«Если у ребенка есть жалобы на продолжительные боли, следует незамедлительно обратиться к врачу!»
В Детской республиканской клинической больнице провели сложную операцию новорожденной девочке с редким диагнозом «атрезия пищевода». По словам хирургов Алексея Кемаева и Анастасии Бызгаевой, сейчас жизни малышки ничего не угрожает, но предстоит трудный период реабилитации. О детских недугах и новых операционных методах они рассказали Татьяне Новиковой.

«С»: Алексей Борисович, от каких недугов вам приходится избавлять детей чаще всего?
— От аппендицита, который сейчас оперируется лапароскопическим методом, а также от пупочной и паховой грыжи. Также мы часто извлекаем различные инородные тела из пищеводов, желудков и кишечников. К сожалению, не всегда это удается делать щадящим эндоскопическим методом. Иногда дело заканчивается хирургическим вмешательством. Недавно был случай, когда дошкольник во время игры проглотил магнитные шарики. Это чревато тем, что отделы желудка и кишечника начинают притягиваться друг к другу. В результате возникают осложнения в виде кишечной непроходимости или перитонита. Поэтому ребенка пришлось оперировать. Сейчас у него все хорошо.
«С»: Какие самые сложные случаи детских хирургических патологий встречались в вашей практике?
— Вы сейчас удивитесь, но это… все тот же аппендицит. Только кажется, что речь идет о простой операции и потом о проблеме можно забыть. На самом деле это очень коварное заболевание. Недавно в наше отделение поступила 10-летняя пациентка, которую 11 дней мучили боли в животе. Ни она, ни родные не придавали этому особого значения. Девочка периодически принимала обезболивающие средства, которые временно облегчали состояние. Скорую вызвали, когда боль стала невыносимой. Когда пациентку привезли, дело дошло до перитонита — воспаления брюшины, которое может привести к летальному исходу. Ее чудом удалось спасти! На днях мы выписали девочку из больницы. Случай поистине удивительный, ведь ни один взрослый такого бы просто не выдержал… Поэтому настоятельно советую родителям, чтобы они внимательнее относились к здоровью своих детей. Если есть какие-то жалобы на продолжительные боли, следует незамедлительно обратиться к врачу.
«С»: А как чувствует себя новорожденная с атрезией пищевода, которой недавно сделали операцию?
— Ее жизни ничто не угрожает, прогноз благоприятный… Следует отметить, что атрезия пищевода — достаточно редкая врожденная патология. За годы моей работы в детской хирургии всего несколько раз сталкивался с подобными случаями. Оперировать младенца с небольшим весом — задача непростая. К тому же речь идет об отсутствии просвета в пищеводе, в результате чего он не может принимать еду. Проблему можно решить только хирургическим путем… Первую успешную операцию по устранению атрезии пищевода провели в 1941 году.
Анастасия Бызгаева: Операция — это лишь половина дела. Впереди долгий и трудный период реабилитации. Так что остается пожелать малышке и ее родителям терпения. Спасение новорожденной девочки — заслуга не только хирургов, но и диагностов и реаниматологов. Скажу честно, во время операции сильно волновалась, хотя уже 10 лет в профессии. Хирургическое направление — одно из самых сложных и ответственных в медицине, но именно потому его и выбрала. К тому же ассистировать корифею местной детской хирургии Алексею Борисовичу Кемаеву — большая честь! На его счету — много спасенных детских жизней.
«С»: Почему у новорожденных возникают атрезии пищевода?
— Точная причина до сих пор неизвестна. Но, судя по всему, проблема в генетическом факторе — перенесенных матерями инфекциях, тяжелых хронических заболеваниях. Также может сказаться употребление алкоголя и табака.
«С»: С какими еще тяжелыми патологиями у новорожденных вам приходилось сталкиваться?
Алексей Кемаев: Можно упомянуть некротический энтерколит — одно из наиболее частых неотложных экстренных состояний, которые бывают у маловесных недоношенных детей. Сначала повреждается слизистая оболочка кишечника, а при прогрессировании заболевания процесса некроз распространяется на все его слои. При этом может образоваться сквозное отверстие — перфорация с развитием перитонита. К счастью, современные методы диагностики позволяют выявлять некротический энтероколит на ранних стадиях. Благодаря этому большинство младенцев выживает. Буквально на днях оперировали новорожденного с таким диагнозом. Все прошло успешно. Сейчас ребенок проходит реабилитацию в медицинском центре Санкт-Петербурга.
«С»: А что вы можете сказать по поводу онкологических заболеваний у новорожденных?
— Такое встречается крайне редко. Помню, как в 2016 году оперировал младенца с опухолью надпочечника, которая, к счастью, развивалась очень медленно. Орган пришлось удалить без последующей химиотерапии. Сейчас мальчику 9 лет, за все это время рецидивов не было.
«С»: Особая тема — это ожоги…
— Да. Самое ужасное, что подобные несчастья часто случаются по недосмотру родителей. Недавно привезли ребенка с глубоким ожогом кисти. Он упал в костер с велосипеда. Непонятно, где в это время были взрослые. Или еще случай. Мать во сне прижала к батарее шестимесячного ребенка. И снова — глубокий ожог, на лечение которого ушел не один месяц…
Анастасия Бызгаева: Пользуясь случаем, хочу обратиться к родителям. Будьте бдительны и не оставляйте детей без присмотра! Их любопытство и ваша неосторожность иногда приводят к трагическим последствиям. Избежать несчастий можно, усилив меры безопасности.
«С»: За последние несколько лет в вашей больнице появилось новое хирургическое оборудование.
— Да, благодаря национальному проекту «Здравоохранение». Я начинала работать, когда хирургическое отделение находилось еще на улице Полежаева. Теперь трудимся в новом корпусе, где есть прекрасно оснащенные операционные, лапароскопическая стойка, МРТ-томограф, различные аппараты — электрохирургические, ультразвуковые, эндоскопические, стационарные и переносные рентгеновские. С их помощью можно делать диагностику и выявлять патологии на самых ранних стадиях. Операционное телекоммуникационное оборудование позволяет проводить консультации со специалистами ведущих федеральных медицинских центров.
Алексей Кемаев: Врачи нашей больницы не только общаются с коллегами в режиме видеосвязи, но и совершенствуют свои знания, приезжая к ним на стажировку. Мы постоянно участвуем в научно-практических конференциях и обмениваемся опытом со специалистами из других регионов.