Авто

мУченичество

mUchenichestvoПочему выросли цены в мордовских автошколах и как узнать, не к мошеннику ли вы пришли учиться.

Законодательные новшества серьезно изменили работу автошкол по всей стране, в частности, «заставив» их получать разрешение на свою деятельность в ГИБДД. В республике более чем в два раза подскочила стоимость обучения на самые популярные категории. Но самое интересное, что необходимое разрешение получили лишь единицы, поэтому некоторые автошколы работают незаконно. Что ждет клиентов таких заведений? Ожидается ли очередное повышение цен на услуги автошкол? Тему изучил ДЕНИС ТЮРКИН.

ГИБДД

Четыре года назад в регионе наблюдался всплеск на рынке автошкол — этих заведений появлялось все больше и больше. Причина крылась в довольно лояльном отношении контролирующих органов ко вновь открывающимся заведениям. Требования к материально-технической базе и обучающей программе предъявлялись мягкие. Таково было законодательство.

Сейчас ситуация серьезно изменилась. После реформы автошколы вынудили принимать новую образовательную программу, приближенную к европейским стандартам. Обу­чение по новым программам должно было начаться с 11 августа. Группы, набранные до этой даты, доучиваются по старинке. К тому же заключение о соответствии материальной базы автошколам выдает региональный орган ГИБДД. После соответствующего приказа Минобрнауки, образно выражаясь, все автошколы должны пройти перезагрузку (переаттестацию). Наличие лицензии от Минобразования — еще не пропуск к официальной работе, требуется заключение ГИБДД! И те автошколы, что начали набор новых групп после 11 августа без официальной бумаги, по сути, мошенничают.

«Ужесточились требования к материально-технической базе и, в частности, к размерам площадки для вождения, ее ограждению, освещению, наличию асфальтового покрытия и даже коэффициенту сцепления полотна с колесами, — рассказывает начальник экзаменационного отделения межрайонного отдела регистрационно-экзаменационной работы и государственного технического осмотра автомототранспортных средств ГИБДД МВД по РМ Евгений Козлов. — Введен новый предмет под названием «Основы психофизиологической деятельности водителей», который должен вести психолог. Этого специалиста автошколы обязаны либо нанимать, либо иметь в штате. Новый курс научит кандидатов в водители умению вести себя в критической ситуации, даст навыки поведения в сложной дорожной обстановке. Согласно законодательству РФ, все автошколы обязаны иметь согласованные с ГИБДД учебные программы и соответствующие заключения. По данным на 26 ноября, к нам поступило 26 заявлений от организаций. Уже выдано 10 разрешений к моменту выхода этого номера газеты (2 декабря — «С»), думаю, допуск получат еще пять. Как происходит процесс обследования? Сотрудники Госавтоинспекции выезжают в автошколы и сопоставляют, все ли оборудование присутствует согласно требованиям. Если чего-то не хватает, делается отметка и выдается заключение о несоответствии. Претендент имеет право продлить свою заявку, оговаривая срок, в который он обязуется устранить недостатки. По истечении указанного срока сотрудники проводят дополнительную проверку на предмет устранения недостатков. За все время ГИБДД было выдано четыре отрицательных заключения, но проблемы небольшие, устраняемые. Но пока те учебные заведения, что не получили соответствующего допуска, работать с новыми кандидатами в водители, принятыми после 11 августа, не имеют права. Дам совет новичкам, чтобы нечаянно им не оказаться в неприятной ситуации. Перед тем как подписать договор с автошколой, потребуйте наличия у них всех разрешительных бумаг. Ксерокопии должны висеть на специальном стенде. Перечень организаций, которым мы дали зеленый свет на работу, можно посмотреть на сайте www.gibdd.ru в разделе «Проверка автошкол». Список постоянно обновляется».

Что будет, если теневая автошкола все же выдаст своим клиентам свидетельство об окончании обучения? ГИБДД просто не допустит таких учеников к сдаче экзаменов! Дело в том, что автошкола перед испытанием должна подать в это ведомство списки кандидатов. Если набор группы велся после 11 августа, а разрешения не выдавалось, ГИБДД не зарегистрирует эти списки.

Интересно, что жалоб со стороны граждан на «черные» автошколы в Госавтоинспекцию не поступало. В ведомстве обещали, что если кто-то обратится, то эту информацию они передадут в прокуратуру для дальнейших действий. К слову, в профильном отделе Прокуратуры Мордовии заявили «С», что и к ним никто не обращался…

Автошколы

Оговоренная реформа больнее всего ударила по маленьким конторкам, которые ютятся в узких кабинетиках, владеют одной-двумя машинами и не имеют собственного автодрома. Крупным игрокам оказалось проще вернуться в «клуб официалов». Пожалуй, единственной сложностью стало перелопачивание огромного количества бумаг…

«Теневики мешают развитию автошкол, работающих законно, — говорит директор Дома науки и техники (16 учебных центров в республике, 4 из которых — в Саранске) Алексей Зюзин. — На переоборудование мы потратили серьезные средства: поменяли асфальтовое покрытие на автодроме, установили освещение, банально оборудовали туалетами. У «чемоданных» этого ничего нет! Они, продолжая обучение, потенциально ведут своих клиентов в тупик. Это незаконное предпринимательство, чистое мошенничество! Люди потратят деньги, но свидетельства не дождутся. Его просто легально не выдадут. В итоге клиентов ждет разочарование, потраченное время и, возможно, потерянные деньги. Проверяющие органы не спешат наказывать нарушителей. Обращаемся в Министерство образования, прокуратуру и слышим одинаковый ответ: «Не имеем права проводить проверку! Делаем это только по заявлению граждан!» Но граждане сами находятся в неведении, поэтому и молчат. Дальше может быть хуже».

Из-за всех новшеств учебные заведения резко подняли цены — вплоть до 24 тысяч рублей, как в Доме науки и техники! Ранее обычная стоимость курса составляла 10—12 тысяч, а так называемые «чемоданные» школы учили за 4—5 тысяч. «Еще до законодательных нововведений расценки мордовских автошкол были гораздо ниже, чем в соседних регионах, — утверждает Алексей Зюзин. — В Чувашии и Нижегородской области они превышали 20 тысяч. Что уж говорить про нынешние цены… Почему произошел скачок сейчас? Увеличились часы практического вождения — до 56, причем не академических, а астрономических. А это повышенный расход топлива, увеличившаяся зарплата инструкторам… По моим подсчетам, в итоге стоимость практического обучения составляет 18—19 тысяч и только остальные 5—6 тысяч идут на теорию. В ближайшее время прогнозирую дальнейший рост цен. Но людям нужно понять, что на права человек учится раз в жизни. И, несмотря на все сложности, я уверен, что реформа автошкол положительно повлияет на конечный результат — качество подготовки выпускников»

340x240_mvno_stolica-s-noresize