Авто

Шип-персоны

C2TGjcSx-3MCезонную смену автомобильных шин сделали обязательной.

В конце минувшего года среди мордовских автолюбителей поползли слухи о том, что инспекторы ДПС стали массово наказывать водителей за езду без знака «Шипы». Затем и вовсе появилась информация о том, что законодатели обязали зимой использовать только соответствующую резину и ввели 500-рублевый штраф за ее отсутствие. ДЕНИС ТЮРКИН выяснил, что из этого — правда, а что — лишь беспочвенные слухи.

Обязательная зима

Чем плоха предновогодняя суета и следующий за ней праздничный вакуум, так это практически полной нашей индифферентностью к предстоящим мало-мальски серьезным изменениям в обычной жизни. За разноцветной мишурой водители и многие журналисты, в том числе и автор, не заметили, как тихонечко с тыла подкрались законодательные новшества, касающиеся автомобильной обувки — шин. 1 января вступил в силу ряд пунктов технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Еще в 2011 году его подписали три страны: Россия, Беларусь и Казахстан. Время от времени в этот важный документ вносят дополнения. Последние касаются автомобильных шин.

Итак, отныне пункт 5 приложения № 8 техрегламента запрещает летнюю эксплуатацию шипованных шин, а зимой, наоборот, требует от водителей применять зимние покрышки (не обязательно оснащенные шипами). Согласно техрегламенту, летний период ограничивается тремя месяцами — июнем, июлем и августом. Зимний — декабрем, январем и февралем. Россия — страна огромная, и если в Сибири морозы и снег могут прийти уже в октябре, то на Кавказе дороги часто остаются чистыми долгое время. Поэтому логично, что регионам разрешили самостоятельно менять временные рамки применения шин, но — лишь в сторону увеличения. Как сообщили в УГИБДД МВД по РМ, в Мордовии править трехмесячный «коридор» не планируется, поэтому зима у нас будет строго календарной.

Какие вообще покрышки законодатели называют зимними? Техрегламент дает ответ. Они предназначены для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии и промаркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также знаками «М+S», либо «M&S», либо «M S». Литеры MS — это сокращения от английского mud, snow («грязь» и «снег»). Зачем автолюбителям знать такие тонкости? А затем, чтобы не нарваться на штраф за отсутствие зимней резины! По словам замначальника отдела надзора УГИБДД МВД по РМ Дмитрия Лялькина, пока действующая редакция КоАП не предусматривает прямого наказания за нарушение именно этого пункта техрегламента, но… «ГИБДД все же будет контролировать этот аспект, и вот каким образом, — пояснил Лялькин. — Инспекторы станут выписывать представления об устранении причин и условий, способствующих нарушению техрегламента, должностным и юридическим лицам компаний, задействованных в перевозке людей (в том числе такси), опасных и негабаритных грузов. В дальнейшем, если эти причины не будут устранены, мы вправе составить административный протокол по статье КоАП РФ 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания», который предусматривает штраф от 1 до 20 тысяч рублей в зависимости от того, на кого составляется бумага — юридическое или должностное лицо. «Обычных» водителей — физических лиц — это не касается. Но, насколько знаю, правки в КоАП, предусматривающие наказание за отсутствие зимней резины и для них, будут внесены. Перед Новым годом мы проводили совещание с основными транспортными организациями республики, так как были у нас опасения по поводу того, что бизнесу массово придется приобретать новые шины. Но оказалось, что и у саранских маршруток, и у больших  автобусов, и у троллейбусов маркировка на резине разрешает эксплуатацию согласно техрегламенту в зимний период».

Немного другая история — с грузовиками. Предложения на рынке зимних шин у них, конечно, есть, но выбор неширокий. «Несомненно, я слышал о такой резине с соответствующей маркировкой, но ни сам, ни знакомые коллеги их не используем и никогда не использовали, — говорит саранский дальнобойщик Сергей Авдюшкин. — Такие шины дороже обычных. Мне, например, брали «обычный» «Мишлен» по 20 тысяч рублей за колесо. Представьте, во сколько обойдется комплект зимних шин!» Кстати, простая переобувка больнее всего ударит именно по владельцам грузовиков. Например, у трехосного тягача 10 колес. Согласно техрегламенту, зимние шины должны быть установлены на всех колесах (и это требование для всех типов транспорта).

Знак «Ш»

Теперь о другом новшестве. 1 января вступили в силу «шинные» поправки в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В документе, в пункте 5 «Колеса и шины», появилась добойка про зимнюю резину. Отныне автомобиль нельзя эксплуатировать, если остаточная глубина рисунка протектора (при отсутствии индикатора износа) таких шин составляет менее 4 мм. И за это нарушение, в отличие от истории с техрегламентом, есть наказание — предупреждение или штраф в 500 рублей. Оговаривается оно частью 1 статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». ГИБДД Мордовии уже ориентирована на выявление подобных нарушений. Напомним, что нельзя эксплуатировать автомобиль и в той ситуации, когда шина имеет расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины, а также внешние повреждения вроде пробоев, порезов и разрывов, обнажающих корд. Само собой, любой адекватный водитель и так сразу выбросит подобную «обувку». Что касается введенного ограничения по высоте протектора… Многие шинные эксперты добавляют, что зимнюю шипованную резину вообще нежелательно использовать после трех сезонов, так как ее свойства ухудшаются с увеличением пробега: шипы плохо держатся в своих гнездах, вылетают…

Еще одна новость про шипы противоскольжения. В конце года среди мордовских автолюбителей прошел слух, что инспекторы ДПС составляют протоколы на водителей легковушек за отсутствие на заднем стекле предупреждающего знака «Шипы» в виде треугольника с красной каймой. Якобы особенно активно такие «нарушения» фиксировали в Ельниковском районе и Саранске… «Мы специально проверяли эту информацию, уточняли у руководителей районных подразделений, но ничего не подтвердилось, подобных протоколов никто не составлял, — заявил корр.«С» старший инспектор отдела ДПС, исполнения административного законодательства и взаимодействия с правоохранительными органами ГАИ РМ Александр Самышин. — Повторяю для водителей: ответственности за отсутствие знака «Шипы», «Начинающий водитель» и прочих в законодательстве нет. Норма, обязующая их устанавливать, есть, а наказание отсутствует. Так что ни о каком штрафе в 500 рублей речи не идет!»

340x240_mvno_stolica-s-noresize