Авто

«Саранские дворы нужно освобождать от автомобилей!»

Odnim-iz-sposobov-reshenija-problemy-hranenija-transporta-v-gorode-mozhet-stat'-stroitel'stvo-mnogourovnevyh-garazhej.Одним из способов решения проблемы хранения транспорта в городе может стать строительство многоуровневых гаражей.

В среднем всего 1 час в сутки ваш автомобиль проводит в движении. Оставшиеся 23 часа — подсчитает и первоклассник — он стоит. Так почему же в Саранске, как и во многих других городах страны, нехватка мест для хранения транспорта? Огромное количество горожан, перед тем как стать автовладельцами, никогда не задумывалось, где они будут парковать своих железных коней. «Во дворы и на проезжей части рядом со своими домами — вот где!» — говорит большинство. Архитектор, профессор МГУ имени Огарева Виктор Махаев считает, что автомобили давно пора «выкидывать» из саранских дворов, превращая последние в места для отдыха жильцов. Где их тогда хранить — специалист рассказал ДЕНИСУ ТЮРКИНУ.

Настоящее

Данные о «средних» 23 часах, которые автомобиль проводит в сутки без движения, не ирония, а реальные подсчеты московских экспертов. Они вдобавок установили, что среднестатистическое транспортное средство даже при самых благоприятных условиях и развитой сети дорог ездит всего 300–400 часов в год (понятно, речь не идет о такси и прочих машинах, которые используют для работы). Так что строить новые магистрали и расширять существующие без создания площадок для хранения транспорта просто глупо.
По словам профессора Виктора Махаева, проблема с отсутствием нормальных паркингов в Саранске из тех, о существовании которых все знают. Но приступить к ее решению — да даже просто предложить варианты развития ситуации — не хочет, по сути, никто. Автолюбители только жалуются на нехватку мест во дворах, но по-прежнему продолжают совать машины на тротуары, на газон, мешают нормальной уборке снега… Они не создают инициативных групп, способных достучаться до чиновников. А последние словно берутся за проблему в белых перчатках, боясь испачкаться. Муниципальная программа по хранению транспорта, рассчитанная на несколько лет с «финишем» в 2015 году (но недавно продленная), как можно наблюдать, ситуацию практически не изменила. Да, во дворах появилось больше придомовых парковок, но за счет чего? Правильно — за счет уменьшения газонов и жизненного пространства, которое можно было использовать иначе. Единственная построенная с нуля парковка — под площадью Тысячелетия — никак не может открыться из-за разных бюрократических процедур. Да и ее 90 машиномест — что дробина в огромное жирное тело парковочной проблемы.

Прошлое

«Для начала поясню, почему Саранск и все остальные города России оказались в такой ситуации, — говорит Виктор Махаев. — Для понимания этих причин придется оглянуться на многие десятилетия назад. Еще в начале XX века в разных странах мира разрабатывались разные приоритеты в развитии. В США, например, посчитали, что стоит развивать личный транспорт. То есть продавать дешевые автомобили, строить отличные дороги по всей стране, паркинги (в том числе, подземные и многоэтажные), дорожные развязки… Структура американских городов подчинялась движению легкового автомобиля, а это значит, что сами города достраивали определенным способом, с оглядкой на транспорт. Практически везде доминирует проезжая часть. Кое-где вообще нет тротуаров, что, конечно, не является положительным моментом… В Европе ситуация развивалась чуть иным способом, но все же приоритет был тем же. Население Европы имеет другую ментальность — коллективистскую, если так можно выразиться. Там доминируют приоритеты общества. Там большинство подчиняется законам, а у нас ситуация противоположная. В советское время тоже был коллективизм, но принудительный, когда человек увиливал от роли в обществе, но его заставляли. Когда, наконец, пресс власти с развалом СССР ушел, оказалось, что наши люди индивидуалисты и делают что хотят. И заставить их сделать что-то определенное на благо города, общества очень трудно. Поэтому водители сейчас ставят машины на газоны, на тротуары… Они никому не подчиняются, в том числе и законам. В чем-то нас убедить очень трудно, а что-то заставить сделать практически невозможно. Только силой… Также в СССР в 30-е годы был взят курс на развитие общественного транспорта. Личный назвали роскошью, ненужной для советского человека. Согласно этому развивались и города: с узкими улицами, с неразвитой сетью дорог. Хотя этого для нормальной работы общественного транспорта хватало. Помню, что только в 80-е годы улицы советских городов стали более-менее наполняться машинами. Представьте, в 1985 году уровень автомобилизации в США составлял 400 автомобилей на 1000 жителей. В это время в СССР было… 40 машин на тысячу. За последние 30 лет в стране по разным причинам, в том числе из-за экономического роста, произошли колоссальные изменения, касающиеся парка личных автомобилей. Невероятный рост! Но города-то остались прежними, приоритеты были другими и заложены оказались очень давно. Теперь понимаете, почему переделать наши населенные пункты очень трудно? Это нужно «резать по живому», что очень дорого. К тому же учитывайте: расширяя проезжую часть, мы… увеличиваем количество транспорта и плотность движения. Таким способом мы не решим проблему. Делать это стоит в комплексе».

Гаражи-гиганты

Одно из составляющих, по мнению ученого, строительство паркингов. Наиболее подходящими по многим параметрам стали бы многоэтажные гаражи вместительностью около тысячи машин. В идеале в каждом жилом районе Саранска (таковых специалисты насчитывают 15) следует разместить по два подобных паркинга. Ввиду отсутствия необходимого свободного места в некоторых районах придется ограничиться и одним гаражом-гигантом.

«Где размещать эти объекты? Мы предлагаем несколько вариантов, — продолжает Виктор Махаев. — Еще советские нормативы предусматривали строительство в городе почтовых отделений, кинотеатров… Сейчас площади под подобные объекты существенно «ужались», поэтому можно построить на выделившихся местах многоэтажный паркинг. Далее. Отличным решением будет их размещение вдоль железной дороги в центральной части города. Прилегающая территория сейчас там пустует, и гаражи при условии изящных фасадов могли бы украсить город и улучшить его восприятие глазами гостей, которые проезжают Саранск по железной дороге. К тому же паркинги стали бы своеобразными шумозащитными экранами для жилых домов. Еще одно удачное место для их размещения в центре — буферная зона по улице Васенко между жилыми кварталами и промышленным краем. И в этом случае гаражи стали бы защитной полосой. Далее о предполагаемых местах размещения. Спуск по Ботевградской к Саранке рядом с духовным училищем — неплохой участок. Там можно построить многоэтажный паркинг эдаким уступом. Я привел лишь часть точек, а вообще нужно создавать целую систему. Кстати, размещать гаражи стоит на расстоянии 500–700 метров от центров жилых районов ради удобства населения».

Студенты архитектурно-строительного факультета создали ряд проектов по строительству многоэтажных гаражей. Некоторые из них даже участвовали в выставках. Но до реализации хотя бы одного в Саранске дело не доходило… Подопечная Махаева, студентка Елена Киреева, сейчас готовит дипломную работу на эту тему. Летом «Столица С» постарается познакомить читателей с изысканиями будущего специалиста.

«Я сторонник того, чтобы подобные объекты стали типовыми, похожими друг на друга, — считает профессор МГУ имени Огарева. — Типовой не значит плохой. Типовой — оптимальный по соотношению качества архитектуры, конструкции и стоимости. Внутри такие гаражи пусть будут идентичными по конструкции. А вот фасады можно легко сделать разными. Внешний вид обязан радовать глаз. Эти объекты не должны быть похожими на промышленные корпуса. Какие лучше строить — подземные, надземные или какие-то другие — судить не берусь. Здесь нужно подсчитывать с точки зрения экономики и конкретных условий».

Кстати, несколько лет назад «Столица С» предлагала администрации свой план строительства парковок — наземных, одноуровневых. По сути говоря, простейших, только с оградой и навесами. Город тогда промолчал… Виктор Махаев считает, что подобные парковки нужны на первых этапах действия программы, рассчитанной на увеличение мест хранения транспорта. «Не может же администрация моментально построить с десяток недешевых многоэтажных паркингов! — говорит профессор. — На первых порах можно создать несколько самых необходимых гаражей, одновременно создавая наземные парковочные места. Лет через пять на этих местах можно будет построить и «этажерки»… Далее количество транспорта в республике и столице будет только расти, поэтому исправлять ситуацию нужно как можно быстрее. Уже сейчас мы испытываем сложности. Пешеходы с трудом пробираются через дворы между припаркованными машинами, автолюбители долго ищут свободные места… В саранских дворах скрыт большой потенциал. По своим размерам они просто огромны! Например, те, что у пятиэтажек, в ширину достигают 40 метров. В Европе таких пространств нет, там все плотнее в два раза. И если мы освободим внутридворовое «нутро» от парковочных мест, у нас будет прекрасная территория, которую можно переделать под места для отдыха людей. Приватные, защищенные… Там можно сделать спортивные и детские площадки, да что угодно! Это может стать нашим городским богатством. Поэтому считаю, что саранские дворы нужно освобождать от автомобилей. Возле дома должна остаться только временная парковка. Человек приехал в гости либо пообедать, что-то выгрузить…»

Так рисуют студенты

Учащиеся архитектурно-строительного факультета МГУ имени Огарева разработали несколько интересных внешне и по конструкции проектов по строительству многоуровневых гаражей. Например, Ирина Вагапова предложила создать такой объект вместительностью 700 автомобилей на месте существующего гаражного массива, который находится в пределах улиц Веселовского, Пушкина и Лямбирского шоссе.

1 (1)По задумке автора, паркинг (на иллюстрации 1) должен быть 6-этажным, с мойкой, заправкой, автосервисом, лифтами, комнатой охраны и обслуживающего персонала и прочими удобствами. Перемещение автомобилей между этажами — с помощью рампы (спиралеобразным проездом).

1 (2)В проекте Никиты Волкова (иллюстрация 2), рассчитанном на строительство четырехэтажного гаража недалеко от пожарной части на Химмаше, перемещение транспорта механизировано, то есть машины с этажа на этаж поднимает и опускает грузовой лифт. Вместительность — всего 110 единиц. Сергей Суняйкин (его иллюстрация — заглавная к материалу) вообще предложил объединить паркинг с досуговым комплексом (место строительства — улица Севастопольская, Химмаш).

1 (3)

Ксения Милешина подготовила вариант на 700 машиномест на улице Металлургов (иллюстрация 3).

340x240_mvno_stolica-s-noresize