«У женщин есть преимущества: осторожность и природный инстинкт самосохранения»

Участница офф-роуд-заездов Юлия Ключко — ​о романтике внедорожных соревнований.

Участница офф-роуд-заездов Юлия Ключко — ​о романтике внедорожных соревнований

22–23 апреля в Мордовии прошли соревнования по внедорожному ориентированию «Лесоповал». Участие в гонках приняла жительница Саранска Юлия Ключко. Последнее время она не признает других автомобилей, кроме внедорожников. На своем УАЗе Ключко несколько раз участвовала в офф-роуд-заездах и даже получила спортивный разряд, который ей торжественно присвоил ДОСААФ. У нее 27 лет безаварийного стажа за рулем, из них 8 — езды по бездорожью. Если на дорогах общего пользования Юлия ведет себя спокойно и сдержанно, то в автомобильном турнире она не постесняется сильнее нажать на газ! С примерной автоледи на проезжей части и бескомпромиссной гонщицей за ее пределами пообщался Евгений Замотаев.

«С»: Как появилась ваша первая заинтересованность автомобилями и вождением?

— Возможно, я ненормальная женщина, но автомобили всегда были главным увлечением моей жизни. Что повлияло на мой выбор — ​не помню. Вероятно, истоки любви к машинам нужно искать в детстве. Вспоминаю историю, которую мне рассказала мама. Однажды она пришла в детский сад и обнаружила, что дочь стоит в углу. На вопрос «За что?» воспитательница рассказала, как маленькая девочка Юля поставила огромный фингал мальчику Боре, потому что тот захотел отобрать у нее машинку.

«С»: Сколько вам было лет, когда впервые сели за руль?

— Восемь. Помню папин «Москвич‑412», пионерский лагерь «Звездный», село Сивинь, проселочная дорога, поля и нивы… Это было волшебно. Я испытала дикий восторг и восхищение! Я кричала: «Ой, папа, она сама едет!». Ну что еще может испытать ребенок в советское время за рулем автомобиля, который в то время представлял собой удивительную редкость? Как только исполнилось 18 лет, я сразу пошла в автошколу. Тогда были только ВДОАМ и ДОСААФ. Я выбрала последнее. Все как положено: курсант Ключко, сдача не только правил и вождения, но и знания устройства автомобиля. До сих пор помню огромный двигатель, который стоял в аудитории. Как и все начинающие водители, боролась со страхом и эмоциями. Сильный ужас испытывала, когда стояла на светофоре «в горку», а сзади по закону подлости меня «подперла» дорогущая сверкающая машина. Я уверена, этот эмоциональный взрыв знаком практически всем начинающим водителям на автомобилях с механической коробкой передач! (Смеется — ​«С») Теперь я сама работаю инструктором по вождению. Всегда помогала подругам и знакомым освоиться за рулем. Последние годы могу себе позволить большую часть своего времени посвятить тому, что реально нравится.

«С»: Многие говорят, что девушкам не место за рулем. Что думаете об этом?

— Этому высказыванию тысяча лет! Оно кануло в историю! Это раньше на меня тыкали пальцем, специально обгоняли и подрезали только для того, чтобы посмотреть, как среагирует женщина за рулем. Сегодня же представительница слабого пола на водительском сиденье — ​обычное дело. Я обучаю вождению в основном женщин. Общаемся на понятном «женском языке». Все люди разные, кому-то нужно больше времени, чтобы освоиться за рулем, другим — ​меньше. Основной враг женщин — ​это излишняя эмоциональность, которая однозначно мешает. Поэтому мужчины быстрее «схватывают». У вас в приоритете логика и расчет. Но у женщин есть и преимущества: осторожность и природный инстинкт самосохранения. На рожон не лезем, на «слабо» не реагируем.

«С»: Приходилось попадать в сложные ситуации на дорогах?

— Только на гонках. На обычной дороге осторожничаю и перестраховываюсь. 27 лет безаварийного стажа.

«С»: Вы восемь лет занимаетесь гонками. В чем «кайф» внедорожного ориентирования?

— Любое увлечение и любительский вид спорта — ​игра. Для кого-то это возможность хорошо провести выходные, скинуть усталость, как бы парадоксально это ни звучало. Наступает момент, когда человек чувствует, что игра стала неотъемлемой частью его жизни. Не все внедорожные соревнования можно назвать гонкой. Это могут быть и встреча друзей, и просто экспедиция по родному краю. Движение по трассе в соревновательном режиме учит принимать верные решения в конкретной, порой весьма сложной, ситуации. Иногда важно не приехать первым. Иногда бывает так, что важно просто доехать до финиша. Тут нужно не только умение беречь машину, но и выжать из нее все, когда это необходимо, почувствовать предельные возможности автомобиля. Нельзя сдаваться, даже если что-то пошло не так. Эти навыки помогают и в обычной жизни. Самое «кайфовое» — ​общение с людьми, которые были за гранью дорог пять минут назад. Эти разговоры — ​бесценны.

«С»: В чем суть внедорожного ориентирования?

— Она проста: за определенное время, в определенном квадрате необходимо «взять» максимальное количество точек, «заботливо» расставленных организаторами в труднодоступных местах. Автомобили делят на классы по степени подготовленности и внесенных переделок. Участники в команде именуются традиционно для любых автогонок: пилот и штурман. В региональных соревнованиях, как правило, разрешено участие в составе экипажа и дополнительных участников по количеству мест в автомобиле. Джиперов на заднем сидении ласково называют Овощами. Но несмотря на такую насмешливую кличку, эти «Овощи» — ​весьма мощное подспорье. Могут подтолкнуть, подкопать, потянуть, подергать, поискать неисправности и многое другое.

«С»: На соревнованиях вам приходится пересекать опасный лес. Вы хрупкая девушка, как вам удается не заблудиться?

— Я пилот. Рядом со мной штурман с навигатором, задача которого — ​давать ценные указания по направлению движения. Ну и как вы понимаете, с лебедкой и лопатой работает тоже в основном именно штурман. Взаимовыручка — ​основной закон джиперского братства. Разумеется, если это разрешено регламентом соревнований, потому что бывают и запреты. Ну а на дружеских «покатушках» мимо застрявшей машины вряд ли кто-то проедет. Обязательно помогут выйти из передряги.

«С»: Как вам далась первая победа по внедорожному ориентированию?

— Я помню только лебедку в подарок, когда заняла призовое место. Мы устраивали заезды в соседских пензенских лесах. Я тогда только купила УАЗ, даже колеса не успела поменять. Так и махнули на лысой городской резине. Адреналином забрызгали вся и все! Трудно подобрать слова для описания первых эмоций… Они нереально крутые.

«С»: Есть ли романтика во внедорожном ориентировании?

— «Там, где асфальт нет ​ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта!» — ​писали братья Стругацкие в фантастической юмористической повести «Понедельник начинается в субботу». Основная масса тех, кого я знаю, кто увлекается внедорожным спортом, приезжают не за призовыми местами. Они хотят почувствовать запахи леса и костра, встретить друзей и единомышленников, насладиться удивительной и пьянящей свободой. Одна сплошная романтика! Когда сижу в нервно подрагивающей машине, щурясь от весеннего солнца и глядя на виднеющуюся вдалеке тонкую полоску леса, когда вся суета сборов и ремонтов позади, когда понимаю, что меня ждет целый день нормальной человеческой жизни, когда в салоне пахнет соляркой от канистр… И тут штурман обычно говорит: «Ну что, поехали?» И нежно, до легкого щелчка включаю вторую передачу и качусь по выцветшей траве весеннего поля. Эти чувства невозможно описать словами, можно только пробовать самому. Впрыснуть в кровь, разбудить инстинкты. В лесу вокруг деревьев почернеют круги, по колеям побегут ручьи, солнце подвинется к региону‑13 ближе и начнет подогревать замерзшую землю, строя ландшафт для нашего приключения. Весенняя гонка — ​это всегда выброс эмоций. Одуревшие от зимней спячки пилоты, еще бодрые в начале сезона штурманы и автомобили со свежими, недавно прикрученными запчастями. Вообще, соревнований и покатушек по бездорожью проходило предостаточно. Основная масса — наши региональные родные мордовские. Ну и плюс соседи, куда можно быстро добраться. Это Пензенская, Ульяновская и Нижегородская области. Как правило, участники после соревнований на форуме делятся своими впечатлениями и эмоциями о гонках, об отдыхе. Это называется отчет. Он может быть кратким: «Ну вообще обалдеть!» Или иметь форму повествовательного рассказа. За свою историю я писала множество отчетов. Все они были написаны по горячим следам бездорожья, переполнены свежими эмоциями. Хотелось бы, конечно, опубликовать эти мемуары, чтобы читатель понял и осознал, что же такое офф-роуд и настоящее бездорожье. Но, к сожалению, практически все утрачено. Осталась только одна запись: «Точку не взяли, сход! До точки добрались. Нижегородцы — ​супер! Проехали 840 километров. Расход масла — ​два ведра! Не доехали до Саранска 120 километров. Поломки: погнало масло из-под коренного, сорвана шестерня распределительного вала. Вернулись на тросе». Здесь описаны события 2011 года, когда проходил Кубок «Вастома». Чтобы выиграть его, нужно было пройти четыре полноценных соревнования в течение года. Общий результат зависел от прохождения всех этапов. Наш экипаж тогда взял «серебро». Всем призерам этого Кубка приказом ДОСААФ присвоены спортивные разряды. Все официально и по-взрослому!

«С»: Вы ездите на УАЗе. Почему пригляделась именно русская модель?

— Это замечательный внедорожник, который в непроходимых дебрях творит чудеса. И, конечно же, играет роль финансовая сторона. После заезда машина превращается в хлам. Восстановление требует значительных расходов. Продукция отечественного производителя обходится дешевле в ремонте.

«С»: Какие автомобили вы любите?

— О вкусах не спорят. Мне нравятся старые добротные качественные машины без изысканного современного дизайна, зато простые и понятные, не напичканные кучей электроники. У брата был ГАЗ‑69 — ​отличный аппарат.

Закрыть
Закрыть рекламу