Авто

Сыграть в «черный ящик»

27 августа 2013 года под Краснослободском случилось крупное ДТП с участием трех грузовиков. Подмосковный дальнобойщик на «Мерседесе» с полуприцепом «догнал» два попутных КАМАЗа. Итог — виновник погиб, один грузовик — под списание, два — под серьезный ремонт. Причину того, почему дальнобойщик на отлично просматриваемой и широкой дороге допустил попутное столкновение, уже никто не назовет. Есть версия, что он просто уснул за рулем, устав от длительной езды. Чиновники от транспорта считают, что тахографы помогут сократить число подобных аварий и сделать перевозки безопаснее. 27 августа 2013 года под Краснослободском случилось крупное ДТП с участием трех грузовиков. Подмосковный дальнобойщик на «Мерседесе» с полуприцепом «догнал» два попутных КАМАЗа. Итог — виновник погиб, один грузовик — под списание, два — под серьезный ремонт. Причину того, почему дальнобойщик на отлично просматриваемой и широкой дороге допустил попутное столкновение, уже никто не назовет. Есть версия, что он просто уснул за рулем, устав от длительной езды. Чиновники от транспорта считают, что тахографы помогут сократить число подобных аварий и сделать перевозки безопаснее.

Зачем нужны тахографы и на какой вид транспорта их следует ставить.

С 1 апреля водители автобусов и грузовиков за отсутствие тахографов (приборов учета режима труда и отдыха водителей) заплатят штраф. В день смеха им будет совсем не до шуток! В случае нарушения автовладельцам могут даже запретить эксплуатацию транспортного средства. Обязательная установка тахографов на всех автомобилях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предписана еще в 2012 году. Однако наказание за их отсутствие было отложено до настоящего времени, чтобы все транспортники успели установить оборудование. В чем польза тахографа? Какие виды автомобилей необходимо оборудовать? В какую сумму это обойдется?

Законодательство

«Обойти закон будет нельзя, — объясняет главный государственный инспектор территориального отдела госавтодорнадзора по Мордовии Владимир Рогожин. — Тахографы придется устанавливать в любом случае. После оснащения своих автомобилей многие неприбыльные предприятия могут ощутить серьезный удар по карману. Поэтому нужно искать возможность финансовой поддержки за счет бюджетных средств».

До 1 апреля осталось немного времени. Однако до сих пор большое число транспортных средств остается неоснащенным оборудованием. «Все необходимые операции потребуют немалого времени, — подчеркивает директор компании «Меркурий» Сергей Бушин. — Поэтому советую установить тахограф как можно раньше. При этом важно, чтобы процесс проходил планово, а не аврально».

Идея применения тахографа возникла в Европе в период бурного развития автомобильных грузоперевозок. Владельцы транспортных предприятий хотели контролировать своих наемных работников. Опыт показал, что наличие прибора формирует у водителей навыки безопасного и экономичного управления. Аварийность снижается в среднем в два раза. Исключаются конфликты между водителями и инспекторами. При расследовании причин аварий можно точно восстановить ход событий, избежав ошибочных обвинений. Также тахограф призван обеспечить честную конкуренцию, соблюдение режима труда и отдыха водителей, контроль скорости движения.

С 1978 года Россия является участником Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР). Страна приняла много соответствующих законодательных актов для повышения безопасности пассажирских и грузовых перевозок на своей территории. Так, с 1 апреля тахографом должны быть оснащены машины для коммерческой перевозки пассажиров с более чем восемью местами для сидения помимо места водителя (категории М2 и М3), транспортные средства для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны (категории N2 и N3) и перевозящие опасные грузы. Международные перевозчики продолжают работать с оборудованием, установленным по нормам Евросоюза. Тахографы старого образца остаются действительными до 1 января 2018 года.

Независимо от того, является перевозка конечной услугой на рынке или составной частью одного производственного процесса, она является коммерческой. К некоммерческим относят перевозки, осуществляемые в личных, семейных и иных нуждах, не связанных с предпринимательством. Причем, если маршрутный автобус выполняет поездку по заказу, он также должен оснащаться.

 

Тахограф аналоговый уже, по сути, вчерашний день Тахограф аналоговый уже, по сути, вчерашний день

Семинар

Вопросов по новому оборудованию у перевозчиков возникает много, поэтому на днях в Саранске на базе Дома науки и техники прошел семинар для предприятий, индивидуальных предпринимателей и рядовых водителей. Представители Ространснадзора, ГИБДД и завода-производителя тахографов рассказали о тонкостях и правилах установки оборудования.

«Необходимо ли установить тахограф в служебный автобус?» — задал вопрос один из участников семинара и получил положительный ответ. «Если перевозка производится по путевому листу или транспортной накладной, она является коммерческой, — объясняют специалисты мастерской. — Что касается транспортных средств, принадлежащих образовательным учреждениям, для них созданы новые правила перевозки, надо в установленном порядке оснащать автобусы системой ГЛОНАСС и тахографами».

Законодательство об установке тахографов постоянно меняется, поэтому автовладельцы не вполне понимают, что от них требуется. «Во всех госучреждениях уже распланирован бюджет на 2014 год, — сетуют руководители детских спортивных школ. — Думаем, у нас не найдется лишних 50 тысяч на установку тахографа. Затраты на оборудование просто не предусмотрены. По­этому придется где-то экономить на детях, ремонте и закупке инвентаря…» В ответ на это заявление представители Ространснадзора подчеркивают, что речь прежде всего идет о безопасной перевозке детей. Чаще всего причиной аварий с участием школьных автобусов является превышение скорости. Благодаря контролю тахографа можно было бы предотвратить множество жертв.

Аппараты не требуются машинам, которые осуществляют регулярную перевозку по постоянным маршрутам городского и пригородного сообщения. Также исключение составляет специализированный транспорт: например, техника коммунальных служб, автопередвижки, автокраны, экскаваторы.

«Некоторые считают, что регулярными пассажирскими можно назвать все пригородные перевозки, — уточняет Бушин. — К ним относятся только те, которые осуществляют остановку на всех установленных пунктах».

С 1 апреля штраф за отсутствие тахографа в авто названных категорий для водителя составит 3 тысячи рублей, для юридических лиц — 5–10 тысяч. Такую же сумму придется заплатить за неисправный или установленный вразрез с требованиями законодательства аппарат. Установлен отдельный штраф за нарушение режима труда и отдыха — от 1 до 3 тысяч рублей. Согласно техрегламенту, если транспорт не оснащен тахографом, то запрещается его эксплуатация. Возможно снятие госномера, перемещение на штрафстоянку. Кроме того, страховые компании имеют право не делать выплат, если машина не оборудована аппаратом.

 

Тахограф цифровой – сегодняшний день перевозок Тахограф цифровой – сегодняшний день перевозок

Тонкости

Внешне тахограф напоминает магнитолу. Некоторые водители называют его «черным ящиком». Из-за схожести с магнитофоном в Мордовии уже произошли первые казусы с кражей тахографов из автомобилей. Но никакой ценности для воров они не представляют. Во-первых, аппарат сохраняет в памяти всю информацию о транспортных средствах, на которых был установлен. Причем удалить данные с него невозможно. Во-вторых, установить тахограф может только допущенная Минтрансом мастерская, которая, разумеется, обратит внимание на его происхождение.

Устройство бывает двух видов: аналоговое, которое устанавливали в Европе до 2010 года, и цифровое. В свою очередь, цифровые тахографы делятся на два типа. Первые имеют Международный сертификат соответствия, удовлетворяющий требованиям ЕСТР, — это тахографы, произведенные в Европе. Вторые, оте­чественные, имеют блок защиты — СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Вся информация, обработанная устройством, направляется в единую систему контроля Ространснадзора (АКЦН). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся внутрироссийскими перевозками, должны установить именно аппарат с СКЗИ. По текущему законодательству, начиная с 1 апреля 2015 года тахографов без СКЗИ на дорогах остаться не должно, международные же перевозчики продолжают работать согласно требованиям европейского соглашения в сфере транспорта (ЕСТР) и использовать Европейские тахографы.

Для использования цифрового тахографа необходимо получить личную электронную карту водителя. Она выдается в единственном экземпляре сроком на 3 года. В ней хранится информация о водителе: от года рождения до места работы. Для каждого типа тахографов подходит только свой тип карт.

Стоимость покупки и установки отечественного тахографа колеблется от 45 до 60 тысяч рублей. На личную карту водителя или карту предприятия придется потратить 4–5 тысяч. Установить тахограф может только специализированная мастерская, получившая допуск Министерства транспорта РФ на выполнение подобных работ. По регламенту, раз в два года мастерская должна производить техническое обслуживание тахографа. Кроме установки оборудования специалисты мастерской РФ 0185 проводят бесплатное обучение персонала перевозчиков — руководителей, главных механиков автопредприятий и водителей.

Кстати

Эффективность тахографов по результатам 10-летнего использования в странах Евросоюза:

  • Количество ДТП с участием транспорта, оснащенного тахографом, снизилось на 22 %;
  • Количество ДТП со смертельным исходом снизилось на 55 %;
  • Межаварийный пробег вырос в 2,5 раза;
  • Затраты на ГСМ снизились на 15 %.

Сроки установки

С 1 июля 2014 года — для автобусов и грузовиков с максимальной массой более 15 тонн;

С 1 сентября 2014 года — для грузовиков с максимальной разрешенной массой от 12 тонн, не использующихся для перевозки опасных грузов;

С 1 апреля 2015 года — для грузовых автомобилей с массой от 3,5 до 12 тонн;

С 1 января 2018 года — для транспортных средств, оснащенных тахографами при их выпуске до 1 апреля 2014 года, а также авто, в которых мастерские устанавливали оборудование до 24 февраля 2014 года.

340x240_mvno_stolica-s-noresize