Украинские беженцы в Мордовии: можно ли матери с тремя детьми прожить на 6 тысяч рублей в месяц?!
Год назад Елена Дурунча вместе с тремя детьми покинула родную Луганскую область. Семья буквально из-под бомбежек бежала в Россию и прошлым летом приехала в большеигнатовское село Спасское. Беженцев поселили в пустующий дом, его хозяева попросили оплачивать только коммунальные услуги. Но в августе заканчивается срок договора, и дом выставлен на продажу. Где жить дальше, Елена не знает, ее зарплата составляет всего 6 тысяч рублей. Есть ли решение проблемы — в материале АННЫ ОПРАВХАТ.
«В Луганской области я работала на скорой помощи, — рассказывает Елена Дурунча. — Когда началась война, была вынуждена все бросить и спасать детей. На родине у меня остался больной отец. Собрав немного денег, я приехала к подруге в Подмосковье. Потом нас направили в Северную Осетию, где мы прожили несколько месяцев. Только там нет работы, а дело близилось к осени, детей пора было оформлять в школу. Поэтому решили отправиться в Мордовию. Сначала пробовала работать в сельхозпредприятии, но не смогла. Уж очень это тяжелый труд для городского человека. Сейчас устроилась продавцом в магазин. Местные жители помогают как могут. Большое им спасибо, иначе бы просто не выжили. Единственная проблема — можем лишиться крыши над головой…»
Дети Елены учатся в спасской школе: Максим — в 11-м классе, Настя — в 7-м, Серафим — в 3-м. По словам директора Александра Дурнова, они показывают хорошие результаты в учебе. «Эта семья нуждается в помощи, — говорит учитель русского языка и литературы Татьяна Хвастова. — Елене очень тяжело жить на 6 тысяч рублей. Она — замечательная родительница, внимательная и заботливая, детки всегда опрятно выглядят… Но в их доме просто невозможно жить зимой — можно замерзнуть! Да и продавать его будут скоро…»
Когда украинская семья приехала в Спасское, Хвастова обошла односельчан — просила оказать помощь. И они откликнулись — приносили продукты, электроприборы, деньги. Учителя неоднократно покупали одежду беженцам. «Война сильно отразилась на детях Елены, — продолжает Хвастова. — Маленький Серафим постоянно ко мне прижимался и спрашивал: «Здесь не будут стрелять?» А однажды признался: «У меня есть мечта. Я хочу поехать в Алчевск, там гадалка живет. Пусть она скажет, когда же закончится война и мы сможем вернуться к дедушке». Сейчас Елена оформляет российское гражданство, потому что надежды на возвращение в Луганскую область нет. «Она сама изъявила желание приехать сюда. Мы предупреждали, что в нашем районе очень трудно прожить, — рассказывает глава Большеигнатовского района Татьяна Полозова. — Елене предлагали работать на ферме, где можно получать около 15 тысяч рублей, но она отказалась. Чудом отыскалась вакансия продавца. Шефство над многодетной семьей взяла спасская школа. Если бы Дурунча не медлила с принятием гражданства, давно бы получала пособия как многодетная мать-одиночка. Но Елена долго сомневалась. Конечно, эта семья находится на контроле нашей администрации, но не все зависит от нас…» «Я вовсе не сомневалась в принятии решения, — поясняет Елена. — Просто мне изначально дали не совсем понятную информацию. Я надеялась, что могу рассчитывать на какие-то выплаты. Мне обещали суточные, но до сих пор ничего нет». «По приезде Елена Дурунча получила материальную помощь в виде продуктов на сумму 4 тысячи рублей и средства гигиены на 16 тысяч, — рассказывает глава администрации села Спасского Владимир Пестряков. — Работники сельхозпредприятия зарабатывают у нас примерно 8 тысяч рублей, но это трудная работа для городского жителя. Елена просто не справилась. При поступлении детей в школу на каждого было выделено по 2 тысячи рублей. Кроме того, мы возвратили деньги за перевод документов. В апреле купили для беженцев продукты на 600 рублей. Суточные на двоих несовершеннолетних детей вскоре начнут начисляться». По словам Пестрякова, Елена уже в феврале могла стать участницей госпрограммы «Соотечественники» и получить денежную выплату в размере 50 тысяч рублей, но сдала все необходимые документы только 19 мая. Глава села заверил, что на днях беженцы получат эти деньги. Что касается дома, где они живут, то там очень холодно зимой. В селе есть пустующая муниципальная квартира, вполне пригодная для проживания. В ней прописана семья Семушевых, которая не хочет пускать туда Елену с детьми. «Они не имеют никаких прав на эту квартиру, — поясняет Владимир Пестряков. — Поэтому мы обязательно переселим туда беженцев. Нужно немного времени для оформления документов».
Тем временем
В Мордовии проблемами переселенцев из Донецкой и Луганской областей занимается Фонд социальной поддержки населения. «Мы оказываем помощь всем малоимущим жителям республики, — говорит его директор Василий Гуслянников. — К сожалению, в Мордовии много семей, доход которых ниже прожиточного минимума, им мы тоже стараемся помочь. Ситуация Елены Дурунчи сложная. На сегодняшний день фонд может предоставить ей и детям одежду. Мать может обратиться к нам по телефону (88342) 32-16-09».