп», автоматически глушащей и заводящей двигатель. Вот ее-то быстродействие, думаю, неоспоримо. Автомобиль еще не остановился — а мотор заглох, при этом работают и фары, и климатическая система, и все то, что было включено. Только поднимаешь ногу с педали тормоза — вжик, стартер прокрутил, стрелка тахометра заняла рабочее положение. В городской толчее у светофора, когда за считанные секунды движение может смениться покоем, «Старт-стоп» способен и надоесть своей активацией. Но физически водитель не терпит никаких неудобств: нет ни рывков при запуске мотора, ни толчков в трансмиссии… Великолепно!

Зачем нужна эта суета, которая — уверен — вызовет в большинстве владельцев переживания за ресурс стартера? Чтобы сэкономить топливо! Расход в городе не превысил 7,8 литра на 100 км, хотя предположу, что мои условия тест-драйва были не худшими. После поездки по трассе, многочисленных простоев с работающим двигателем борткомпьютер показал иные цифры: 6,8 л/100. Неплохо для машины, чей вес вместе с четырьмя взрослыми мужиками превысил 1600 кг? Но не только система «Старт-стоп» здесь экономит. Тестовая «Шкода» была оснащена турбированным мотором объемом 1,4 л, мощностью 150 «лошадок», с хитрой системой отключения двух цилиндров. Страшный сон любителя «классических» атмосферников! Малая кубатура при довольно большой мощности, да еще и «спящие» цилиндры… Судя по паспортным данным, это помогает: на трассе обещано около 4 литров на 100 км с разгоном до сотни менее 9 секунд!

Но «Суперб» запомнился не рекордной экономичностью, нет, ведь все уже привыкли к этому качеству шкодовских моторов. Понравился адаптивный круиз-контроль, работающий даже в пробках. Я впервые водил автомобиль с подобной опцией. Что такое круиз-контроль, знают даже владельцы некоторых ВАЗов («Приоры», если не ошибаюсь, им оснащаются с завода). А вот адаптивный… В решетке радиатора, чуть ниже шкодовской эмблемы, спрятан радар, сканирующий пространство перед автомобилем. Когда он замечает впереди на определенном расстоянии (порог можно регулировать) другое транспортное средство, движущееся с меньшей скоростью, то электроника сначала сигнализирует об этом водителю, а потом… Потом «Шкода» сама тормозит, используя, если необходимо, даже штатную тормозную систему! При этом поддерживается дистанция до впереди идущего «тихохода». И если препятствие исчезнет (вы вырулили на соседнюю полосу, либо «тихоход» съехал с дороги), «Суперб» начинает ускоряться. Правда делает это неспешно. И если на пустой от трафика большеигнатовской дороге в таком ритме можно обгонять, то в других условиях… А в других можно просто взять управление ускорением на себя, продавив педаль акселератора. Как реагирует «адаптив» на реальные сложные условия? В целом хорошо. Электроника самостоятельно замедлила «Шкоду» с 97 до 35 км/ч (и поддерживала этот темп), когда, вырулив из поворота, мы уперлись в трактор. Затем был медленный грузовик с прицепом, груженный свеклой (ох, и сыплется же она по большеигнатовской трассе!). Но в одном случае я все же перестраховался, нажав на педаль тормоза. Дело было так. Латаный-перелатаный асфальт, перепады высот на дороге, связка поворотов… Я уже вижу, как на трассу медленно выезжает мусоровоз, но электроника не подает никаких сигналов. До него пока приличное расстояние. Но вот оно все меньше, меньше… «Шкода» трясет нас на разбитом асфальте, то задирая нос, то опуская его… До ползущего мусоровоза уже метров тридцать, система не реагирует, я не выдерживаю и бью по тормозам. В чем причина того, что «адаптив» не сработал? Думаю, в профиле дороги. Радар из-за неровностей и положения кузова, видимо, не успевал «зацепиться» за цель.

А еще у нашей машины были автопарковщик, ассистенты удержания в полосе и распознавания усталости водителя, системы контроля слепых зон и защиты переднего пассажира и водителя (в частности, подтягивающей ремни безопасности в критических ситуациях)… Короче, это реальный автомобиль для президента. Причем президент может быть разным — демократической страны, компании… И даже собственной семьи. В последнем случае ему понравится отлично организованное пространство багажника объемом без малого 600 литров.

ВАСИЛИЙ ГУСЛЯННИКОВ: «ЧАЙКУ» Я ПРОДАЛ, ЧТОБЫ СЭКОНОМИТЬ»

Василий Гуслянников особенно оценил удобство задних мест на «Шкоде», сказав, что машина ему чем-то напомнила чиновничью «Чайку» (ГАЗ-14 — советский представительский легковой автомобиль, путем ручной сборки выпускавшийся с 1977-го по 1988 год).

«Конечно, в том авто было больше места, это ж почти лимузин, с двумя рядами сидений и дополнительными сидушками, — вспоминает он. — Однажды в «Чайку» легко поместилось семь человек. Мы возвращались в московский президент-отель с какого-то мероприятия, кажется, была встреча глав регионов с Ельциным… Ну, я и решил подвезти министров мордовского правительства. Показать им солидный номер в отеле, где только одна ванная — квадратов на 25. В 1992 году администрация президента РФ выделила по автомобилю «Чайка» всем руководителям республик. Именно республик. Казалось бы, по конституции все субъекты равны, а тут… (Смеется — «С».) «Чайка» всегда находилась в Москве, и водитель был закреплен за ней местный — из гаража администрации Президента РФ. Однажды, чтобы не тратиться на гостиницу, когда я был в командировке в столице, отправился к брату в Мытищи. На «Чайке». Под Мытищами гаишник остановил и тут же признался: «Мне просто интересно было посмотреть, ведь в нашу глушь «Чайки» раньше не заезжали!» Очень трудно было в городе на таком длинном автомобиле! Хорошо, водитель сказал, что у них в гараже еще «Волга» есть. Я, по сути, «Чайку» лишь в Москве использовал, в Мордовии ездил на «Волге». Пару раз мне доводилось до столицы на ней доезжать. Обычно в командировки я на поезде отправлялся. Еще в правительственном гараже в Мордовии стояли две «Чайки». Обе остались от «старого режима». Одну я сразу продал, чтобы сэкономить. Прежние чиновники держали ее, чтобы раз в десять лет встретить какого-нибудь члена ЦК из Москвы. Насколько знаю, именно на этой машине возили Бориса Ельцина, который приезжал в Саранск в 80-е в ранге какого-то партийного деятеля… Я решил, что смысла держать ее в гараже нет. Месячная зарплата тогда у простых людей составляла примерно 4 тысячи рублей, а за «Чайку» мы выручили… Ох, не соврать бы… Кажется, 2 миллиона рублей. Что стало со вторым авто? Не знаю, мои должностные полномочия были не такими продолжительными (улыбается — «С»)».

340x240_mvno_stolica-s-noresize