Авто

«Для фиксации нарушений ПДД инспектор может воспользоваться и личным смартфоном»

Начальник отдела УГИБДД МВД по РМ Павел Южалин — о новой версии административного регламента

20 октября вступил в силу документ, оговаривающий нюансы работы должностных лиц ГИБДД. Официальное название — Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения. Какие новшества он принес участникам дорожного движения? Об этом Денис Тюркин поговорил с начальником отдела УГИБДД МВД по РМ Павлом Южалиным (на фото).

— Зачем вообще понадобилось принимать новый регламент? Просто с 2009 года, когда начал действовать предыдущий, появилось очень много изменений в профильном законодательстве: ПДД, КоАП, Законе об ОСАГО… Да даже милиция стала полицией. Номера мы уже не снимаем, водительское удостоверение не изымаем. Вот и административный регламент приведен в соответствие с действующим законодательством, из него убраны все неработающие нормы. Теперь подробнее. Сотрудники ГИБДД отныне могут использовать различные технические средства, не стоящие на балансе МВД.

«С»: А разве ранее этой нормы не было? «Паркон», например, который используется на саранских улицах, принадлежит частной организации…

— Но с ним не ГИБДД работает, правильно? А здесь речь именно о тех случаях, когда инспекторы что-то используют. Например, на балансе МВД нет весов для определения перегруза. Теперь мы можем взять их у какой-нибудь организации. Единственный момент — специальное техническое средство должно пройти поверку либо присутствовать в едином федеральном реестре средств измерения. Если говорить о средствах фото- и видеозаписи, то здесь требования иные. Для фиксации нарушений Правил дорожного движения инспектор может воспользоваться и личным смартфоном. Далее. Закреплена норма проведения освидетельствования на опьянение без участия понятых, но с записью всех действий сотрудников на видео. Она появилась некоторое время назад, просто регламент привели в соответствие с другим законодательством, как я уже говорил.

«С»: Слышал, что во многих регионах освидетельствование без понятых на практике проводится крайне редко из-за тонкостей. Где-то не снимешь кусочек процедуры, и суд прекратит производство… Что у нас?

— В Мордовии сложностей не было, суды не находили, к чему придраться. Инспекторы грамотно использовали видеорегистраторы с патрульных машин. По статье 264.1 («Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию» — «С») суды всегда требуют видео в качестве доказательства. И мы всегда его предоставляем. Еще один интересный момент о процедуре освидетельствования. Бывают такие ситуации, когда у инспектора, остановившего водителя с подозрением на опьянение, нет при себе алкотестера. И приходится ехать до ближайшего отделения или другого наряда. Так вот, если результат оказывается отрицательным и оснований для медосвидетельствования нет, инспектор обязан доставить водителя в то место, откуда его забрал. Также в регламенте появилось общее требование к инспектору при выполнении административных процедур все делать в поле зрения видеорегистраторов. Правда, есть оговорка: «при возможности». Но в Мордовии давно уже все действия инспекторов фиксируются на видео. Следующее новшество скорее технического плана. Если у водителя ОСАГО заключен в электронном виде, сотруднику ГИБДД достаточно показать распечатанную копию. Далее уже момент существенный. Документы от водителя теперь нужно принимать без обложки и каких-либо удерживающих устройств. Слышали ведь про «железный аргумент» — все эти цепочки и зажимы, в которые люди помещают бумаги? Так вот, отныне в том случае, если водитель откажется передавать документы «в чистом виде», то он может быть привлечен к ответственности по статье 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Теперь о норме, более всего беспокоящей участников дорожного движения. Нам разрешили останавливать транспорт для проверки документов в том числе вне стационарных постов полиции.

«С»: Не такое уж и новшество, согласитесь. Ранее остановку вне поста можно было оправдать проведением какой-нибудь операции.

— Да, все верно. Но при этом нам нужно было издать приказ, составить ориентировку, в общем, заниматься лишней бумажной работой. Стационарных постов ГИБДД в Мордовии давно уже нет. Важный момент: для проверки документов инспектор может остановить транспортное средство только в том месте, где это не запрещено ПДД и не создаст опасности другим участникам движения. Проще говоря, в зоне действия знака «Остановка запрещена» делать это нельзя. Когда требуется остановить нарушителя — можно.

«С»: Есть ли изменения в плане того, на каком автомобиле инспектор может нести службу?

— Патрульные автомобили могут применяться двух типов: с цветографической схемой и специальными надписями и без них, так называемого скрытого патрулирования. Во втором случае инспектор может на них лишь выявлять нарушения, останавливать — нет. Он должен взаимодействовать с другими нарядами, либо пешими, либо на машинах со спецраскраской. Мы применяли такую схему, когда проводили операцию «Перевозчик». Сотрудник на авто без спецраскраски следовал за автобусом, выявляя нарушения, а автобус затем останавливали другие инспекторы.

«С»: Попытаюсь упростить ситуацию. Может ли водитель проехать мимо, видя, что его останавливает человек в форме без машины со спецсигналами и раскраски?

— Нет. Потому что у нас есть и пеший патруль.

«С»: А если дело происходит в темное время на трассе?

— Никаких исключений в регламенте нет. Если вас останавливает человек в форме — вы должны подчиниться. Иначе есть риск «попасть» под административную статью. Кстати, в темное время суток инспектор должен находиться в светоотражающей одежде (как правило, это жилетка) со светящимся жезлом или жезлом со световозвращателем.

«С»: Поставим точку в вопросе. То есть водитель должен подчиняться требованию об остановке человека в форме ночью и днем, на трассе и в деревне?

— Да. Если есть сомнения в том, что перед вами — сотрудник ГИБДД, вы можете потребовать у него предъявить удостоверение (сам полицейский после остановки не обязан это делать, он должен только представиться и назвать причину остановки) и спросить телефон ближайшего отделения полиции, либо структурного подразделения, где проходит службу сотрудник. Продолжим по новому регламенту. Там чуть подробнее расписаны случаи, когда мы можем остановить транспорт со включенными спецсигналами, а также наши действия при погоне. В частности, отдельным пунктом оговариваются ситуации, когда можно принудительно останавливать транспорт. Например, блокированием, используя грузовик. Также оговаривается, когда можно применить спецсредства вроде «ежей», лент с шипами…

Как бы не вели себя водители при общении с инспектором, последний «обязан быть вежливым, тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания». Это пункт 43 нового регламента. Пункт 44 гласит, что «сотрудник должен воздерживаться от: любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; оскорбительных выражений или реплик; действий, провоцирующих противоправное поведение».© Столица С | Денис Тюркин

«С»: А они есть в ГИБДД Мордовии?

— Нет, уже сняты с баланса МВД.

«С»: Жаль. Могли бы стать хорошим орудием борьбы с любителями погонять от ваших коллег… Действительно ли теперь можно устанавливать автоматические камеры в зоне действия временных знаков? Например, в местах дорожных работ.

— Да, это важное для водителей новшество, как и другое: ГИБДД с 20 октября не выдает справок о ДТП. Они нужны были для страховых компаний. Теперь водители будут передавать страховщикам только извещения о ДТП (это бланки, выдаваемые при покупке полиса ОСАГО — «С»). А мы, в свою очередь, в свои документы при оформлении ДТП будем вносить полные данные о т/с, месте жительства участников, страховых полисах и т.д.

«С»: Общественность переживает: можно ли инспектору курить в присутствии водителя?

— В проекте регламента присутствовал такой запрет, но в документе, вступившем в силу, его нет. Нет и никакого запрета на видеосъемку инспектора. Пожалуйста, товарищи водители, снимайте на видео, если есть желание! Инспектор, кстати, также имеет на видеосъемку полное право.

Новости партнеров