Авто

Задний привод, купе, на «механике»

tjurkin@stolica-s.su

Саранский автомобилист нашел капсулу времени — мотоколяску 1993 года выпуска с пробегом 3 км

Алексея Данилина читатели «Столицы С» могут помнить по материалу 2013 года, в котором саранский автомобилист рассказывал про самодельный дядин трактор «Мордхамер», а точнее, про перипетии его регистрации в ГИБДД. Так и не легализованный «Мордхамер» еще жив, и недавно Алексей подселил к нему еще одно интересное транспортное средство — мотоколяску С3Д (читается как «эс-три-дэ») с пробегом всего 3 км, стоявшую в сельском гараже долгих 24 года. Задний привод, купе, на «механике»… Звучит вызывающе! Но в просторечии эта машинешка, сохранившая все заводские детали и «родную» окраску, именуется инвалидкой. Денис Тюркин изучил аловский музейный экспонат.

Атяшевский район

10 августа 1993 года товарищ Виктор Антонович Кузоваткин из села Алово Атяшевского района получил в министерстве социального обеспечения Мордовской АССР справку за подписью замминистра Н. П. Базеева и главбуха А. Н. Баевой о том, что ему по наряду № 62 будет выдана мотоколяска С3Д глубокого синего цвета без права продажи и передачи другому лицу. С этой справкой Кузоваткин должен был приехать в ГАИ в пятидневный срок, чтобы зарегистрировать мотоколяску. Но почему-то этого не сделал, загнав новоприобретенный аппарат в гараж сельского типа а-ля сарай. Сохранилась и товарно-транспортная накладная за номером 008558, где в графе «К оплате» фигурирует следующая сумма: 472 338 рублей.

С3Д производства Серпуховского автозавода (СМЗ — ​сокращенно) «порционно» выдавались на пять лет через органы соцобеспечения инвалидам разных категорий. Через 2,5 года эксплуатации машинке полагался бесплатный ремонт, а еще через такой же срок — ​и вовсе замена на новую. Эдакий трейд-ин по-советски! С 1970-го по 1997 год СМЗ выпустил, если верить «Википедии», 223 051 экземпляр мотоколяски.

Владелец

Шасси той, что представлена на этих страницах, несет номер 00271203, а двигатель — ​068774. После 24 лет простоя из села Алово ее вывез Алексей Данилин, можно сказать, давний ценитель С3Д. Ведь «Мордхамер» сделан на базе серпуховской мотоколяски и из ее компонентов. «Меня очень заинтересовала такая техника, поэтому несколько лет по всей Мордовии целенаправленно искал хороший подержанный экземпляр, — ​рассказывает Алексей. — ​Но попадалось все не то. Однажды купил мотоколяску без двигателя и документов. Разобрал полностью, отвез в деревню… На этом пока закончил. Дал в Интернете объявление. Мол, ищу мотоколяску. Позвонил парень, сказал, что есть у него С3Д с пробегом 3 км. Я не поверил. Приезжаю в Алово, а там действительно идеальный экземпляр. Я и купил. Машинка, как мне сказали, выдавалась деду, ветерану ВОВ. 24 года она простояла. Только карбюратор с нее сняли, поставили на мотоцикл. Остальное — ​в полном комплекте. Если бы не отсутствующий карбюратор, я б на ней до Саранска доехал. А так пришлось на «газели» везти. Поставил в свой гараж, отмыл, подключил к аккумулятору — ​все контрольные лампочки, все внешние лампы (кроме передней левой) горят, как и положено. Все, что должно нажиматься, ​нажимается».

Моторный отсек снизу открыт всем ветрам, а также грязи © Столица С | Денис Тюркин

Вот таких размеров бардачок © Столица С | Денис Тюркин

Пассажирское креслице можно сложить, и тогда откроется доступ к заводской табличке с номером коляски © Столица С | Денис Тюркин

Роль шумоизоляции выполняет только резиновый коврик, но под ним словно вчера нанесенная краска и почти нет ржавчины © Столица С | Денис Тюркин

Багажник. На переднем плане видна отопительная установка производства ШААЗ (Шадринского автоагрегатного завода) © Столица С | Денис Тюркин

В гараже у Алексея Данилина, помимо «Мордхамера», стоят три советских мотоцикла © Столица С | Денис Тюркин

Гражданин Кузоваткин, получив в 1993 году мотоколяску, на радостях даже не установил на нее бачок омывателя, который с завода клали в багажничек. Его — ​бачка — ​законное место — ​в ногах у переднего (и единственного, надо сказать) пассажира. Там, где у обычных автомобилей капот, у С3Д — ​махонький багажный отсек с инструментами: ключами, отвертками, воронкой для заливки масла в редуктор, домкратом. Но перевозить там что-либо, кроме кирпичей, вряд ли безопасно. Потому как с инструментами соседствует автономная бензиновая печка. Насос из двухлитрового бачка качает в камеру сгорания топливо, а воспламеняет смесь обычная свеча накаливания. Рассеивает тепло вентилятор. Расход бензина — ​350 граммов в час, то есть бака хватит менее чем на шесть часов работы. Теоретически и в мороз. Потому как в инструкции указано, что не рекомендовано пользоваться печкой при температуре окружающего воздуха выше 0 градусов. Причина — ​возможный перегрев вентилятора. Кстати, об инструкции. Она толще, чем у любого современного авто, и очень подробная в техническом плане. Неразвитая сеть автомастерских в СССР и новой России вынуждала автомобилистов заниматься самостоятельным ремонтом, или обращаться за помощью к дядям васям из соседнего гаража. А здесь без знания матчасти делать было нечего…

С3Д, технические характеристики (согласно инструкции по эксплуатации)
Снаряженный вес без нагрузки 498 кг
Длина 2,8 м
Ширина 1,38 м
Высота 1,3 м
Колея 1,1 м
Клиренс под картером главной передачи 170–180 мм
Наименьший радиус поворота по габариту кузова 4,2 м
Наибольшая допустимая скорость обкатанной моторной коляски с нормальной нагрузкой (2 человека и 10 кг в багажнике) 55 км/ч
Емкость топливного бака 18 л
Расход топлива при движении на шоссе 8–9 л/100 км
Двигатель одноцилиндровый, двухтактный
Передача к задним колесам через мягкие карданные муфты
Подвеска задняя и передняя независимая торсионная
с амортизаторами

Полтонны

Помните, во сколько в 1993 году обошлась мотоколяска? Сейчас за эти деньги можно взять новый седан «Лада-Гранта» с двумя подушками безопасности, кондиционером, борткомпьютером и семидюймовым экраном мультимедии. Багажник «Гранты» примерно сопоставим по вместимости с салоном С3Д. Но на стороне последнего — ​сдвижные форточки. Чтобы их кто-нибудь не открыл снаружи, владельцу следовало сильнее затягивать барашки внутри. Двери закрывались на простейший ключ, который можно было выточить самому за 15 минут. Но С3Д проще было украсть, просто перетащив с места на место. Менее 500 кг снаряженной массы, это значит, по 83 кг на человека, если вшестером… Нормально.

Хотя вряд ли стайка молодых хулиганов клюнула бы на инвалидку. Тогда едва ли не у каждого уважающего себя пацана был мопед, а то и мотоцикл. У меня не было, поэтому поинтересуюсь: как оно, внутри? Когда смотришь на человека, стоящего перед открытым багажником (напомню, он спереди), думаешь, что скорее человек проглотит эту машинку, чем она его. Но занимающая третью часть боковины дверь распахивается довольно широко, и тело не встречает препятствий, помещаясь на еще мягкое, непросиженное кресло. Ногам ничего не мешает, потому как ног у владельца быть не должно: педалей в мотоколяске нет, управление сугубо ручное. Под рулем —алюминиевые переключатели (сцепление и тормоз), по-дизайнерски «завернувшиеся» знаком бесконечности. Владельцы супер- и гиперкаров напряглись: «Полированный алюминий в стиральной машине?!»

Остальные органы управления размещены… между сиденьями. Под передней панелью, посередине, торчит рычаг ручного стартера (хотя есть и электрический). Трос от него тянется назад, к двигателю от мотоцикла ИЖ. Аж 14 лошадиных сил. Не пони, нет. Натуральные лошади, которые жрут (по паспорту!) «не более» 5,5 л на 100 км/ч при постоянной скорости 40 км/ч. Современные турбомоторы «Шкоды», случается, меньше потребляют, и это при почти десятикратной разнице в мощности.

В передней панели есть и свой бардачок. Размер его таков, что сейчас туда идеально влазит только смартфон. Раньше наверняка это было место для стакана, обмотанного для сохранности тряпкой. Министерство картонной промышленности СССР при производстве С3Д на один экземпляр по разнарядке спускало один небольших размеров лист ДВП, который резали пополам; похоже, именно так получались противосолнечные козырьки. Водителю полагалось следить всего за тремя приборами: амперметром, спидометром и топливомером. Рядом в хаотичном порядке раскиданы сигнальные лампы (включенной нейтральной передачи, поворотников, тормозной жидкости).

Что будет дальше с машинкой? Алексей собирается установить недостающий карбюратор (обязательно хочет оригинальный), поменять потрескавшиеся тормозные шланги, промыть топливную систему, нанести антикор… В общем, вернуть мотоколяске работоспособность. А все для того, чтобы ездить на ней. «Буду использовать в качестве машинки выходного дня и на выставки ездить, — ​говорит владелец. — ​Никаких идиотских надписей, никакого тюнинга. Машина останется полностью оригинальной. Не хочу, чтоб было так, как у ромодановских пацанов, у которых я покупал для восстановления мотоколяску без мотора и документов. Машина была наглухо тонирована, на стеклах надписи «Адидас», «Долбит нормально». У оригинала нет боковых зеркал, а там стояли «спортивные» миниатюрные. В общем, смех!»

Новости партнеров