Авто

Гаишники на БМВ, пожарные мотоциклы, спасательный вертолет…

Пожарный мотоцикл. Если бы не ЧМ–2018, такую технику в Мордовии мы не увидели бы никогда © Столица С | Денис Тюркин

Ведущий «Автостолицы» оценил готовность транспорта к ЧМ–2018

Подготовка к футбольному событию мирового уровня серьезно изменила Саранск. Обновился автопарк муниципального пассажирского перевозчика, станции скорой помощи. Новый транспорт пришел в МЧС, ГИБДД. Масштабы изменений оценил и заодно провел ревизию транспортной системы столицы региона Денис Тюркин.

ГИБДД

10 ноября 2011 года. Шоу-рум автосалона «Саранскмоторс» на улице Строительной в Саранске. Министр внутренних дел по Мордовии Сергей Козлов, большой любитель немецких автомобилей, вместе с республиканским главой Николаем Меркушкиным вручает ключи от новейших «пятерок» БМВ сотрудникам дорожной полиции. Звучат слова, что отечественные автомобили (генерал реально думал: достаточно в Калининградской области собрать из немецких машинокомплектов разработанные сотрудниками немецкой компании машины, чтобы называть их российскими) будут верой и правдой служить Мордовии во время предстоящих матчей чемпио­ната мира по футболу.

Положительные эмоции по поводу приобретения самых дорогих в истории региона патрульных автомобилей, конечно, переполняли, но холодные головы задавались вопросом: а за семь предстоящих лет машины не будут списаны? Покупать для чемпионата технику за столь долгий срок до его старта — ​это нормально?

Но вот до мероприятия осталось всего пару месяцев, а БМВ по-прежнему находятся на службе ГИБДД, хотя уже сменили свои посты и Козлов, и Меркушкин, и Шелудяков… Все потому, что к немецкой технике особое отношение. Увидеть на рядовых рейдах их было практически невозможно. Они принимали участие в основном в сопровождении делегаций федеральных чиновников. Да катались с главой Волковым во время разных предвыборных поездок по Мордовии. Во время ЧМ–2018 они будут выполнять те же задачи. Никто такую технику не будет гонять по полям за пьяными сельчанами на «жигулях». Да я вообще не припомню ни одной ситуации, чтобы БМВ участвовали в погонях. Хотя потенциал-то — ​ого-го!

Вспомним, что это за автомобили и во сколько они обошлись республиканскому бюджету (именно регион спонсировал покупку). Всего было приобретено пять седанов БМВ пятой серии (523i) в комплектации business. Каждый стоил более 2 миллионов рублей. И это просто «голый» автомобиль, без учета установки недешевого оборудования вроде американских светодиодных «люстр» и прочих необходимых правоохранителям деталей. Итого — ​13 миллионов с учетом стоимости трех дешевых седанов «Форд-Фокус», поступивших в автопарк ГИБДД в то же время. Кстати, один «Форд» был быстро разбит в ДТП прямо под окнами МВД…

Под капотом заднеприводных BMW — ​шестицилиндровые атмосферные двигатели мощностью 204 л. с. Восьмиступенчатый автомат, система рекуперации энергии, шесть подушек безопасности, кожаный салон, цветной дисплей диагональю 6,5 дюйма и прочее, прочее, прочее…

В 2014 году в автопарке ГИБДД Мордовии случилось не менее революционное пополнение — три патрульных мотоцикла. Один Kawasaki Versys 1000 Grand Tourer двойного назначения (то есть может ездить как по асфальту, так и по пересеченной местности) и две «Хонды» NC750X класса эндуро. Kawasaki при массе около 300 кг (с аксессуарами) благодаря литровому четырехтактнику жидкостного охлаждения мощностью 118 л. с. и крутящим моментом в 102 Нм способен разогнаться до 250 км/ч. Цена в 2014 году — ​более 700 тысяч рублей. Мотор 745-кубовой развивает 54 л. с. Стоимость — ​более 500 тысяч рублей.

Полицейские мотоциклы начали активно работать уже в сезоне–2015. С помощью них моментально удалось решить проблему нелегальных байкеров, то есть мотоциклистов без прав и на незарегистрированной технике. Также гаишники быстро разобрались с юными скутеристами. Подростки также без удостоверений и на незарегистрированной технике несут угрозу не только себе, но и пешеходам. Но не только с нарушителями на двух колесах все эти годы занимались мото-полицейские. В Саранске, например, они активно борются с неверно паркующимися автомобилистами. В общем, этот вид техники, в отличие от БМВ, работает на благо простых жителей региона.

МЧС

Глобально обновился парк техники у пожарных и спасателей. Начнем также с мотоциклов. Пожарно-спасательных мотоцик­лов. Четыре BMW F800GS (объем мотора «зашифрован» в названии модели) были закуплены в конце 2017 году, поэтому опробоваться в «бою» просто не успели. Стоимость базовой модели «немца» составляет чуть менее 1 миллиона рублей. Но после того как байк оброс мощной нестандартной защитой двигателя, спецсигналами, дугами для крепления двух огнетушителей, двумя боковыми боксами для спасательного оборудования и, собственно, этим оборудованием, цена (по данным «С») выросла почти вдвое!

Байк везет на себе электрогидравлические разжим-кусачки, конусы и ленту для ограждения, фонарь, радиостанцию, защитные маты (чтобы можно было обложить ими острые края металла или стекол), аптечку, ремень, спасательный конец Александрова (такая веревка, которую можно бросить утопающему), мешки, что-то вроде молотка для разбивания окон, альпинистская веревка для спуска с высоты…

Вот и основная задача данных мотоциклов — ​выезд на места дорожных происшествий. Причем в Управлении говорят, что дело не ограничится только Саранском и пригородом. Спасатели будут выезжать на вызовы и в районы. Схема такая: два человека — ​два мотоцикла. Могут они потушить и небольшое возгорание. Причем не только с помощью порошковых огнетушителей, но и специальной ранцевой установки, куда под давлением закачивается смесь воды и пены.

Вообще с 2013 года республиканское Управление МЧС получило 87 единиц новой техники, среди которых, помимо пожарных машин (цистерны и лестницы), — ​квадроциклы, катеры, гидроциклы и коптеры. В мае ожидается прибытие вертолета Ми‑8, который будет закреплен за ведомством (судя по всему, временно, пока не пройдет ЧМ–2018). Стоит ли пояснять, насколько полезной является вся эта техника?!

Пассажирский транспорт

В 2017 году глобально обновился пассажирский транспорт Саранска. Это обновление — ​крупнейшее за последние 20 лет. Речь идет о главном городском перевозчике — ​муниципальном предприятии «Горэлектротранс». Сначала в марте–2017 были презентованы 50 полунизкопольных автобусов МАЗ‑103485 номинальной вместимостью 98 пассажиров. Власти города и региона приняли решение о лизинговой покупке в преддверии ЧМ–2018 по футболу. Поэтому большая часть автобусов останется ждать гостей футбольного первенства на стоянке перевозчика. Но рано или поздно все выйдут на городские маршруты. Пока этого не требуется, так как автопарк муниципального перевозчика полностью укомплектован и держится бодрячком — ​средний возраст экземпляров не превышает шести лет.

Минские автобусы работают в Саранске с 2011 года и зарекомендовали они себя неплохо, хотя по комфорту несколько уступают конкурентам из именитых европейских фирм. Без учета дополнительных трат, связанных с лизинговыми операциями, стоимость 50 купленных автобусов составляет 390 миллионов рублей.

Через несколько месяцев, в июне 2017 года, в Саранске прошла презентация 30 новых троллейбусов «Тролза 5275.03 «Оптима». Городской бюджет заплатил за них около 174 миллиона рублей, вторую равную часть по программе поддержки отечественного производителя погасил федеральный бюджет. Троллейбусы «Тролза 5275.03 «Оптима», произведенные в саратовском Энгельсе, мало отличаются от аналогичных моделей, несколько лет работающих в Саранске. В новой технике надписи на информаторах продублированы на английском, а в салоне установлен монитор, куда выводится различная информация. Также из отличий, которые могут быть замечены и оценены по достоинству пассажирами — ​четыре салонных отопителя.

Жаль, что чиновники от транспорта так и не смогли организовать в саранских автобусах и троллейбусах систему электронных проездных. У нас по старинке ходит кондуктор, если говорить о муниципальном транспорте, или пассажиры тычут друг в друга мелочью, — ​если о маршрутках. Доступ иногородних болельщиков в наши автобусы и троллейбусы на время ЧМ–2018 решен по-русски просто: если не можем создать сложную систему, разрешаем всем ездить бесплатно.

Другие

В начале года новый транспорт поступил на службу медиков. 27 карет скорой медпомощи (21 ГАЗ «Соболь» и 6 УАЗ‑3962) будут работать в Республиканской станции скорой медицинской помощи, в Ичалковской, Торбеевской, Ардатовской, Атяшевской, Зубово-Полянской, Рузаевской, Ковылкинской и Комсомольской больницах. Технику эту можно смело назвать устаревшей, если говорить о транспортной составляющей. Но медицинское оборудование, по словам специалистов, отвечает современным требованиям. А это самое важное в данной ситуации.

В апреле–2017 в Саранске состоялась презентация системы диспетчеризации республиканской службы скорой помощи. Суть ее сводится к следующему: медики, отправляющиеся на вызовы, носят с собой планшеты, куда «забивается» вся информация о пациенте, а за их перемещениями онлайн следят диспетчеры. На карте даже отображается, не превышает ли скорость медицинский автомобиль. В качестве дальнейшего развития системы предполагается создание мобильного приложения по вызову скорой, по типу служб такси.

А вот само такси в Саранске почти полностью ушло от системы собственных автопарков. За последние годы победили фирмы, оказывающие диспетчерские услуги. У таких нет своего транспорта. К оказаниям услуг привлекаются любые водители, чья профессиональная деятельность даже не связана с водительской. Люди просто подрабатывают на личных машинах. Для этого только нужно установить приложение на телефон.

Клиенту, надо заметить, безразличны возможные риски (когда водитель не профессионал, который не проходит предрейсовых медосмотров и не отдает машину на осмотр технический). Для него удобна схема «открыл приложение в смартфоне — ​вызвал такси». К тому же есть другие плюсы. Например, фиксированная цена. Поэтому бомбилы с запредельными ценами постепенно уходят со сцены. Но не ушли полностью. Россиянин, приехавший на игры ЧМ–2018 в Саранск, поймет, что пользоваться нужно приложением. А вот на иностранцах, чувствуется, бомбилы хорошо нагреют свои карманы. И никакая полиция им не помешает…

Новости партнеров