Авто

Красота плюсом

Тест-драйв универсала «Лада-Веста» в версии «Кросс»

Вы будете экономить не меньше 10 тысяч рублей каждые три–четыре года только на комплекте шин, если купите обычную «Весту», а не новомодный универсал «Кросс». Но если вы не скупердяй Денис Тюркин, то плюнете на мелочные подсчеты и возьмете именно чертовски красивый «Кросс». Есть ли другие плюсы у новой машины помимо дизайна — ​читайте в материале.

Моду на рыжий цвет, Х-индексы и прочие приставки «Кросс» в названии привнесли в автомобильный мир Subaru XV и Volkswagen CrossPolo, продажи которых начались в 2011 году. После них кросстрянка стала поражать разные рынки мира, недавно добравшись и до России с ее АВТОВАЗом. Симптомы болезни «Весты-ЭсДаблю-Кросс» те же, что и у первоначальных носителей: это повышенный клиренс, псевдовнедорожная «фурнитура» и, само собой, слово «Кросс» в названии. Есть и огненно-красный цвет («Марс», хорошо распиаренный), и такие машины крайне популярны: когда открылся предзаказ на универсал «Веста», в Мордовии первое время «фрахтовали» именно недешевые (от 756 тысяч!) кроссовые версии в цвете «Марс»! Тестовый был белым, но даже такая машина внешне воспринимается иначе, чем обычный универсал. Согласитесь, это самый красивый отечественный автомобиль. Возможно, за всю историю. Возможно, именно это его главный плюс в сравнении с обычным универсалом.

«Кросс» смотрится очень нарядно, но при этом на нем не страшно заехать в какие-нибудь дебри. Защита мотора металлическая, просвет для легковушки огромный… На фото машина пересекает внушительную промоину. Заднее правое колесо вывешено, но до контакта с грунтом дело не дошло даже у губы переднего бампера. Но фишка в том, что обычный универсал всего на 3 см ниже (178 мм просвета), чего в наших условиях уже часто достаточно. И если вы подумали, что на «Кроссе» будет полный привод, вы ошиблись. Вообще, новую машину можно воспринимать несколько по-разному, если проехаться двумя разными асфальтовыми дорогами. Две дороги — ​две разные «Весты». На трассе Торбеево — ​Краснослободск — ​Саранск машина тиха, как (не перед обедом для русских националистов будет сказано) украинская ночь. Пологие повороты не требуют, что бы ты впивался двумя руками в острый руль, а почти идеальное покрытие транслирует в салон лишь белый шум. «Веста» — ​самый тихий отечественный автомобиль. Если ехать в Торбеево через Рузаевку и Ковылкино, управление универсалом кажется чрезмерно острым. Там, где колеи и заплатка на заплатке, универсал, как тот активный щенок под хозяйской рукой — ​все норовит выскользнуть. Хотя поведение не кажется опасным (за руку не укусит, нет!), но оно несколько утомляет. Хорошо, что только водителя: пассажиры не почувствуют, что у «Кросса» 17-дюймовые шины, а не 15-дюймовые, как на обычном универсале. Плавность хода осталась почти той же, но, кажется, из-за иных настроек амортизаторов увеличились пиковые ускорения. Проще говоря, подбрасывает машинку побольше, но до раскачки дело не доходит. Что не почувствуют пассажиры — почувствует водитель, причем кошельком: одно шипованное зимнее колесо Marshal WinterCraft Ice WI31 размерностью 205/50 R17 (такие шины стояли на тестовом экземпляре) стоит почти в два раза дороже шины аналогичного производителя и модели, но размерностью 185/65 R15, как на обычной «Весте». Теперь представьте, что вам еще нужно купить комплект дисков, а затем каждые три–четыре года менять шины. Расплата за красоту… Кстати, красота, и ничего более, это еще и задние дисковые тормоза. Да, рыдайте от счастья, темниковские тюнингеры и владельцы «Приор» и прочих подержанных «Солярисов»: на универсале можно заказать задние дисковые механизмы, о которых сами автовазовцы говорят: они ничем не лучше барабанов, но просто наши потребители давно их просили.

Новый 122-сильный вазовский мотор с индексом 21179 (объем 1,8 л), который впервые опробовали на хетчбэке «Иксрэй», наделяет «кроссовую» «Весту» только одним плюсом: собственно, шильдиком 1,8. «Внизу» универсал еще не едет, «вверху» — ​уже не едет (даже несмотря на то, что максимальный крутящий момент 170 Нм достигается при 5 900 оборотах). Странный характер. И даже не пытайтесь ехать внатяг — не вытянет! Разгон беспристрастен и медлителен, хотя, казалось бы, длинноходная и довольно тугая педаль газа как бы намекает… Еще почему-то на первой, случалось, машина дергалась, и это, думаю, какая-то некорректная работа мотора… В общем, не вижу никаких смыслов переплачивать за новый мотор, который, как показали реалии, не только кушает больше бензина по сравнению с 1,6-литровым, но может и поглощать масло. Пожалуй, единственное, что понравилось — ​так это единение двигателя и пятиступенчатой механики. Ходы рычага КПП, конечно, желейные, но зато переключаться получается бесшовно, и машина при этом не дергается.

«Веста» по простору на задних местах является, пожалуй, лучшей в классе. «Универсализм» ей ничего не принес и не убавил, потому что в размерах машина осталась прежней за исключением высоты: обычный «спальный вагон» выше седана на 1,5 см, «кроссовый» из-за другого клиренса — ​почти на 3. В самых дорогих комплектациях у «Кросса» на заднем диване есть подлокотник.

Салон украшен разнородными, но, слава богу, не оранжевыми вставками. Подлокотник автовазовцы гордо именуют полноценным, но в реальности от даже хуже предыдущего, который можно было поднять/опустить после длительных манипуляций. Нынешний не регулируется, и это плохо: его бы подвинуть ближе к рычагу. Подогрев передних сидений теперь трехступенчатый, но глючит, как старый. Однажды после автоматического отключения он не желал работать до тех пор, пока я банально не заглушил, а затем завел мотор. Далее о мультимедийной системе с цветным экраном. У меня есть две веские причины, почему «телевизор» не стоит брать, и одна не веская — ​почему стоит. Начнем с последней. На него выводится отличная картинка с камеры заднего вида (есть прорисовка траектории). А теперь то, что не понравилось. Малопривлекательная графика с не очень хорошо проработанным меню (например, нет поиска по телефонным контактам) — ​раз. Слабая картография навигационной системы «СитиГид» — ​два. И второе кроет все, ведь разве не для навигации мы берем цветную «балалайку»?! Короче, играй я на конфигураторе, то вместо этой системы взял бы ту, что с монохромным экранчиком. А навигатор я и так всегда использую только телефонный. Экономия выходит!

Проработка полезных штучек в новом авто если не поражает, то удивляет. В крышке бардачка теперь есть выштамповка под подстаканник, два подстаканника (причем не маленьких) есть у рычага трансмиссии. USB-выход пристроили поблизости. Но почему подающаяся сила тока составляет всего 1 А? Эппловская техника, конечно, заряжается, но смартфон на «Андроиде» (там 1,5 А) никак не отреагировал на подключение к разъему. Да и музыку через шнур вы не сможете слушать…

В багажнике есть вместительное подполье для мелочевки — ​пенопластовые емкости, которые можно вынуть и увеличить объем основного отсека. У левой стенки столько места, что там свободно умещается 5-литровая баклажка с зимней омывайкой. С правой — ​открывающийся отсек. И там, и там есть по плафону освещения. В какой-то мере портит все опциональное резиновое корытце. С ним багажник, как в анекдоте про рубашку и нательный крест: вы либо выкиньте корытце и свободно пользуйтесь подпольем, либо оставьте, но про подполье забудьте, потому что приподнимать все это неудобно. Но для меня багажник откровенно мал: если ехать с семьей в отпуск, придется брать пластиковый бокс на крышу. И на претензии таких, как я, дизайнер Стив Маттин говорит: «Хотите больших объемов — покупайте «Ларгус». «Веста» божественно красива, она про другое». Эх, Маттин, Маттин…

На багажной двери конструкторы предусмотрели две внутренние ручки, и это классно. А снаружи отсек открывается электромеханической кнопкой, как это давно сделано на иномарках.

P. S. Автор благодарит за предоставленный автомобиль компанию «Саранскмоторс+» и лично ее руководителя Сергея Тятюшкина.