Авто

Саранский аэропорт кардинально обновил парк обслуживающих машин. Некоторые экземпляры уникальны для Мордовии

Чтобы железная птица взмыла в небо, на земле должны потрудиться люди на десятке железных коней. Пассажиров на взлетное поле доставляет низкопольный автобус, керосин привозит топливозаправщик, двигатели самолета запускают специальной установкой, а он сам маневрирует с помощью тягача. Зимой взлетно-посадочную полосу нужно чистить от снега и льда, летом — подметать и мыть. Саранский аэропорт недавно глобально обновил специальную наземную технику. ДЕНИС ТЮРКИН принял это за хороший повод рассказать о том, что не летает, но ездит.

 

Перронник

Перронный автобус из Дюссельдорфа Перронный автобус из Дюссельдорфа

Самая заметная новинка автопарка саранского аэропорта — перронный низкопольный автобус Cobus 3000, разработанный швейцарской фирмой и произведенный в Германии. Заметная, потому что всегда на виду у обычных пассажиров. Подобная техника появилась в регионе впервые за всю историю существования воздушной гавани (ранее от вокзала до перрона людей возил обычный автобус). Cobus 3000 вы не увидите на дорогах общего пользования, его не нужно регистрировать в ГИБДД. Он заточен только под одну цель — довезти людей от здания вокзала до места стоянки судна и проделать обратный путь. Прежде этот Cobus наматывал километры в аэропорту германского Дюссельдорфа.

Намотал немало для перронника — 47 тысяч, но выглядит как новый (произведен в 2005 году). Прошел предпродажную подготовку, в частности, у него заменены амортизаторы. Техобслуживание в саранском аэропорту планируют делать сами — менять, например, масло, фильтры… А вот если что-то случится с коробкой — придется вызывать иногородних специалистов.

Зимой с «Кобасом» проблем возникнуть не должно. У него есть предпусковой обогреватель Webasto, подогрев фильтра и топливных магистралей. В салоне у входа — тепловая завеса, летом от жары спасет кондиционер. В салоне — только блок предохранителей. Маленький (размером с агрегат от МТЗ) по грузовым меркам дизельный двигатель модели «Мерседес» о 6 цилиндрах стоит между креслами водителя и пассажира. К нему пристыкован трехступенчатый «автомат» Allison. А привод здесь… передний! Реализован с помощью полуосей от полноприводного грузовика, возможно, «Магируса». И такая компоновка, оказывается, традиционна для перронных автобусов.

Приятно удивляет простор салона после обычной пассажирской техники, что ездит по городу. У «Кобаса» 15 сидячих мест, а всего он может перевезти до 112 человек. Кстати, скоро этот автобус может оказаться слишком маленьким: «Мордовские авиалинии» в шаге от заключения договора с лоукостером «Победа», воздушный флот которого составляют только «Боинги-737» с пассажировместимостью до 184 человек.

 

Ото льда

Подъемник с оборудованием для обработки самолетов противообледенительными реагентами на базе «Валдая». Цена — 12,5 миллиона. До сих пор сотрудники аэропорта обливали воздушные суда специальными жидкостями вручную, становясь… на стремянки.

Куплено в Саранске

Среди приобретений аэропорта есть и техника, купленная в нашем городе. Это два седана «Хендай-Солярис» в яркой оранжевой раскраске. Когда их обклеят специальной пленкой и навесят «мигалки», то они превратятся в машины сопровождения.

Для очень важных

Микроавтобус «Форд-Транзит» куплен для перевозки VIP-персон от здания вокзала до перрона.

Для инвалидов

Пробежимся по другим приобретениям аэропорта. К слову, в конце минувшего года, когда «Мордовские авиалинии» совершили глобальное обновление автопарка, в лизинг была взята 31 единица техники.

Из сверхнеобычного — подъемник для инвалидов на базе… среднетоннажного грузовика Hyundai HD120 (на фото слева). Да-да, лифт над кабиной будет поднимать людей в колясках и перемещать непосредственно в самолет. Будет ли грузовик совершать рейс до перрона с одним пассажиром или сначала заполнит ими фургон (без окон, кстати) и перевезет всех скопом — что-то непонятно.

Вот и работники аэропорта пока не разобрались с приобретением. Машина стоимостью 12 миллионов рублей в эксплуатацию еще не введена… «Ждем специалистов из компании-поставщика с подробными инструкциями», — говорит начальник службы спецтранспорта и авиационной механизации Сергей Веселов.

На фото справа — полноприводный трехосный КАМАЗ-вездеход для поисково-спасательных работ на случай крушения самолета. Внутри в кунге — необходимое оборудование.

От винта!

Этот белый прицеп — установка для воздушного запуска двигателей франко-бельгийской компании «Гино Лебран». Аналогичным целям — запуску моторов, но иным способом — электрическим — служит установка на базе «Газона-Некст». Им уже можно «оживлять» «Боинги».

Тянем-потянем

Раньше самолеты совершали маневры на площадке для стоянки судов с помощью старенького ЗиЛа или трактора «Кировец», то есть машин не специализированных. Отныне для этих целей в аэропорту будут использовать тягач французской фирмы «Совам» — Sovam серии K-100. Белоснежная машина смотрится игрушкой за счет небольших размеров, но может тянуть самолеты массой до 120 тонн! Движет тягачом английский дизельный промышленный двигатель «Перкинс» мощностью 100 л. с. с крутящим моментом 415 Н*м. «Совам» полноприводный, и обе его оси управляются, то есть могут поворачиваться. Тормоза «по кругу» дисковые, есть гидроусилитель руля и даже ремни безопасности.

Снегоуборщики

Вместо монстра ДЭ-235 снег с взлетно-посадочной полосы будет убирать АСВ-4000 Вместо монстра ДЭ-235 снег с взлетно-посадочной полосы будет убирать АСВ-4000

Прошло время монструозной аэродромной снегоуборочной машины ДЭ-235, которую последнее время приходилось больше чинить, чем использовать по назначению. Вместо нее снег с взлетно-посадочной полосы будет убирать новый агрегат на шасси МАЗа. Официальное название — плужно-щеточно-продувочная машина АСВ-4000. Вы бы видели, с какой точностью эту длиннющую «сардельку» загнали в бокс для хранения: передний отвал почти касается ворот, а магнитная площадка (для сбора металлических предметов на взлетке) упирается в стену. Помогать в уборке снега ей будут несколько новых тракторов «Беларус» с роторными насадками и два КАМАЗа.

Перевозчики топлива

Новый топливозаправщик на шасси МАЗа смотрится щеголем на фоне находящегося еще в эксплуатации желтого КрАЗа  с деревянной кабиной. Кременчугской машине не меньше 30 лет. Сколько именно — установить не удалось, внутри нет никаких табличек (видимо, из-за того, что ранее подобная техника поступала в аэропорты с военно-промышленного комплекса). Вместимость его цистерны — более 20 тонн керосина, тогда как у нового МАЗа — 10 тонн.

Директор «Авиалиний Мордовии» Сергей Чуйков (в центре) опробовал новый перронник «Кобас 3000», проехав в нем с обычными пассажирами первого рейса Москва — Саранск авиакомпании «ЮТэйр» Директор «Авиалиний Мордовии» Сергей Чуйков (в центре) опробовал новый перронник «Кобас 3000», проехав в нем с обычными пассажирами первого рейса Москва — Саранск авиакомпании «ЮТэйр»

«Обновление саранского аэропорта идет полным ходом, — говорит директор компании «Авиалинии Мордовии» Сергей Чуйков. — На днях было подписано распоряжение председателя Правительства России Дмитрия Медведева об установке в международном аэропорту Саранска воздушного грузопассажирского временного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ. Он будет работать во время проведения чемпионата мира по футболу — 2018. Строятся новые места стоянки судов, подводятся коммуникации к будущему новому зданию аэровокзала, а также готовится проект самого вокзала. Существующее здание останется в инфраструктуре. Скоро начнется прокладка дороги к аэропорту (уже проведены торги). До 2018 года реконструируют гаражи, где стоит обслуживающая техника, базу для хранения нефтепродуктов». 

340x240_mvno_stolica-s-noresize