Взять на абортаж
Нужно ли запрещать искусственное прерывание беременности: за и против

Повышение рождаемости в России должно держаться не только на материнском капитале, но и сознании молодых людей
По официальным данным, в России ежегодно выполняется более миллиона абортов. По этому показателю страна по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. За последнее время ситуация немного улучшилась. В Мордовии на 100 родов приходится 105 искусственных прерываний беременности — с 2010 года их стало меньше на 37 %. Отношение общества к абортам всегда было неоднозначным и полярным. Что думают по этому поводу активисты нашумевшего движения пролайферов, саранские врачи и женщины — выясняла АННА ОПРАВХАТ.
Пролайферы
В феврале в Саранске прошла акция против абортов, которую организовал 16-летний Данила Назаров — руководитель местного филиала движения «Божья воля». Пассажиры общественного транспорта получали билеты с фотографией плачущего малыша, призывающего позволить ему родиться. Эта позиция активно лоббируется и на федеральном уровне. Еще в 2011 году депутат Госдумы РФ Елена Мизулина заявила о законопроекте, который вводит запрет на искусственный аборт, в том числе — на медикаментозное прерывание беременности и использование внутриматочных спиралей, за исключением случаев, когда есть угроза жизни и здоровью матери. Пролайферы (так называют себя активисты общественных движений «За жизнь» и «Божья воля») разработали также предложения о запрете вспомогательных репродуктивных технологий — например, экстракорпорального оплодотворения. Но эти инициативы до сих пор не нашли одобрения у российских парламентариев. Закон о запрете абортов не принят. Но его сторонников становится все больше. «С момента зачатия мы имеем дело с личностью, убийство которой должно осуждаться со всей строгостью, — говорит основатель движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов, известный также как Дмитрий Энтео. — Православие рассматривает аборт как тяжкий грех, ответственность за который несут родители не рожденного ребенка и врач, сделавший операцию. Женщина не вправе убивать живое существо внутри себя!» Цорионов считает, что аборт в случае изнасилования или во избежание рождения нездорового ребенка тоже должен быть запрещен. Также пролайферы высказываются против гормональной контрацепции.
Мамы
«Запреты точно ничего не решат!» — считает жительница Саранска Наталья Нарваткина, которая родила 12 детей. По ее мнению, проблема абортов не связана с недостатком просветительской деятельности, это больше вопрос духовного воспитания. Сама Нарваткина — человек верующий, но думает, что в случае запретов найдутся люди, которые за деньги будут «помогать» женщинам избавиться от плода. А те, у кого не найдется средств, попытаются сделать это самостоятельно. И такие подпольные способы чреваты негативными последствиями. «В глубине души я могу понять тех, кто не хочет сохранять беременность, не буду забрасывать их камнями, — поясняет Наталья. — Я не поддерживаю тех, кто считает, что человека нужно заставлять страдать еще больше. Измученная душа нуждается в поддержке, к которой должен быть тонкий духовный подход. Чтобы девушка смогла понять и принять свою вину. Но материнство никак не препятствует какому-то развитию, наоборот, только украшает…»
«Я отрицательно отношусь к запрету абортов, — заявляет жительница Саранска Альмира Исмаилова, которая одна воспитывает ребенка. — Почему кто-то должен мне указывать, как жить?» У женщины растет дочь, отец которой выплачивает алименты в размере 2,5 тысячи рублей. Больше никакого участия в воспитании он не принимает. «Ставить на ноги ребенка в одиночку очень сложно, а от государства ждать помощи не приходится, — продолжает Альмира. — Пока дочери не исполнилось 1,5 года, ежемесячная выплата составляла 1800 рублей, а до достижения 3-летнего возраста мы получали 120 рублей. Эти деньги не сопоставимы с реальными нуждами. У дочери хронический бронхит, на одни только лекарства уходит более 2 тысяч в месяц. Не говоря уже о том, что нужно покупать одежду, школьные принадлежности и т. д. Но счастье быть матерью придает мне сил».
Медик
«Главной причиной, по которой женщины желают прервать беременность, является их недостаточно хорошее материальное положение, — отмечает гинеколог, заслуженный врач РМ Галина Иванова. — Слишком юный или слишком зрелый возраст беременной тоже может повлиять на такое решение. Также следует отметить, что современные женщины все чаще предпочитают материнству карьеру. Проблема заключается и в том, что многие относятся к аборту как к обычной процедуре…» По словам Ивановой, самым щадящим способом прерывания беременности является медикаментозный, когда женщина принимает таблетку, вызывающую выкидыш. Более сложным считается хирургический. Но в любом случае аборт практически неминуемо приводит к различным осложнениям — ранениям внутренних органов, нарушениям репродуктивной функции и т. д. Нередко возникают проблемы с эндокринной системой, обостряются хронические заболевания. Кроме того, есть отдаленные последствия, такие как поликистоз и другие гинекологические заболевания. Галина Иванова не поддерживает законопроект о запрете на прерывание беременности, так как могут участиться случаи криминальных абортов, и это плохо отразится на здоровье женского населения. Врач считает, что наиболее действенной мерой является просвещение девочек в вопросах предохранения от беременности. «Но в любом случае каждая женщина должна быть свободна в выборе, — говорит Иванова. — Прежде чем принять окончательное решение, она должна взвесить все за и против, хорошо подумав о своем здоровье».
Психолог
«Я против того, что вопрос о запрете абортов решался без учета мнения самих женщин, это настоящее хамство по отношению к ним, — говорит кандидат психологических наук Виктор Слугин. — В таком случае нужно идти дальше — запретить пользоваться противозачаточными средствами и разрешить секс только «чадородия ради». И мне непонятно, что собираются делать разработчики законопроекта с детьми, которые не нужны своим матерям…» По словам Слугина, аборт — это не просто стресс для нервной системы, а настоящая психологическая травма. Причем всю ответственность за него принято перекладывать на женщин, а мужчина как бы находится в стороне, что, согласитесь, в корне неправильно. На состояние женщины, сделавшей искусственное прерывание беременности, влияет много факторов: общественное и религиозное порицание. Плюс физиологические и гормональные изменения. Если аборт был произведен по медицинским показаниям, он неминуемо приводит к сильным душевным переживаниям. Половина женщин, избавившихся от нежелательной беременности, подвержена постабортному синдрому. Они постоянно возвращаются в мыслях к ТОМУ САМОМУ дню, испытывает угрызения совести и чувство потери. Получается бомба замедленного действия, которая может взорваться в любой момент. Скорбь может переходить в агрессию, характер меняется не в лучшую сторону. Но в психологии известны факты, когда молодые девушки, забеременевшие случайно, испытывали облегчение после аборта. Взрослые женщины не решаются рожать второго ребенка в силу социальных и экономических причин. Таким морально тяжелее, потому что они прекрасно осознают, на что идут… «Главная проблема в том, что в России нет нормального сексуального просвещения, — делает вывод Виктор Слугин. — А детские пособия совершенно нищенские. Поэтому женщины вынуждены делать аборты».
Чиновник
«Женщины вправе самостоятельно принимать решение по этому поводу, — высказывает свое мнение начальник отдела по вопросам семьи, материнства и детства Министерства социальной защиты населения РМ Галина Егунова. — Что касается пособий на содержание ребенка, то в стране их спектр достаточно широкий. Например, пособие по рождению ребенка, составляющее 13 тысяч рублей, или ежемесячная выплата для не работающих матерей в размере 2,5 тысячи. Также государство компенсирует родителям плату за посещение детского сада — примерно 300 рублей в месяц. Могу назвать и удачно показавший себя материнский капитал, который для семей с двумя и более детьми составляет 453 тысячи рублей. Эти деньги можно использовать на улучшение жилищных условий, образование ребенка либо на свою собственную пенсию».
Егунова считает, что государство не должно брать на себя ответственность за содержание и воспитание детей. По ее словам, за это в ответе родители. А бороться с абортами следует с помощью образовательной системы.
Арбатова
Известная писательница Мария Арбатова неоднократно высказывалась против инициатив пролайферов и им подобных. Когда Предстоятель РПЦ Кирилл выступил в Госдуме с предложением запретить аборты, а затем поправил себя и предложил сначала исключить их из перечня услуг обязательного медицинского страхования, она отреагировала достаточно жестко.
«Таким образом Патриарх толкает самых юных и малообеспеченных женщин на криминальные аборты, — считает Арбатова. — Это людоедство, которое повысит женскую смертность, инвалидизацию и количество детоубийств!» В одном из своих блогов писательница привела пример работы Дэвида Гримза, клинического профессора из Школы медицины Университета Северной Каролины, имеющего опыт собственных исследований и проработавшим акушером-гинекологом почти 40 лет. Профессор утверждает, что плод в утробе матери не может чувствовать боль до 20 недель, а те, кого якобы волнуют его страдания, просто занимаются дискриминацией женщин. «Право на аборт имеет такую же гуманистическую ценность, как отмена рабства, — говорит Арбатова. — Городские сумасшедшие, называющие себя пролайферами, часто ссылаются на нашумевший короткометражный фильм «Безмолвный крик», который посвящен абортам. Но не все знают, что эксперты давно признали его фальшивкой. Даже сам автор этого не отрицает. К сожалению, подобные видеозаписи до сих пор пользуются популярностью и дезинформируют население. Я против частных абортариев, которые находятся в шаговой доступности, но за уважение выбора женщины».
Кстати
В настоящее время аборты запрещены в 77 странах мира. Активную протестную позицию в отношении искусственного прерывания беременности занимают страны с преобладающим католическим населением…
В 1990 году сенат Польши запретил аборты — кроме случаев, когда женщина забеременела от насильника или в случае угрозы ее жизни и здоровью. Сами полячки неоднократно обращались в Европейский суд с жалобами на столь жесткое законодательство… В Испании законодательство в отношении абортов менее строгое.
По «разрешительному» закону 1985 года прерывать беременность можно только на сроках до 12 недель в случаях с изнасилованием, аномалиями в развитии плода, угрозы жизни и здоровью… В Италии, несмотря на регулярные призывы папы Бенедикта XVI «сохранять жизнь», аборты разрешено делать вплоть до 3-х месяцев беременности.
Досье «С»
В России XV—XVIII веков аборты были запрещены. Священники накладывали на провинившихся женщин епитимью (строгий пост) на 5—15 лет.
Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович принял закон о запрете «плодоизгнания», предусматривающий смертную казнь. Позднее Петр I смягчил наказание. В 1920 году вождь революции Владимир Ленин объявил об освобождении женщин от «домашнего рабства» и узаконил аборты. В 1936 году по причине сложной демографической ситуации их снова запретили — кроме случаев прерывания беременности по медицинским показаниям. Это привело к образованию подпольных абортариев. Операции часто совершались лицами, не имеющими специального образования. Повысилась женская смертность. В связи с этим в 1955 году лидер страны Никита Хрущев легализовал искусственное прерывание беременности. Сейчас в России аборты разрешены по желанию женщины на сроке до 12 недель. По медицинским показаниям и в случае беременности от насильника их можно делать в любое время. Аборт входит в перечень услуг, на которых распространяется обязательное медицинское страхование.