Среда, 23 апреля
Общество

«Земля мне здоровье дает…»

Почему орденоносец Николай Наумов не собирается менять село на город и другим не советует.

nikolaj-naumov

Почему орденоносец Николай Наумов не собирается менять село на город и другим не советует.

Житель рузаевского села Аргамаково Николай Наумов награжден 11 ноября орденом Славы III степени за выдающийся вклад в развитие сельского хозяйства Мордовии. Он проработал 56 лет, одиннадцать из них является пенсионером, но на заслуженный отдых уходить не собирается. «Я искренне рад почетной награде, — с улыбкой признался орденоносец. — Все мои результаты достигнуты благодаря любимой жене, близким, друзьям и руководству». Подробности трудовой биографии — в материале Ирины Кудашкиной.

Ранее Николай Наумов был отмечен званиями «Ветеран труда» и «Заслуженный работник сельского хозяйства РМ». Свою трудовую деятельность начал после окончания семилетней школы. «Родился я 9 мая 1945 года, — рассказывает труженик. — Помню, как отец с множеством ранений вернулся с войны. До этого мать одна растила семерых детей. Тяжело было, мы работали наравне со взрослыми. К труду я привык с малых лет».

Когда в колхоз поступил первый комбайн СК-3, сначала его обкатал старший брат, а затем передал Николаю. «Много мы с ним намучились, — вздыхает Наумов. — Новую технику сразу мне не доверили, первый год работал помощником комбайнера. Потом мне дали самоходный комбайн, а у брата был прицепной. Помню, мы намолотили 4,5 тысячи центнеров зерна. Начальство ко мне долго присматривалось. В 1960 году стал работать на колесном тракторе МТЗ-2, который передал другой брат. Вся техника доставалась мне по наследству от старших братьев, — смеется собеседник. — Трактор очень выручал. Дорог не было, а молоко надо возить на рузаевский рынок. Как только начинается грязь, бригадир бежит, просит помочь, грузовик же не проедет. В мою тележку умещалось 12–14 фляг молока».

Ранее злаки косили на свал, а потом зерно сушили в специальном помещении. «Сейчас есть сушилки, — говорит Николай. — А тогда мне приходилось крутить трактором шкив для сортировки и просушки семян. Целую зиму этим занимался. Теплых складов не было…».

В 1964 году Наумова призвали в армию. Он служил техником на аэродроме в Тамбовской области. Там получил весть о гибели среднего брата, у которого осталась беременная жена. «Зимой он поехал в соседнее село за электриком, — вспоминает Николай. — На обратном пути их настиг буран, из-за плохой видимости съехали в овраг, и оба погибли…» Сержант твердо решил жениться на вдове брата. «Помощи Лидия никакой не имела, и возвращаться ей было некуда, — объясняет ветеран. — Отца нет, а мать-доярка постоянно болела, мучилась приступами сердечной астмы. И потом вдова ждала ребенка, находилась на восьмом месяце. Тогда государство никаких выплат на детей не давало. Я пришел делать предложение, а теща говорит: «Так ведь что люди-то скажут?» Какая разница, что скажут? Мои родители были не против. Брата уже не вернешь, а женщина без мужского плеча пропадет. Да и не чужая она… Расписались мы 7 ноября, — вспоминает Николай. — После регистрации мне командование предоставило 10 дней отпуска, потом я ушел дослуживать». Лидия осталась жить у свекров, ее больная мать умерла сразу после росписи. Через месяц сержант получил телеграмму о рождении дочери Гали. «Оставил ей отчество по брату, — говорит Николай. — Затем у нас родился сын Александр». Последний год Наумов служил на железнодорожной станции Балашейка в Ульяновской области.

За спиной Николая Наумова 56 лет трудового стажа, но на пенсию он выходить не собирается...

За спиной Николая Наумова 56 лет трудового стажа, но на пенсию он выходить не собирается…

После демобилизации его приглашали работать на рузаевскую подстанцию, обещали квартиру. «Я отказался, — рассказывает собеседник. — Мне нравится жить в селе. Отец 14 лет проработал председателем колхоза. Братья работали на земле, и я тоже. Помню, старшего брата наградили орденом Ленина и званием Героя социалистического труда. Нам все завидовали». В 1971 году Николая Наумова избирали депутатом Верховного Совета Мордовской СССР. «Я старался всем помочь, — вспоминает то время труженик. — А через четыре года вновь вернулся к технике. В колхоз с харьковского завода поступил трактор Т-150К. Чтобы научиться обращаться с новой техникой, председатель направил меня на три месяца в Кочелаевское ПТУ».

У Наумова были и свои ученики, которые перенимали передовой опыт. Один из них — Николай Коровин — и по сей день работает на сельхозпредприятии. «Помню, мы с ним вывезли на поля 13 тысяч тонн перегноя, — рассказывает Наумов. — Я работал на К-700, Коровин — на Т-150, у каждого по две тележки, для погрузки был Т-154. Мы раскидывали удобрение, а бульдозерист Владимир Пронин на Т-4 буртовал, рыхлил. Так вот рожь вымахала под два метра высотой, и уродилось по 47 центнеров с гектара. Все удивлялись, приезжали смотреть с других регионов. Не знали, как ее косить. Тогда жатка была, в волки складывали. Ржи навалили полные тока, некуда было девать, снабдили все районы Мордовии. На следующий год ячмень вырос в среднем на 55 центнеров с гектара. Через четыре года посеяли кукурузу, зеленой массы заготавливалось в избытке».

В 1989 году Николай Наумов стал главным инженером колхоза. «Я удивился предложению, ведь у меня не было соответствующего образования, — вспоминает орденоносец. — Познавал все на практике. Желание учиться было, но когда появилась семья, стало не до учебы. Уже дом надо строить, детей воспитывать».

Свое жилье Николай строил сам. «Сначала сруб привезли, потом остальные стройматериалы, — рассказывает хозяин. — Мне помогали все родственники. Место мне посоветовал выбрать отец». По словам Наумова, в советское время молодежь стремилась остаться в селе, потому что колхозы строили им дома. «Почему из деревень все уезжают? — недоумевает собеседник. — В сельской местности жить гораздо лучше. Наверное, молодежь привлекают ночные клубы и городской глянец…»

За 56 лет работы Николай Наумов был неоднократно награжден. «Благодарственных писем целая стопка, — показывает ветеран труда. — На видном месте находятся только самые важные. Орден Славы получил не только благодаря своему старанию, но и поддержке жены. Она никогда ни в чем меня не упрекала, не сердилась, если до полуночи задерживался в поле. Все домашние заботы лежали на ней. Я не успокоюсь, пока не выполню двойную норму, характер уж такой. Спрошу ее, не нужно ли чем помочь, отвечает: «Нет, я все сама». Завтрак соберет мне в поле — и я уезжаю. Обед и ужин нам обычно привозили. Также хочу сказать спасибо друзьям и руководству… Без работы я с ума сойду. Недавно друзья спрашивают: «Что, тошно дома?» Нет, скорее, скучно. Просматриваю в Интернете новую технику… Когда выйду на работу, займусь ее ремонтом. За мной закреплены культиваторы и диски… Пока здоровье есть, буду работать, на заслуженных отдых не собираюсь. А что делать на пенсии? Деградировать? Сидя дома, человек обрюзгнет, начнет хромать, от безделья куча болезней появляется, и лет через пять умирает. Нет уж… В поле я сам себе хозяин, земля мне здоровье дает».

«У меня есть дочь, сын, внуки, два правнука, — перечисляет счастливый семьянин. — Всем хочется помочь… Я сам из многодетной семьи. Отец всегда говорил: «Какой палец ни порежь — одинаково больно. Так и с детьми… Если у кого-то проблемы, родители за каждого волнуются. Как их оставишь? Внуку постоянно твержу, чтобы учился, сейчас вся техника компьютеризированная. В последние годы нам установили гаражи для тракторов. Правда, на время отпуска все равно приходится забирать их домой. Их сторожат только днем, а в селе много бездельников: то соляру сольют, то фары открутят… Также у нас есть теплая мастерская. Зарплату выдают вовремя. Я получаю около 30 тысяч, иногда больше. У сына в Рузаевке, к сожалению, зарплату задерживают, но он все равно как-то выкручивается. Кто хочет много зарабатывать, тот и получает хорошо. Нечего обижаться».

Материалы по теме
Закрыть