Воскресенье, 14 апреля
Общество

«Поет Россия. И поет нехило…»

Сергей Сеничев — о пятом сезоне телепроекта «Голос».

Я долго ждал этого вечера: вчера на Первом стартовал пятый сезон «Голоса».

Первые три глядел с удовольствием. Хорошо же, когда в перерыве между малаховскими разборками, кто у кого квартиру отжал, мужа увел, ребенка переманил, и на сон грядущий соловьевско-жириновскими политзанятиями вдруг полтора часа свежего воздуха — программа о том, что не оскудела земля русская талантами. Вокальными в данном случае. Плюс Градский. Талантливый, мудрый, сверхпрофессиональный, а по нынешним временам так и просто великий, чего стесняться-то, Александр Градский, послушать которого в промежутке между шоу истероидов и шоу для истероидов — чистый бальзам на душу. И, разумеется, его ученики, в превосходстве которых над соперниками три года ни у кого, по-моему, сомнений не возникало. А на четвертый год меня обломали: поменяли Борисычу компанию. Вместо хохотушки Пелагеи хохотушку Гагарину посадили. Вместо травестишного мальчика для битья Билана (это я не злословлю, Дима мне в «Голосе» неожиданно понравился, просто роль ему там такую отвели) — угрюмого и косноязычненького местами рэпера Басту. А вместо романтичного Агутина — не менее элегантного и любимого народом мачо Лепса. Все даже удивились несколько, когда этот кабацкий бог взял себе в команду агнеца-иеромонаха с не самыми, чего стесняться-два, убедительными вокальными данными. А потом бац — и голос иеромонаха сделали голосом России. И Борисыч из «Голоса» ушел. Без комментариев, в знак протеста против превращения самого рейтиногового проекта отечественного TV в орудие тренда — высокодуховность (я бы взял в кавычки, да ведь опять обидитесь) превыше таланта. Априори выше…

Вот я и ждал, как выкручиваться-то будут. Не разбрасываются же такими проектами. Надо же меня и мне подобных как-то опять к экрану тащить. А как, если мы понимаем, что после таких электоральных игрищ Градский уже не вернется? А то, может, самого монаха теперь в жюри посадят, почему нет?.. Выкрутились изобретательно. Песню для былых победителей специально под Фотия подобрали: мощную в магамаевском исполнении и тяжеловесную для старта нового сезона «Мелодию». А дальше финт с возвращениями: обратная замена не оправдавшего надежды Басты на снова очароваху Билана, а выбывшего Борисыча — и этот вариант кажется мне самым компромиссным — на Агутина. Что из всего этого получится, не знаю, но следить, скорее всего, буду. Тем более что профессиональный уровень соискателей год от года растет. Что доставляет. Поет Россия. И поет нехило. Удивительно даже, что правообладатели проекта у нас его из санкционных соображений не отобрали. С импортозамещением на этой ниве у нас ведь хуже, чем на любой другой, сериалы — те все чаще один в один с импортных «слизываем»…

И еще о песнях… Очередным хитом разродилось популярное в народе — ну как в народе, у слушателей «Авторадио» популярное — трио «Мурзилки International». Для тех, кто не в курсе, это радийная команда, работающая в жанре «утром — в газете, вечером — в куплете», что-то вроде «гражданина-поэта» для бедных. Мишенью для хита стал в не таком уж далеком прошлом глава нашего региона, а ныне губернатор Самарской области Н. И. Меркушкин. Вернее, его слова из выступления на встрече с сидящими без зарплаты работниками «АвтоВАЗагрегата». Какая-то из женщин излишне, надо полагать, настойчиво осведомилась, когда долг вернут, в ответ на что Николай Иванович посоветовал ей сменить тон, а за деньгами идти к американскому послу. Ну к тому, который приезжал весной в Самару, встречался с этими самыми трудящимися, «подогрел» их (цитата Н. И.), а потом, дескать, месяц целый это показывали всему миру. И вот в ответ на реплику нашего, как ни крути, земляка «Мурзилки» задорно спели переделку песенки про бабушек-старушек с припевом «дедушка, дедушка, дедушка Меркушкин», ушки на макушке и т. д. Обычное, в общем, для «Мурзилок» дело. Примечательно другое. А именно — то, что солистка группы Татьяна Гордеева — тоже некогда наша землячка. В начале 90-х начинала в качестве диктора на «Арсенал-видео», была, если кто помнит, в Саранске такая первая и последняя независимая телекомпания. Говорю ответственно, потому как сам «Арсеналом» и рулил, и хорошо Татьяну помню — милая, обаятельная, быстроговорящая, отучить ее от чего тогда так и не довелось. Звалась она в ту пору Леной Логиновой. А теперь едешь по городу — и со всех сторон баннеры: «Татьяна Гордеева — посол Саранска на чемпионате мира 2018 года». И тут логическая цепочка обрывается. Потому как в качестве посла Лена-Таня — по-любому креатура вице-премьера правительства Мордовии Алексея Меркушкина, а в роли «Мурзилки» она по-любому же стебется над отцом патрона. Странно как-то, нет? Понятно, что платят и за посольство, и за пение, но ты уж как-то выбирай, где сытнее, и или носи гордое звание посланника, или, понимаешь, пой…

Вот уж не думал, что когда-нибудь вступлюсь за Николая Ивановича, но на фоне этой сцепки вокала с грядущим чемпионатом как-то трудно недооценить роль Меркушкина-старшего в превращении не самого футбольного в стране Саранска в одну из столиц предстоящего мундиаля. Я не болельщик, мне оно фиолетово, но я каждый день езжу мимо преобразившегося из захламленного ручейка в худо-бедно речку Инсара мимо растущего на глазах микрорайона Юбилейный и стремительно преображающихся окрестностей Ремзавода и понимаю: это все не с бухты-барахты — на дрожжах стадиона все это. А стадион этот, чего ни говори, личный проект Меркушкина, как бы и кто бы его личность ни оценивал.

Да, в речи у него и в былые годы витиеватость место имела. Но тут история такая, что мы с вами на той встрече не были и деталей не знаем — насчет тона просительницы и вообще. А риторика — ну что риторика, риторика привычная, точно уж не губернатором изобретенная — Обама — враг, на его мельницу льете, у него и просите. Тянуло это на появление песенки? Вряд ли. Значит, заказуха. Чья конкретно, узнаем вряд ли, да и была охота. И вывод у меня лично напрашивается простой: песенка скоро забудется, а вот имя Гордеевой на баннерах еще скорей поменяется на какое-нибудь другое. А жаль. СимпатиШный был посол…

А теперь — я специально под это место выкроил — о вечном.

Сегодня на редкость исторический день. 6 сентября 1492 года колумбовы «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» покинули Старый Свет (порт Сан-Себастьян на Канарских островах) и двинулись на неизведанный Запад… Идем дальше. Вряд ли они подгадывали, но 6 же сентября, правда, уже 1522 года в Севилью вернулась последняя из магеллановых каракк «Виктория» с восемнадцатью выжившими участниками первого кругосветного плавания, увы, без самого Магеллана, погибшего, как известно, в схватке со свободолюбивыми филиппинцами… И еще дальше. В смысле ближе… Вы будете удивлены совпадением, но именно 6 сентября (1620 года) из Плимута вышел знаменитый торговый галеон «Мэйфлауэр», увозя в далекую необжитую Америку первых сто двух переселенцев. Сто третий пассажир родился во время плавания…

Согласитесь, три события, круто изменивших историю человечества, для одного дня — это щедро.

И я зауважаю нового министра обрнауки лишь тогда, когда она примется вспоминать и о таких датах, а не только о том, что говорил в 31-м году товарищ Сталин. И я бы очень хотел дожить до времен, когда учебники истории будут снова писаться исходя из представлений о нас как о равноправной и неотъемлемой части цивилизации. Такой ее части, которой реальный Леонардо да Винчи не менее дорог, чем сомнительные панфиловцы, а отчаянные авантюристы с того же «Мэйфлауэра» не именуются — уже почти по кальке — проклятыми пиндосами. Потому что так, по-моему, правильней.

Ну а чтобы боты в комментах не сильно пинали за непатриотизм, напомню заодно, что именно 6 же сентября 1817-го (через год можно будет отметить 200-летие события) в Москву долгим кружным путем приплыл отлитый в Санкт-Петербурге памятник Минину и Пожарскому… А завтра, кстати, можно отметить годовщину Бородинского сражения, коронации царя-реформатора Александра II и избрания первым секретарем КПСС какого-никакого, а тоже реформатора Никиты Хрущева. А послезавтра вспомнить о начале блокады Ленинграда. А в пятницу помянуть добрым словом штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова, выполнившего «мертвую петлю»…

И напоследок о дате, дорогой мне лично. 6 сентября 1936-го товарищем Сталиным были награждены первые 13 Народных артистов СССР, среди которых — Станиславский, Немирович-Данченко, Качалов и Москвин. Последними Народными СССР стали здравствующая ныне Алла Пугачева и покойный Олег Янковский. Это я к тому, что какая разница, с чем ты в историю вошел — песенки ли пел, на сцене ли играл, памятники ли отливал. Или вот стадионище у черта на куличках затеял. Главное ведь, чтобы добрым словом потом вспоминали. А не частушками, прости господи, «Мурзилок». На сегодня все.

Материалы по теме
Закрыть