Авто

Выживает тот, кто отражает!

«Автостолица» провела тест фликеров – светоотражающих предметов для пешеходов

Пешеходы в России — как призраки. Увидеть их очень сложно, потому что они сами часто не хотят показываться..

  Можно ли спасти человеческую жизнь за 18 рублей? Вряд ли. За 36 — куда ни шло. Пожалуй, за 140 — оптимальный вариант. Столько стоят разные светоотражающие предметы, которые крепятся к одежде и сумкам. Ночь, участок дороги без уличного освещения, пешеход на обочине или краю проезжей части и ближний свет фар автомобиля. В такой ситуации водитель сможет заметить пешехода лишь благодаря фликерам. Так ли это? ДЕНИС ТЮРКИН взял на тест-эксперимент 12 подобных вещей.

Правила
Дорогие водители, велосипедисты, погонщики гужевых повозок и пассажиры! Не забывайте о том, что вы бываете пешеходами. А значит, должны придерживаться пункта 4.1 Правил дорожного движения, когда в ночи будете выходить из салонов транспортных средств, слазить с велосипедов и спрыгивать с телег. С 1 июля 2015 года этот пункт ПДД обязывает пешеходов при переходе дороги и при движении по краю проезжей части или обочинам вне населенных пунктов в темное время и в условиях недостаточной видимости иметь при себе предметы со светоотражающими элементами. Естественно, они должны быть видны водителям. Напомним, что согласно ПДД недостаточная видимость — это видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада, а также в сумерки. К слову, рекомендация пешеходам иметь фликеры даже в населенных пунктах при движении в темноте и сложных погодных условиях, введенная в декабре 2005 года, так и осталась рекомендацией. А что не обязательно — то ненаказуемо. Но за отсутствие светоотражающих предметов за городом наказание существует. Согласно части 1 статьи 12.29 КоАП, это карается предупреждением или штрафом в 500 рублей.
Реальность наказывает суровее. Например, с 12 по 18 октября в республике погибли 5 пешеходов. Все аварии случились за городом в темное время. Темнеет рано, проезжая часть и обочина из-за грязи видится водителю единым целым… Видимость снижается, да и сами пешеходы одеваются, как правило, во все темное. Практически идеальная иллюстрация к поговорке о поиске черной кошки в темной комнате.

Две вертикальные полоски справа и одна горизонтальная — это ребенок, а точнее, специальные полоски на его куртке в отражении фар на расстоянии 80 м от авто. Слева — сотрудник ГИБДД

Виды
Вот и наш подопытный «кот» — участник теста-эксперимента Роман — любитель черной одежды. Куртка, джинсы, шапка… Все предметы гардероба темные. А еще у него есть черный рюкзак, который он по глупости забыл. Пришлось вручить дамскую сумку. На нее повесим некоторые светоотражающие элементы. Вообще, рюкзаки, сумки и школьные ранцы — неплохое место для размещения фликеров. Также эти элементы можно крепить к одежде на булавки, клеить на детские коляски. Где купить? В книжных и магазинах канцтоваров, например. Там, как правило, есть брелоки, значки и прочие веселенькие детали, очевидно, ориентированные на детей. Хотя некоторые понравятся и молодежи. Столичный фотограф Жанна, например, была в восторге от катафота в виде сердечка. В сети магазинов типа «Все по энному количеству рублей» можно найти наклейки. На носу был Хэллоуин, поэтому остались наклейки, посвященные этому празднику. Взрослым все же лучше отправиться в магазин кройки, шитья и тканей. В том, что расположен в здании фабрики «Мордовские узоры», я нашел белорусские ленты на липучках. Двух видов: длинные, на рукава, и короткие, которые можно привязать к ручкам сумок и рюкзаков. Часть подопытных образцов для теста-эксперимента нам предоставили в отделении пропаганды УГИБДД МВД по РМ, часть — в частной компании, а оставшиеся были куплены редакцией.
По типу крепежа я разделил их на пять видов. Первый — «магнитные» браслеты стоимостью от 150 рублей. Металлизированные полоски, которые лучше всего подходят для ношения на рукавах. Минус некоторых — невозможность закрепить жестко, чтобы они не сваливались во время ношения до ладони. Тип второй — катафоты. Реальные катафоты, как из нашего велосипедного детства. Круглые, в виде сердечек, снежинок. Есть белые, красные и синие. Крепеж — в виде длинной пластиковой пружинки. Перенесет ли она холода, не порвется ли? Страна происхождения (Финляндия) как бы намекает, что сдюжит… Цена — 100 рублей. Третий тип — «медали», значки на булавках небольшого размера. Привлекают разными надписями вроде «Я люблю спорт!», поэтому при повседневном ношении их можно принять за обычные молодежные значки. Примерно по 100 рублей. Тип четвертый — ленты на липучках, действующих по принципу репейника. Есть длинные, для ношения на руках (70 рублей за одну, оптом едва ли не в два раза дешевле). Есть короткие, для ручек сумок и прочего (40 рублей в розницу). Вторые выполнены из темного материала, что опять же хорошо для тех, кто хочет «слиться с толпой» и не демонстрировать в обычных условиях светоотражающие «способности». Наконец, пятый тип — пожалуй, самый неудобный для обычной одежды. Наклейки (от 18 рублей в розницу). Лучше всего их наносить на школьные ранцы, детали рюкзаков, коляски…

Тест
Пробовать, как все это работает и работает ли вообще, отправляемся на улицу Первую Промышленную, к пожарной части. Там слабое автомобильное движение, отсутствие уличного освещения и прямой участок ровной дороги. В нашем арсенале два лифтбэка — «Лада-Гранта» (обычный свет) и новейшая «Шкода-СуперБ» (ксенон). Помимо того что посмотрим, влияют ли как-то на работу световозвращателей разные источники света, так еще и оценим разные «школы» создания головных фар — бюджетной и фактически премиальной.
Вдоль обочины расставляем конусы. Они выступают в роли контрольных точек, возле которых будет стоять пешеход. 30 метров от автомобиля, 50, 80 и 100. Хватит законопослушному гражданину на трассе осадить свою машину со скорости 90—100 км/ч с расстояния 100 м, когда он заметит пешехода? Хватит даже на влажной дороге! А незаконопослушному, который летает крепко за 100? А этому негодяю сначала нужно мозги вправить, этим мы не занимаемся. Включаем ближний на галогеновой «Гранте». Черный-черный Роман, наш подопытный, местами начинает светиться, как хорошая гирлянда. Он отходит на 50 метров, затем 80, наконец, на 100… В первую очередь бросается в глаза катафот в виде сердечка. Катафот мы прикрепили к сумке, поэтому при ходьбе он болтается. С места водителя красное мерцание выглядит так, будто на обочине моргает лампа. Очень привлекает внимание. Но стоит учесть, что при некотором положении тела катафот перестает быть видимым. Практически всегда, при любом положении тела и на всех наших контрольных точках, видны полоски белорусских лент на рукавах, а также «магнитный» браслет (тот, что длиннее; короткий пришлось снять с теста — его длины просто не хватало для обхвата руки). Исправно отражают свет и наклейки Хэллоуин, правда, делаем вывод, что для лучшей видимости их должно быть много на одной поверхности. Та же история — с маленькими кругляшами-наклейками и малыми лентами на липучках. Работают они замечательно, чем их больше, тем лучше. Вспоминаю про фотографа, который ушел в темноту с Романом. Роман-то отсвечивает, а фотограф (тоже во всем темном, но без единого светоотражателя) перестал быть видимым уже через 40 с небольшим метров. Все, будто и не было человека!

Магнитные браслеты

Наклейки

Меняем «Ладу» на «Шкоду» с биксеноновыми фарами и «интеллектуальным» светом, подстраивающимся под профиль дороги. Так вот, во-первых, сразу становится заметна разница в освещении дороги между бюджетным отечественным и чешским авто, стоимость которого переваливает за 2 миллиона рублей. Яркость пятна у обеих машин достаточная, как и равномерность освещения. Но «Шкода» ближним светом бьет дальше: водителю виден даже конус, стоящий в 100 метрах (при этом сама полоса освещается метров на 65), тогда как граница света и тени от фар «Гранты» проходит примерно на расстоянии 40 метров от лифтбэка! «Шкода» не слепит встречных. Пятно как бы огибает встречную полосу, хорошо «цепляя» левую обочину и отлично — правую. В очередной раз я убедился: у «Гранты» очень слабый ближний свет.
Вот что интересно. Пешеход с катафотами практически одинаково хорошо заметен даже при освещении фарами «Лады-Гранты». Как такое возможно, спросят читатели. Яркость того и другого источника света может быть одинакова или отличаться не сильно. А вот направление пучка… Вот что важно! Для себя я сделал такой вывод. «Шкода» светит «кучно» и очень грамотно за счет особой конструкции фары, а «Лада» хоть и кажется, что «бьет себе под нос», но значительную часть света рассеивает в пространство, не формируя пятна. Для катафотов в данной ситуации это и нужно, ведь они отражают свет, исходящий от источника. А водитель как раз и наблюдает «свой» свет. К слову, при включении дальнего дорога освещается одинаково хорошо и у «Шкоды», и у «Лады». Пешеход с фликерами в эти моменты просто сияет. И не нужно думать, что с дальним у вас есть шансы заметить бредущего по обочине пешехода без катафотов. В темной одежде человек просто сольется с осенней грязью. А светоотражатели сделают свое дело, что и показал наш эксперимент.
Так, выпускаем еще одного подопытного — невысокого школьника Ярослава. Его родители позаботились о сыне: в куртке есть вшитые световозвращающие полоски. Правда, только сзади. На Ярославе крепим «медали» на булавках. Они заметны на всех контрольных точках, но чем дальше, тем пристальнее приходится концентрировать внимание на светящихся кружочках в силу их малых размеров. А вот полоски на куртке отражают свет замечательно. Причем сзади на капюшоне у Ярослава есть две вертикальные полоски, а снизу на куртке — одна горизонтальная. За счет этого в глазах водителя как бы формируется объект. Это пример для подражания: катафоты лучше таким образом и размещать, в относительной отдаленности друг от друга.

Катафоты

Лента на липучках

Наклейки

Теперь проверим, на каком расстоянии перестанут быть видимыми показавшие себя лучшими отражатели — белорусские ленты и финские катафоты. Роман, ваш выход. Ленты — ближе к подмышкам (запомните: чем выше находятся отражатели, тем большую видимость для водителя они обеспечат!), один катафот — к низу куртки, второй — к капюшону. Роман прошагал 200 метров, 300, а мы с редакционным водителем дядей Мишей все еще видим отраженный ближний «Гранты». Наконец, на отметке в 450 метров глаза перестали различать светлые полоски на одежде подопытного. Вдумайтесь, почти полкилометра! А если с дальним? О, а вот и Роман как на ладони. Можно идти дальше? Нет, у нас и прямая почти закончилась, и Роман уже замерз…

Катафоты

Вывод. Для обеспечения безопасности не получится обойтись покупкой лишь одного светоотражателя. Не будете же вы всякий раз судорожно поворачиваться нужной стороной к приближающемуся автомобилю, ждать, когда он проедет, а затем продолжать свой путь. В идеале вы должны быть «защищены» с боков, спереди и сзади. Самыми предпочтительными элементами для всесторонней защиты мне видятся два нарукавника на липучках общей стоимостью 140 рублей. Повернут ли человек к источнику света лицом, спиной ли, переходит ли он дорогу, водитель увидит минимум одну полоску. Ленты можно легко и быстро снять. Не лишними будут красивые наклейки на колясках, рюкзаках. Они сойдут за элементы дизайна и за дополнительную защиту.

Так светятся белорусские ленты на текстильных застежках и катафот в форме сердечка на расстоянии 100 м

Эксперимент завершен. Едем на Химмаш, чтобы выгрузить столичного фотографа. По пути нам попадаются два пешехода — чисто химмашевские пацаны в спортивных костюмах! Но главное — оба подумали о своей безопасности. Первый шагает в модных белых кроссовках с катафотами, у второго «светятся» полоски на штанах и олимпийке. Светотехстроевские, центровые, а также пацаны с югов, берите пример с химмашевских!

P.S. «Столица С» выражает огромную признательность за помощь в организации теста отделению пропаганды УГИБДД МВД по РМ, компаниям «Саранскмоторс Авто» за предоставленный автомобиль «Шкода-СуперБ» и «ЕСМ Групп» за катафоты.

Цифра

183 наезда на пешеходов зарегистрировано в Мордовии с начала года. 31 человек
погиб, 160 получили травмы.
Таковы данные отделения пропаганды УГИБДД МВД по РМ.
В Саранске и вовсе пешеходные
инциденты — самый распространенный вид ДТП (более 40 % от общей массы). С начала года в столице произошло 98 таких происшествий.
Причем треть из них — 33 — пришлась на темное время суток.

Таким видит человека в жилете с 80 м водитель «Лады-Гранты»

Водитель, купи жилет!
Сломался в темное время на трассе… Остановился менять колесо… Знакомая ситуация? Даю 100 очков, что в момент ремонта вы не надевали светоотражающий жилет, потому что его у вас просто нет.
В рамках эксперимента мы проверили работоспособность одного такого аксессуара (цена на них начинается с 300 рублей). На жилете — две горизонтальные достаточно широкие полосы, отражающие свет. Сидит ли человек, стоит ли — полоски видны, и светятся они очень ярко. Один жилет равносилен паре-тройке десятков надетых на человека фликеров. Нереально крутая штука, благодаря которой пешехода можно заметить даже с многих сотен метров. Хотя есть вещица получше — форма сотрудника ГИБДД.
Но она доступна не всем…

340x240_mvno_stolica-s-noresize