Пятница, 18 апреля
Транспорт

Винить надо

Выделенная полоса. Авторская рубрика Дениса Тюркина.

«О покойниках или хорошо, или никак!», «Не надо искать виноватых! Все под Богом ходим!», «Здесь некого винить!». Это выдержки из типичных комментариев, оставленных подписчиками странички «Столицы С» «ВКонтакте» под сообщениями о ДТП. Средневековые фразы, связывающие человеческие поступки с велениями неких высших сил. Это очень удобно — облечь все в формулировку «Бог дал — ​Бог взял» и «такая судьба». Снять с себя ответственность, как грязную рубашку.

На новой дороге Светотехстрой — ​Юго-Запад действует скоростное ограничение в 40 км/ч. Не везде, только на втором этапе, от улицы Котовского до Ключаревского шоссе. Дорога еще не закончена — ​нужно сделать вторую линию освещения, тротуары… Вот эти два километра — ​идеальная проверка водителя на силу духа и приверженность к соблюдению ПДД. Попробуй ехать 40 (ну ладно, даже ненаказуемые КоАП, но незаконные по ПДД 59 км/ч!), на четырехполосной, не пересекаемой пешеходными переходами, дороге, по сторонам которой — ​ни домов, ни парковок. Знаете, у кого получается? У трактористов. Просто эта техника физически не может превысить. У остальных водителей сила духа, как и приверженность к соблюдению правил, близка к минус одному.

Не обманывайте себя, пожалуйста. Не обманывайте меня. Почти все мы не трактористы. Во всяком случае, на Юго-Западном шоссе. Единицы. Единицы едут там, соблюдая скоростное ограничение в 40 км/ч. На днях специально посидел часок в машине, посмотрел на движение по новой дороге. За это время стал свидетелем почти десятка аварийных ситуаций, связанных с выездом на встречную полосу. Автомобилисты так притапливали, что обгоняли поток (это на четырехполосной дороге-то, где наказание — ​лишение). На следующий день после моих посиделок там случилось-таки два ДТП с пострадавшими. Комментарии соответствующие: «некого винить». Ну и про плохо почищенную дорогу многие говорили. А мне просто интересно, что нужно сделать с автомобилем такого, чтоб он на скорости 40 км/ч (помним про знак) стал крутиться на дороге с чистым асфальтом? Комментаторы и это знают. Колесо взорвалось, говорят они в таких случаях. Тормоза заклинило. Да и дорога-то все-таки плохо почищена (много восклицательных знаков). «Некого винить». Как некого? А дорожников?

Наконец-то, виновные найдены. Можно смахнуть пот со лба. Перекинуть грязную рубашку на другого. Я-то ни в чем не виноват. Я не ехал больше 40/60/90 км/ч. Я не мчал в гололед там, где нужно плестись. Я пристегиваюсь. Я пристегиваю всех своих пассажиров. Я езжу трезвым. Я не выезжаю на обгон в лоб встречной машине. Я умный. Некого винить. Точнее, меня не стоит винить.

Но винить надо. Просто попробуйте ответить себе (не мне, не друзьям, не близким — ​себе): всегда ли вы соблюдаете скоростной режим? Отвечу сам. Не всегда. Точнее, соблюдаем только там, где камеры. У нас же куча причин, почему мы так себя ведем. Я отличный водитель, я чувствую машину. Дорога пустая. Машина может ехать быстро, вон, даже на спидометре есть 200 км/ч, так что за идиот придумал ограничение в 90 км/ч?! Ну и, наконец, так все ездят, а я же баран в отаре, я как все.

Когда 6 ноября 2006 года я на заснеженной дороге Саранск — ​Краснослободск отправил в кювет отцовскую «семерку», первые дни спасался мыслями о вредных дорожниках. А еще там на обочине арматурина торчала. Если б не зацепил ее задним колесом, машина резко не развернулась бы и не поехала в кювет так не­удачно, что перевернулась. Короче, я не виноват. Просветление наступило довольно скоро. Не знаю как, но наступило. Я понял, что если бы не разогнался до 80 км/ч на снежной каше, а двигался бы медленнее, то «семерку» не стало бы крутить на дороге. Она бы не вылетела на пустую (слава случаю) встречку, не зацепила на обочине арматуру и все другие «не»… Хорошо, что тогда уже хватало ума пристегиваться и пристегивать пассажиров. Никто не пострадал. Я виноват. И до сих пор чувствую себя виноватым перед двумя друзьями-пассажирами. Это я по своей глупости, по своей самонадеянности, по глупой вере во всемогущество зимних шипованных шин подверг их жизни опасности. Самое дорогое, что есть у человека, — ​его жизнь. Я до сих пор ощущаю себя обязанным. А что если… Даже страшно подумать. И грязная рубашка до сих пор на мне. Потому что виноват. Но она учит. Нет, не управлять автомобилем в сложных погодных условиях (в России часто идет снег, что удивительно, не правда ли?). Здесь больше опыт и интуиция, понимание того, где может быть скользко и какой скорости придерживаться, чтоб не потерять контроль над авто. Грязная рубашка учит уважать знаки и ПДД. Никому не желаю учиться с помощью этой рубашки. Но в России даже так не желают учиться. «Некого винить» и «Бог дал — ​Бог взял», а также «Такая судьба».

Езжай в городе не больше 60, а на трассе — ​не больше 90, не пере­секай сплошную, не обгоняй под знак — ​и вероятность возникновения проблем будет стремиться к нулю. Так же, как и шанс погибнуть на дороге. С неплохой пассивной безопасностью современных автомобилей-то. Ну не будет таких последствий, как после ДТП в Темниковском районе с шестью трупами. Это же так просто: 60/90/знаки/разметка. Это как не врать. Сразу жизнь становится проще. Остается бооольшой шанс на человеческую ошибку: уснул, отвлекся. Но от этого никуда не деться. Но и случается такое редко. А вот наглое нарушение ПДД — ​часто. Не врите себе, часто. И грязная рубашка вины также будет надета на вас, как вы ее не маскируйте и не пытайтесь перебрасывать на других. А на Югосветной улице, точнее, официально, Юго-Западном шоссе, давно пора ставить комплексы, высчитывающие среднюю скорость. Как и на всех основных трассах. Так уж мы, голубчики, никуда не денемся. Надеюсь.

Материалы по теме
Закрыть