Пятница, 18 апреля
Спорт

Гонка на выживание

После открытого чемпионата Мордовии в ледовом спидвее могут произойти кардинальные изменения.

spidvej

После открытого чемпионата Мордовии в ледовом спидвее могут произойти кардинальные изменения.

Сезон–2015/2016 не изобиловал состязаниями с участием мотогонщиков Мордовии, однако спидвейные страсти в республике не утихают. Жаль, что в основном они кипят за пределами ледового трека. Поводом для громкого скандала на сей раз послужил межрегиональный турнир, состоявшийся 4 января на водоеме поселка Луховки. Болельщики получили большое удовольствие, наблюдая после многолетнего перерыва за выступлениями именитых спортсменов. На льду все было искренне, гонщики честно соперничали, переживали… А вот за кулисами пошла борьба, которая неизвестно чем закончится. Есть вероятность, что кто-то из спортивных чиновников лишится должности. Подробности — в материале Евгения Наумова.

В частности, может пострадать начальник Управления по развитию физической культуры, спортивной инфраструктуры и молодежной политике администрации Саранска Владимир Чегодайкин. Хотя обе противоборствующие стороны его защищают. Возможную отставку считают несправедливой и директор мотоклуба «Мордовия» Максим Захаров и представители рузаевского клуба «Легион-13», которые выступили основными организаторами гонки. Дескать, начальника спортивного ведомства просто-напросто сделали крайним. Надо кого-то наказать, вот и ткнули пальцем в Чегодайкина.

«С моей стороны комментировать ситуацию некорректно. Но раз спросили, выскажусь, — говорит Захаров. — У Владимира Семеновича было два варианта действий. Либо осуществившийся, либо отмена гонки. Представляете реакцию болельщиков, если бы случилось такое! А реакцию приезжих гонщиков, которые преодолели сотни километров? Чегодайкин всю ответственность взял на себя, дал проекту зеленый свет, и на луховском пруду заревели моторы. Я считаю, он поступил как настоящий мужик. Очень жаль, если из-за этого пострадает. Владимир Семенович — хороший руководитель и человек. Я бы поблагодарил людей, которые организовали мероприятие в Луховке. Все прошло хорошо, обошлось без серьезных неприятностей, спортсмены порадовали зрителей яркими выступлениями. Сейчас нам надо сплотиться, чтобы вместе развивать мотоспорт в республике. Нужно забыть про былые склоки и созидать».

Впрочем, поводом для дальнейших разбирательств стали слова самого Максима Захарова, опубликованные одной из республиканских газет. Он заявил, что во время гонки провалился по колено в воду, промочил одежду и простудился. Заявление, разумеется, не осталось незамеченным.

«Человек умудрился провалиться по колено на глазах у зрителей и судей, но почему-то никто этого не видел, — возмущен главный организатор гонки, руководитель рузаевского клуба «Легион-13» Геннадий Марочкин. — Как он вообще сумел пробить лед толщиной 50 см? К сотрудникам МЧС и бригаде скорой помощи никаких обращений не поступало. Обидно, когда люди говорят неправду. Тем более она звучит из уст чемпиона мира и директора мотоклуба «Мордовия». Вместо жалоб он должен помогать нам в проведении соревнований, как делал другой чемпион мира Юнир Базеев. Тот и снег убирал, и помогал заливать трек, и великолепно выступил, хотя шесть лет не садился на мотоцикл».

«Ты и сам меня «уколол» по поводу моего заявления, — заметил директор мотоклуба «Мордовия» в беседе с корр. «С». — Мол, где же тонул, если никто не видел? Но сей факт действительно имел место быть. Я ничего не выдумываю. Все было так… После каждого заезда я подбегал к Максиму Масликову, менял нашлемники. И разок действительно провалился по колено. Не тонул, но промок. Возможно, там бьет родник или верхняя заливка как следует не окрепла. Вода действительно была. Но в целом все прошло нормально».

Корр. «С» также поинтересовался у Захарова: правда ли, что он возражал против участия представителей мотоклуба «Мордовия» в состязаниях на луховском пруду и препятствовал проведению соревнований?

«Нет, не правда, — категорично опроверг Максим. — Просто, когда в кулуарах стали говорить о готовящейся гонке, я пытался узнать, кто ответственный за проведение соревнований. Конкретного ответа не получил. Палок в колеса организаторам я точно не ставил. Некоторые сомнения были, и вот почему. Мне позвонил из Уфы президент трековой комиссии Риф Саитгареев: «Максим, вы там с ума сошли! Какое мероприятие на пруду? Не на каждом стадионе разрешаются соревнования, а вы на водоеме!» Оказывается, в 2010 году на автокроссе три машины ушли под лед, утонули гонщики, после этого внесены поправки в кодекс Федераций по авто- и мотоспорту. Я просил прислать документ, где прописан запрет, но в праздничной суете некому было этим заниматься. Саитгарееву я не мог не верить».

«Не знаю, какая трековая комиссия запретила Захарову, но в Финляндии соревнования по ледовому спидвею на открытом водоеме проводятся уже 20 лет, — высказал мнение Геннадий Марочкин. — В этом году там выступал немец Гюнтер Баэр, который в начале 2000-х отстаивал цвета мотоклуба «Лисма-Мордовия». Сей факт подтвердил многократный чемпион мира Кирилл Дрогалин, который общается с ним. В России гонки на открытом льду проводятся в Приморском крае. А безопасность зрителей мы предусмотрели. Все прекрасно видели, что непосредственно на треке находились только гонщики и судьи. Толщина льда составляла 50 см. Периметр трека был огорожен металлическими барьерами. Болельщики смотрели заезды с берега. В проведение мероприятия мы вложили силы и душу, и очень обидно, когда слышишь такие претензии насчет организации».

Стоит заметить, что местные гонщики часто тренируются на водоемах. Соответствующих условий нет, поэтому они вынуждены это делать. Причем в отличие от минувших соревнований сотрудники МЧС не делают никаких замеров толщины льда.

«Я не скрываю, что сам неоднократно вывозил ребят на открытый лед и в интервью об этом рассказывал, — подчеркнул Максим Захаров. — Мы готовились на водоеме вблизи «Тепличного». Я сам садился на мотоцикл, проверял лед, а уж потом давал старт ребятам. Всю ответственность, разумеется, брал на себя». Директор мотоклуба согласился, что сегодня в Саранске нет спортивных арен для ледового спидвея. Стадион «Резинотехника», про который говорил мэр Петр Тултаев, не соответствует необходимым требованиям. «Я и взглядом прикидывал, и шагами мерил — маленький овал получается, — утверждает Захаров. — Еще и гаражами вокруг застроен. И если что-то делать, надо начинать летом. Экспромтом провести соревнования на «Резинотехнике» точно не получится».

Тем временем в спортивных кругах активно обсуждается ситуация о переходе мотоклуба из ДОСААФ под крыло СДЮСШОР по велоспорту-ВМХ. Соответственно, руководить мотогонщиками будет начальник велосипедистов Виталий Бояров, а Захарову придется уйти…

«Я не знаю, как все сложится, — говорит Максим. — Данный вопрос не в моей компетенции. Его надо адресовать министру спорта Владимиру Кирееву. В конце каждого спортивного сезона у всех представителей клуба, включая и меня, и спортсменов, и механиков, заканчиваются контракты. А когда утверждается бюджет на следующий сезон, заключаются новые договора. Я не знаю, перейдет ли мотоклуб под крышу ВМХ-спорта».

Но текущий ледовый сезон еще не закончен, и болельщиков очень интересует, кто будет представлять Мордовию на этапах командного чемпионата России (Высшая лига) в Нефтекамске (28–29 января), Луховицах (11–12 февраля) и Глазове (25–26 февраля).

«С учетом состязаний в Луховке я предложил свой вариант состава команды, — говорит Захаров. — Хотелось бы, чтобы за саранский клуб выступали Юнир Базеев, братья Косовы, Максим Карпухин и Максим Масликов. Правда, от представителей Базеева и Косовых — Олега Гаврилкина и Олега Цыпкайкина — я не получил никого ответа. После совещания они быстро удалились. Надеюсь, к данному вопросу еще вернемся. На самом деле, проблем много. Трудно с финансированием, до сих пор не внесен стартовый взнос для выступления на командном чемпионате страны. Пока не известно, на какие средства мы поедем».

Директор мотоклуба предложил объяснение, почему Юнир Базеев столь уверенно обошел сегодняшних гонщиков мотоклуба «Мордовия». Спортсмены, которые специально готовились к сезону, не смогли конкурировать с соперником, который давно не тренируется. «У Юнира колоссальный опыт, наработанный годами, — считает Захаров. — Он выступал на самых престижных гонках, включая чемпионаты мира и Европы. Мы вместе выступали в сборной страны. У меня дух захватывало, когда наблюдал за ездой Базеева. Вспомнил сезоны, когда вместе выезжали на трек. Я и сам с удовольствием поучаствовал бы в луховских соревнованиях, но не было возможности. Помогал своим ребятам, следил за турнирной ситуацией. А Юнир доказал, что среди мордовских гонщиков он по-прежнему сильнейший. Он и братья Косовы не растеряли своих качеств. Эти ребята превзошли соперников за счет опыта и мастерства, поэтому я хочу их видеть в составе своей команды. Небезуспешно выступили и Максим Карпухин с Максимом Масликовым. Последний, кстати, лишь месяц назад вернулся из армии. Я еще до полуфинала личного чемпионата страны сказал, что произведем корректировки в составе. Худших отправим в резерв, привлечем в команду других гонщиков. А результат полуфинального этапа личного чемпионата России в Нефтекамске меня откровенно разочаровал. Было больно наблюдать за неудачным выступлением подопечных. Но я ж не могу вставить им в голову кусок своего мозга! Рассказываю им, пытаюсь передать опыт, но не все улавливают мои мысли. Поэтому решили произвести кадровые перестановки. Буду рад, если в мотоклуб «Мордовия» придут братья Косовы и Базеев».

Кроме того, Максим Захаров объяснил, почему из команды исключен Алексей Аброськин, который в российском полуфинале был лучшим среди мордовских гонщиков. А на луховском пруду его выступление осталось без оценки: в первом же заезде спортсмен упал и больше не стартовал. «Алексей ушиб ногу, поэтому не смог продолжить выступления, — сказал директор. — Мы с Аброськиным обсуждали его будущее и пришли к выводу, что лучше завершить спортивную карьеру и перейти на тренерскую работу. В качестве наставника он принесет больше пользы мотоклубу. Тем более у него есть соответствующее образование, он окончил факультет физвоспитания МГПИ им. Евсевьева».

Ранее Юнир Базеев в интервью «С» отметил, что готов возобновить спортивную карьеру, но в том случае, если будет предложена достойная зарплата. «Я прекрасно понимаю Юнира, у меня самого семья и дети, — говорит Максим Захаров. — Поэтому готов обсудить с ним эти моменты, согласиться на какие-то компромиссы, содействовать в решении некоторых вопросов. Но последнее слово, разумеется, останется за самим Юниром».

Тем временем под руководством регионального отделения ДОСААФ состоялось заседание, где был утвержден наблюдательский Совет развития мотоспорта РМ. В список вошли опытные независимые специалисты, включая Владимира Шорчева, Алексея Лагошина, Николая Жидеева… В дальнейшем список пополнится другими людьми, которые прекрасно разбираются в ледовом спидвее.

«Я рад, что заседание посетили Олег Гаврилкин и механик братьев Косовых Олег Цыпкайкин, — сказал Максим Захаров. — Я их лично пригласил, и мы наконец сели за стол переговоров. Это уже хорошо. Нам обязательно надо искать точки соприкосновения. Я очень уважаю Олега Гаврилкина и как механика, и как отца, и за преданность мотоспорту. Очень жаль, что погиб его сын Андрей. Это был прекрасный гонщик, один из лучших в истории мордовского спидвея. Я знаю, каково потерять родного человека, несколько лет назад у меня тоже погиб сын. Когда случилась трагедия в семье Гаврилкиных, я несколько раз приезжал к ним домой. Предлагал Олегу поработать в клубе. Он тогда отказался, поскольку находился в тяжелом душевном состоянии. После этого мы практически не виделись».

Материалы по теме
Закрыть