«Планы на будущее? Встать и идти!»
17-летнему Даниле Каткову нужны деньги на дальнейшую реабилитацию после травмы, которую он получил на батутном аттракционе в «Мадагаскар Парке»…
В феврале 17-летний житель Саранска Данила Катков должен пройти платную реабилитацию в московском Центре имени Сергея Бубновского. 6 апреля прошлого года он получил серьезные травмы во время посещения батутного парка в развлекательном центре «Мадагаскар Парк» и попал в реанимацию. Врачи Республиканской клинической больницы диагностировали перелом двух шейных позвонков. Данила до сих пор не может ходить самостоятельно, и только недавно у него начали функционировать руки. Парень проходил две бесплатные реабилитации в Москве, но за третью его близким придется заплатить около 400 тысяч рублей.
Прыжок
6 апреля прошлого года Данила Катков вместе с друзьями впервые посетил батутный аттракцион. По словам парня, он с ребятами не сразу начал прыгать в «Яму безопасности» — бассейн с матами, наполненный поролоновыми кубиками. Сначала пытался делать сальто на других батутах, там было скользко, и он даже сломал очки. Потом направился к «Яме». Прыжок… Парень лежит внизу и не может пошевелиться. «Я почувствовал, что стукнулся шеей о бетон, — вспоминает Данила. — Возможно, меня не удержал тент, или кубиков было мало, не знаю. Спустившиеся за мной друзья говорили, что я лежал на бетонной поверхности между двумя матами. Наверное, они подвинулись из-за того, что прыгало много людей. Пытался встать, но не получилось. Потом начал задыхаться, пытался разгрести кубики и понял, что тело вообще не контролирую…» Врачи «скорой» положили пострадавшего на носилки, понесли к выходу, но застряли в лифте… В тот же день мальчику сделали экстренную операцию — поставили титановую пластину в 6-й позвонок. Две недели он провел в реанимации. У Данилы началась правосторонняя пневмония… После трагического случая администратор «Мадагаскар Парка» каждые 10 минут названивала бабушке мальчика. «Я ничего тогда не могла решать, — обясняет Лидия Яровая. — Внуку делали операцию, а она предлагала деньги. Я объяснила, что скоро прилетит дочь, с которой нужно обсуждать эту тему. Но работница развлекательного заведения больше к нам не обращалась…»
«Проигнорировав правила и требования инструктора, мальчик попытался совершить сальто и неудачно приземлился, ударившись о маты, которые находятся под специальными поролоновыми кубиками, — в апреле прошлого года прокомментировала ситуацию управляющий «Мадагаскар Парка» Диляра Сайфуллина. — Мы сразу вызвали скорую помощь, очистили пострадавшего от кубиков, но не стали передвигать. Правила посещения аттракциона не рекомендуют совершать сальто, прыжки вниз головой и прочие акробатические трюки. Все посетители должны об этом знать. Что касается оборудования, то оно в порядке. Наш батутный парк проектировала и устанавливала специализированная организация, которая работает в этой сфере не первый год. Сейчас мы общаемся с родственниками пострадавшего…»
«Когда мы подавали заявление в прокуратуру Октябрьского района, к нам пришел Сергей — друг Данила, который был с ним в тот день, — вспоминает Любовь Яровая, родная тетя пострадавшего. — Мы пошли в «Мадагаскар», чтобы он показал, где все произошло. Сотрудник прокуратуры выспрашивал, не пьяными ли были ребята… Сергей отметил, что поролона в «Яме» стало намного больше. Работники «Мадагаскара» сказали, что это несчастный случай и свою вину они не признают. Когда писали заявление, я сама диктовала прокурорскому работнику, по каким статьям нужно привлекать к ответственности развлекательный центр: «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителя» и «Халатность». Я просила проверить соответствие аттракциона требованиям ГОСТ, но этого сделано не было. К Даниле из прокуратуры и других правоохранительных органов никто не приходил. В конце июля я сама обратилась в полицию и узнала, что в возбуждении уголовного дела отказано. Из «Мадагаскара» поначалу звонили и интересовались здоровьем Данилы, но это, скорее всего, из-за газетной статьи, где рассказывалось о происшествии. В суд мы не обращались, потому что надо нанимать адвоката, а у нас на это не хватает денег. Инспектор отдела по делам несовершеннолетних постановил, что нарушений со стороны «Мадагаскара» не было. Якобы Данилу неоднократно предупреждали о правилах поведения на аттракционе, но на видеозаписи, которая была изъята, этого факта нет. В общем, все перевернули в пользу развлекательного центра».
Восстановление
…В коридоре квартиры стоит инвалидная коляска, у входа в спальню — еще одна. У окна — опора для ног. На кровати лежит Данил. Сейчас он живет строго по распорядку. Подъем в 8.00–9.00, завтрак, зарядка, массаж. По понедельникам, средам и пятницам вместе с бабушкой ездит в спортивный комплекс «Мордовия», где с ним занимаются инструкторы саранского филиала Центра имени Бубновского. «Мы были глубоко тронуты драмой, которая произошла с Данилой, но его мужество, оптимизм и готовность работать до отказа не дают возможности сомневаться в правильности и результативности проводимой терапии», — говорит директор медицинского учреждения Руслан Комачков…
Данила родился в Норильске. Его бабушка Лидия Ивановна, будучи совсем маленькой, вместе с семьей переехала в северный город из Торбеевского района. Там же вышла замуж, родила дочерей Евгению и Любовь. Будучи в пенсионном возрасте, вернулась в родную республику.
Обучаясь в восьмом классе, Данила приехал к ней в Саранск и остался. Окончив девятый класс, начал осваивать профессию программиста в техникуме имени Полежаева… После трагедии в «Мадагаскаре» он полтора месяца провел в больнице, а в середине мая вернулся домой. «Поначалу я находился в корсете и даже головой боялся пошевелить, — вспоминает пострадавший. — Испытывал сильные боли. Долго не мог восстановить нормальное дыхание. Все занятия проходили дома…» Летом Данилу отвезли в московский НИИ неотложной детской хирургии и травматологии имени Рошаля на первую реабилитацию, которая длилась 25 дней. Специалисты помогали восстанавливать функции рук и пальцев, ставить его в вертикальное положение… Вторая реабилитация проходила с сентября по октябрь. Третья назначена на февраль. На этот раз она будет платной и обойдется примерно в 400 тысяч рублей. И таких поездок должно быть еще несколько. Сейчас близкие собирают деньги. В то же время ежемесячно на лечение уходит около 40 тысяч рублей: 15 тысяч — за занятия в спортивном комплексе, 6 тысяч — на дорогу… А еще нужно платить за массаж и лекарства… Но бабушка парня не привыкла жаловаться. «У меня пенсия хорошая, — говорит Лидия Ивановна. — У Любы и Евгении тоже есть деньги. Надеюсь, что мы все-таки поставим внука на ноги. Нам многие помогают. Мы даже не ожидали, что вокруг столько добрых и отзывчивых людей…»
«Улучшения, конечно, есть, — рассказывает Данила. — Но с локтями у меня проблемы — сложно руки прямо держать. Ноги я чувствую, но их функции тоже придется долго восстанавливать…» Лидия Ивановна открывает ящик комода, чтобы показать, сколько лекарств принимает внук. «После того как выписали из больницы, целый месяц пил по 21 таблетке в день! Сейчас гораздо меньше!» — улыбается парень. «Катетеры и коляски нам выделили органы соцзащиты, — продолжает Лидия Яровая. — А осенью перед выборами обращалась в партию «Единая Россия», и возле подъезда сделали пандусы, но мы ими не пользуемся: очень уж крутые. Судите сами: коляска весит 25 кг и внук — почти 60 кг. Не удержишь! Слава Богу, у Данилы хорошие друзья! Они его на руках на улицу спускают, а потом поднимают. А если ребята заняты, соседей просим…»
Друзья
Приходя в гости, друзья помогают Данилу делать уроки, играют с ним. «Мы познакомились, когда он только приехал из Норильска, — рассказывает Дмитрий Кирюхин. — Данила очень позитивный, общительный и дружелюбный. Стараюсь навещать его как можно чаще…» «С Данькой мы дружим почти четыре года, — говорит Илья Илюхин. — Хотели создать с ним музыкальную группу, учились играть на инструментах. Данька умный и понимающий. Мы весело проводим время: обсуждаем новости, играем, я помогаю другу делать физические упражнения…»
«В тот роковой день я ходила с Даней в батутный парк, но не прыгала, так как там было много народу. Особенно маленьких детей. Побоялась, — говорит одногруппница парня Елена Бекшаева. — Безопасности там нет вообще…Сами инструкторы прыгают, показывают мастерство… И даже недавно был случай, когда один из них упал на ребенка… Теперь я в этот «Мадагаскар» ни ногой…»
Раньше Данила часто гулял на улице с друзьями. Зимой катался на лыжах. А еще играл на гитаре и занимался битбоксом. «В основном рок-музыкой увлекаюсь, — рассказывает парень. — Люблю группы «Ария», «Король и Шут». Мы часто исполняли их песни. Брали колонки, выходили на улицу и играли. Может быть, когда-нибудь снова займусь музыкой…» А сейчас для развития моторики Данила взял в руки карандаши. «Удивительное дело! Раньше и цветочка нормального не мог изобразить, а сейчас все подряд рисует, да так хорошо!» — вступает в разговор бабушка… Парень продолжает учиться на втором курсе Саранского техникума энергетики и электронной технологии им. Полежаева. Правда, дистанционным способом. Задания и лекции ему присылают по электронной почте. «Данила у нас молодец! — хвалит внука Лидия Ивановна. — Когда лежал в больнице, врачи говорили, что первый раз видят такого терпеливого парня. Мол, взрослые мужчины от уколов и некоторых процедур плачут, а наш даже не пискнет…»
«Планы на будущее? Встать и идти! — говорит Данила. — А там уже видно будет! Хотелось бы поблагодарить всех тех, кто мне помогал. Особая благодарность медперсоналу Республиканской клинической больницы. Волшебные люди. Огромное спасибо друзьям и близким, которые не оставили меня в беде!»
Если вы хотите оказать помощь Данилу Каткову, перечисляйте деньги на карту Сбербанка № 6390 0239 9008 8101 51 (получатель — Любовь Яровая).