Воскресенье, 14 апреля
Спорт

«Я бы не прочь снова оказаться в седле, но…»

Чемпион мира и Европы Юнир Базеев — о развале мотоклуба и возрождении ледового спидвея в Мордовии.

Юнир-Базеев

Чемпион мира и Европы Юнир Базеев — о развале мотоклуба и возрождении ледового спидвея в Мордовии.

Когда-то Саранск был одним из мировых центров ледового спидвея. В столице Мордовии регулярно проводились международные турниры, собиравшие десятки тысяч поклонников этого вида спорта. Республика по праву гордилась местными звездами, побеждавшими на чемпионатах мира и Европы. Одним из таких был Юнир Базеев. С самым титулованным мастером ледового спидвея встретилась Алена Агеева.

Спортивный талант Юнир унаследовал от своих родителей Шамиля и Ольги Базеевых, которые занимались мотокроссом. Собственно, на тренировках они и познакомились. Спорт объединил молодую пару, и в 1981 году у них родился Юнир. Отец стал брать сына на тренировки, когда ему исполнилось 5 лет. Шамиль Саитович катал маленького Юнира на мотоцикле, а иногда даже давал порулить.

Спортом Юнир начал заниматься с 12 лет. Три года ходил в секцию картинга, что работала при Республиканской станции юных техников. Но тяга к мотоциклетному спорту взяла свое. В 15 лет Юнир увлекся мотокроссом. Впервые сел за мотоцикл, который буквально по винтикам собрал вместе с отцом и своим первым наставником Виктором Лушниковым.
В 1998 году на саранском стадионе «Светотехника» открылась секция по ледовому спидвею, которую возглавил Иван Лабутин. Именно он привлек в Саранск иногородних звезд спидвея Кирилла Дрогалина, Владимира Фадеева, Юрия Поликарпова, Александра Московку. Из местных спортсменов на тот момент выделялся Виктор Лушников, который предпочитал спидвею мотокросс. «Посади хорошего мастера на любой мотоцикл — он все равно покажет хороший результат», — утверждает Юнир, который быстро подружился с Лушниковым. У них даже механик был один на двоих — Валерий Скузоватов, который приложил много усилий, чтобы ребята достигли высот.

Юнир-Базеев-2

Первый мотоцикл Базеев получил в 1998 году. Первые круги по ледовой арене он сделал на чешской «Яве». Перспективного юношу сразу заметили и зачислили в сборную Мордовии.

«Поначалу было много падений. Нам, новичкам, постоянно доставался «грязный» лед после основной команды», — рассказывает Юнир. Однако плохой лед и ушибы только закалили Базеева. Уже в конце 1998-го он дебютировал на престижном турнире главы Мордовии, где выступали опытные спортсмены из Пензы и Самары. Тогда он занял предпоследнее 12-е место. За смелость ему подарили велосипед «Кросс». Уже в следующем сезоне клуб выделил Юниру новый мотоцикл, и он впервые отправился на сборы вместе с основной командой, хотя продолжал выступать на юниорских соревнованиях.

В 2000-м Юнир впервые стал чемпионом страны в командных гонках. Неплохое начало карьеры, которая чуть не оборвалась на взлете…

Беда подстерегала Базеева на юниорском первенстве России. «Я выступал в одном заезде с гонщиком Евгением Бакушиным, — вспоминает чемпион мира и Европы. — В начале сезона он сломал руку и не успел толком восстановиться. В нашем заезде Женя ехал первым. Я чуть отставал. Неожиданно на повороте он упал, и я врезался в его мотоцикл. Как говорили в популярном фильме, упал, очнулся, гипс. Наверное, моя рука попала в колесо. На нее было страшно смотреть. Я три недели пролежал в больнице. Поначалу кисть хотели ампутировать. Но врачи собрали ее буквально по крупицам, за что им огромное «спасибо». Правда, удалили половину костей…»

Юнир долго восстанавливался, но уходить из спорта не собирался. В 2001 году он стал вице-чемпионом молодежного первенства России, а уже в 2002-м — чемпионом.

В 2003 году молодой гонщик заявил о себе на взрослом уровне. На чемпионате России, который проходил в Саранске, он с ходу «въехал» в восьмерку сильнейших, что позволило ему отобраться на чемпионат мира. Но там ему не хватило международного опыта, чтобы побороться за высокое место. Зато в том сезоне он взял «бронзу» чемпионата Европы. В 2004 году Юнир триумфально победил в гонке на призы главы Мордовии. 2006 год оказался самым успешным в карьере мордовского самородка. Сначала он стал вице-чемпионом мира в личном зачете, а затем взял «золото» в командном первенстве.

В 2009 году Юнир снова засветился на международном уровне. Став третьим на чемпионате России, он отобрался на командный чемпионат мира, где вновь завоевал «золото», а вот в личном зачете Базееву не удалось подняться на пьедестал почета. «Четвертое место — самое обидное, — вспоминает титулованный гонщик. — Проехал восемь этапов чемпионата и проиграл бронзовому призеру всего два очка. Переживал тогда сильно…» В 2010 году Саранск простился с большим спидвеем. Власти республики приняли решение снести легендарный стадион «Светотехника», на котором проходили все крупнейшие ледовые баталии. Тренироваться мордовским гонщикам стало негде. Неудивительно, что в 2011 году Базеев не смог отобраться на чемпионат мира. Разозленный Юнир отыгрался в Тольятти, где стал чемпионом Европы. После этого он решил завершить профессиональную карьеру гонщика. «Мне надо было обеспечивать семью, — объясняет причины Базеев. — Зарабатывать на гонках не получалось, а зарплаты в мотоклубе на жизнь откровенно не хватало…»

Сейчас Юнир занимается бизнесом, но иногда участвует в мотогонках. Уже как любитель. Недавно выступил на турнире в городе Цивильске, где занял третье место в классе Open. «Ситуация в саранском мотоклубе плачевная, — говорит Базеев. — Нет достойного специалиста и руководителя, который смог бы все организовать и привлечь спонсоров. Да и молодых, перспективных спортсменов тоже не видно. Можно сказать, что последние четыре года мотоспорт в Саранске скорее мертв, чем жив. Очень мало выездов на соревнования. А если они и случаются, то это старты очень слабого уровня. Но в Мордовии еще остались энтузиасты. Например, ребята из рузаевского клуба «Легион 13». Они за свой счет собирают мотоциклы, покупают экипировку. Настоящие энтузиасты своего дела».

Юнир-Базеев-3

Любовь Юнира к мотогонкам передалась сыновьям — 10-летнему Эмилю и 4-летнему Марселю. «Только открываю гараж — они уже там! — смеется Юнир. — Катаюсь с ними до Рузаевки и обратно. Младшему еще рано садиться за руль, а вот у Эмиля пока нет мотоцикла». Марсель с удовольствием занимается в секции BMX-спорта, а Эмиль увлекается спортивной гимнастикой. «Главное, что не бездельничают», — радуется отец.

«С»: Когда-то Саранск считался одним из центров мирового спидвея, но в последние годы все резко изменилось…

— Снесли стадион «Светотехника», и негде стало проводить соревнования. В Саранск приезжали сильнейшие гонщики со всего мира. В плане организации турниры проводились на высочайшем уровне. Но со сносом стадиона начал разваливаться и мотоклуб, в котором воспитывались такие мастера, как Максим Захаров, братья Косовы, Лушниковы, трагически погибший Андрей Гаврилкин…

«С»: Но клуб же существует до сих пор…

— Только на бумаге. Там практически не осталось толковых ребят. С ними просто некому заниматься! Да и негде! Поэтому и результатов нет.

«С»: Почему один из лучших Центров страны по ледовому спидвею пришел в упадок?

— В клубе началось непонятное. И профессионалы стали выступать за Самару. Василий и Евгений Косовы, Андрей Гаврилкин в первый же год стали чемпионами России. Потом победили на чемпионате Европы. Это были перспективные гонщики, которых нужно было поддержать. Но, к сожалению, из-за финансовых проблем клуб в Самаре просуществовал недолго. Ребята решили вернуться в Мордовию, обратились за поддержкой к директору мотоклуба Максиму Захарову, чтобы он выделил им хотя бы немного средств на соревнования, выезды. Они были готовы выступать за республику на технике, которая им досталась от самарского мотоклуба. Но Захаров почему-то отказал им в поддержке. Тогда было много шума. Знаю, что Олег Гаврилкин ходил разбираться в мотоклуб по поводу сына Андрея. Там на доске почета висела его фотография в траурной рамке. Ее почему-то сняли. Человек столько сделал для клуба, и вдруг такое отношение. Некрасивая история.

«С»: А в ваше время клуб испытывал финансовые проблемы?

— Когда нас финансировала «Лисма», проблем не было. Неурядицы начались после передачи мотоклуба городу. То и дело приходилось занимать деньги у знакомых, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Тем не менее, всех все устраивало…

«С»: Кто способствовал развалу клуба и нужен ли спидвей Мордовии?

— Конечно, нужен! Раньше на турниры по ледовому спидвею приходили десятки тысяч болельщиков! Еще бы, такой экстрим! Ни один вид спорта не сравнится по зрелищности с гонками на льду! Но нужны ли они руководству республики?! Тут все зависит от главы…Для начала должен появиться толковый человек, который смог бы убедить руководство республики в необходимости развития айс-спидвея. И, конечно, нужно построить стадион, на котором спортсмены могли бы оттачивать мастерство.

«С»: Юнир, где интереснее выступать: на трассе или на ледовой арене?

— На мотоцикле с шипами у меня лучше получалось. Мотокросс — тяжелый вид. Заезды длятся по несколько часов. Погодные условия могут быть любыми. Например, на соревнованиях в Цивильске мы гоняли под проливным дождем. На льду заезды длятся всего по минуте. Но и за эту минуту может случиться все, что угодно! Я всегда переживал за ребят, наблюдая со стороны. Зато, когда сам выходил на лед, обо всем забывал. Заезд требовал максимальной концентрации. В голове была одна мысль: скорее умчаться от всех. (Улыбается — «С»)

«С»: Сколько стоит хороший спортивный мотоцикл?

— Цена нового профессионального мотоцикла для мотокросса начинается от 500 тысяч рублей. Его можно усовершенствовать при помощи всяких «примочек», чтобы ехал быстрее. Экипировку и расходный материал тоже необходимо учитывать. Все это стоит денег… А деньги у нас находят почему-то только на футбол.

«С»: Как же выживают наши мотокроссмены?

— Просто! Никуда не выезжают! (Смеется — «С»)

«С»: Вам 35 лет. По меркам ледового спидвея не так много. Вы хотели бы вернуться на трек?

— Наверное, я бы смог сейчас показать хорошие результаты даже на международном уровне. Желание снова оказаться в седле у меня есть. Но сейчас я должен жить для своей семьи.

Материалы по теме
Закрыть