Суббота, 20 апреля
Общество

«Для хороших учеников ЕГЭ является простой формальностью…»

Директор Республиканского лицея для одаренных детей Евгений Вдовин — «Столице С».

evgenij-vdovin

Директор Республиканского лицея для одаренных детей Евгений Вдовин — «Столице С».

Директор Республиканского лицея для одаренных детей Евгений Вдовин считает, что школьники должны с самого юного возраста воспитывать в себе характер, привыкать к трудолюбию и дисциплине. «Порядок должен быть во всем. Чем больше трудностей человек преодолевает, тем больше для него открывается возможностей», — утверждает 32-летний руководитель. О жизненных приоритетах, воспитании юных гениев и ответственности за будущее страны он рассказал Анне Оправхат.

8.30. Директор встречает корр. «С» на пороге лицея. «Каждое утро стою здесь, чтобы лично пообщаться с каждым опаздывающим, — улыбается Вдовин, приглашая в свой прохладный кабинет, а потом поясняет: «Мозг должен всегда находиться в холоде, чтобы мыслительный процесс был более продуктивным…»

«Я родился в селе Алово Атяшевского района. Родители были педагогами, мама работала учителем русского и мордовского языков, папа преподавал физкультуру и труд, — рассказывает руководитель. — Позже мы переехали в соседнее Чулпаново. Я рос в многодетной семье, и все мое детство было связано с учебой и трудом, постоянно помогал отцу по хозяйству. Возможно, такое воспитание способствовало тому, что я вырос дисциплинированным человеком. Очень благодарен за все матери и отцу». Окончив школу с золотой медалью, Евгений поступил в МГУ им. Огарева на факультет национальной культуры. Параллельно учился на юридическом. Оба факультета окончил с отличием. В студенческие годы занимался силовым троеборьем, был победителем и призером многих соревнований. Получив ученую степень кандидата культурологии, Вдовин стал преподавать в университете историю религии и мировой культуры. Через некоторое время 25-летнему преподавателю предложили должность директора саранской школы № 33. «Конечно, я согласился, — продолжает собеседник. — Тогда я был, наверное, самым молодым директором среднего учебного заведения во всем городе. Многого еще не понимал, приходилось обращаться за помощью к коллегам. Коллектив у нас был замечательный. Считаю, что учиться никогда не поздно и стыдиться этого не нужно. Даже сейчас не могу сказать, что стал настоящим профессионалом и стремиться больше некуда. Работать над собой следует постоянно. Кое-чему могут научить даже мои лицеисты. Молодое поколение в некоторых вопросах бывает гораздо более продвинутым, особенно в сфере информационных технологий». По словам руководителя, самым сложным на первых порах было наладить в школе дисциплину. Некоторые ребята часто опаздывали на занятия, иногда прогуливали уроки, курили в туалете и ругались матом. Чтобы исправить ситуацию, он взял сложных учеников под личный контроль, и постепенно все наладилось.

В 2011 году Евгений Вдовин возглавил открывшийся Республиканский лицей для одаренных детей. «Я никогда не считал наше заведение каким-то особенным. На мой взгляд, так должна выглядеть каждая школа, — считает директор. — У нас обучаются дети с 7 по 11 класс. Преподавание ведется по трем направлениям: физическое (физика и астрономия), математическое (математика и информатика) и химико-биологическое (химия, биология, экология). За счет разделения по углубленному изучению профильных предметов обучение становится более эффективным. Лицеисты занимаются не только в рамках общеобразовательных стандартов, но и ежедневно посещают индивидуальные занятия по профильным предметам, предполагающие углубленную подготовку, практические и лабораторные занятия. Но это вовсе не значит, что ребята будут плохо подготовлены по другим дисциплинам. Наши дети изучают школьную программу в полном объеме, просто упор делается на точные науки. Поступить к нам может каждый, кто пройдет определенное тестирование. При этом вовсе не обязательно, чтобы ребенок являлся отличником. Решающее значение имеет жажда знаний…»

По мнению Вдовина, каждый человек получает от природы какой-то талант, нужно просто его раскрыть. Одаренными детьми становятся те, кто, имея внутренние предпосылки, обладает еще и трудолюбием. Не менее важно участие в развитии грамотных педагогов и неравнодушных родителей. Мамы и папы должны с самого рождения внимательно наблюдать за своим чадом, чтобы вовремя заметить его склонности. «Например, мой 3-летний сын увлечен цифрами, а у кого-то ребенок может с раннего детства любить музыку. Такие моменты нельзя упускать. Чтобы помочь малышу, нужно правильно его воспитывать. Главное, прививать дисциплину. Воспитать достойного члена общества можно только на личном примере. Каждый день я просыпаюсь в 5.30. Перед работой совершаю пробежку. Рабочий день начинаю в 7.00, заканчиваю ближе к 20.00. Когда выпадает снег, первый беру лопату и расчищаю дорожки во дворе. Жена привыкла к моему графику, она видит, что я с горящими глазами ухожу на работу и прихожу всегда в хорошем настроении. Человек должен приучаться к ежедневному труду, только так он будет мотивирован на достижение успеха».

Сейчас в лицее обучаются 313 детей, 50 из них приехали из других регионов. «Для иногородних у нас есть пришкольный интернат со всеми удобствами, по уровню оснащенности соответствующий трехзвездочному отелю. Там я тоже постарался создать порядок, — рассказывает руководитель. — Лицеисты встают под гимн России, идеально заправляют постель, делают зарядку и отправляются на занятия. В расписании по девять уроков ежедневно. Первую половину дня идут общие занятия, вторую воспитанники уделяют работе по профильному направлению. Выбранным предметом лицеисты занимаются до 16 часов в неделю. В лицее есть спортивный корпус с игровым, гимнастическим и тренажерным залами, где обучающиеся имеют возможность заниматься в спортивных секциях. Важно, чтобы они не только успевали по школьным предметам, но и были развиты физически. Все заинтересованы в том, чтобы в стране жили здоровые люди. Наших детей нужно воспитывать в духе патриотизма. Если молодежь не будет иметь конкретных целей и заниматься не понятно чем — курить, употреблять спиртное и постоянно смотреть телевизор — что из этого получится? Могу с гордостью сказать, что ни один ученик лицея не имеет пристрастия к сигаретам, все хорошо питаются и постоянно развиваются. Надеюсь, наши старания не пройдут даром и из ребят вырастут достойные члены общества с сильным характером. Они оставят далеко позади своих сверстников, любящих бесцельно бродить по городу. Пора уже отходить от общества потребления, нужно начинать созидать и приносить друг другу пользу».

По словам Вдовина, настоящий педагог должен любить свой предмет и уважать каждого ученика, только тогда он сможет достичь желаемого эффекта. Педагогика — это призвание, случайным людям в этой профессии делать нечего. «Сейчас многие преподаватели и родители жалуются на ЕГЭ. Но лично меня эта система полностью устраивает, — заявляет директор. — Она постепенно подстраивается под российские реалии. Буквально недавно объявили, что в тестовой части произойдут изменения, появятся пункты, включающие размышления и устный ответ. Это будет касаться и естественнонаучных предметов, и гуманитарных. В нашей образовательной организации особо не заостряют внимания на ЕГЭ, никто не паникует, и уж точно последний год обучения не посвящаем прохождению тестов. Мы стараемся построить учебный процесс в лицее таким образом, что к концу обучения выпускные экзамены для лицеистов становятся формальностью. Гораздо более сложным и полезным испытанием являются олимпиады, где нужно применить знания на практике, узнать, что такое настоящая взрослая конкуренция. После такой подготовки для наших ребят открыты двери лучших вузов страны. За шесть лет мы выпустили более 300 выпускников, 52% из них поступили в МГУ им. Огарева, остальные учатся, в основном, в МГУ им. Ломоносова, Московском физико-техническом институте и Санкт-Петербургском университете информационных технологий, механики и оптики».

Большой вклад в развитие и становление лицея для одаренных детей, по словам директора, внесло руководство Мордовии, которое всесторонне поддерживает инициативы учебного заведения, тем самым давая возможность его воспитанникам развивать свои способности и прославлять республику своими победами на олимпиадах как внутри страны, так и за ее пределами. Обучение, возможность приездов в лицей ведущих педагогов и ученых страны, проживание, четырехразовое питание, поездки на учебно-тренировочные сборы, олимпиады и профильные лагеря — все оплачивается из республиканского бюджета. «Я не могу не поблагодарить главу республики Владимира Волкова, — завершает разговор Евгений Вдовин. — Он совершенно правильно расставил приоритеты. Нам нужно вкладываться в обучение и воспитание конкурентоспособной личности, востребованной современной инновационной экономикой России. Без этого будущее страны просто невозможно».

Материалы по теме
Закрыть