«Когда поднялся в небо после долгого перерыва, у меня открылось второе дыхание!»
Республиканский аэроклуб ДОСААФ имени Девятаева находится на грани уничтожения. В начале марта в Пензу передали принадлежащий этой организации самолет Ан-2. Учебные полеты прекратились. Об этом с особой горечью говорит 71-летний ветеран военной авиации Юрий Черябкин, который в последние годы принимал активное участие в работе аэроклуба. Летчик первого класса управлял разными типами самолетов, в том числе — МиГ-17, который в качестве памятника находится на пересечении улиц Советская и Пролетарская. О своем профессиональном пути и удручающем положении местной авиашколы Юрий Черябкин рассказал Виктории Мишиной.

Центральный республиканский аэроклуб был организован в 1935 году в селе Лямбирь и считался одним из лучших в стране. Тогда эта организация носила имя героя-стратонавта Павла Федосеенко. В первые годы работы инструкторы подготовили более сотни планеристов, авиамотористов, парашютистов, летчиков. Десять воспитанников аэроклубов во время Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза. В 1951 году на базе аэроклуба создали Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ, воспитанниками которой установлены сотни мировых рекордов… Сейчас аэроклуб пришел в запустение. Главное здание находится в полуразрушенном состоянии. О развале легендарного авиаклуба с болью говорит один из его активистов — летчик с 51-летним стажем Юрий Черябкин…
По словам нашего собеседника, авиатором он стал… совершенно случайно. В 1970 году поступил в МГУ имени Огарева. Начал осваивать специальность «промышленная электроника». Осенью следующего года его вызвали в военкомат для прохождения плановой медицинской комиссии. Черябкин заметил, что за ним наблюдает мужчина в военной форме. «Незнакомец подошел и начал расспрашиватьоб учебе, увлечениях, — вспоминает Юрий Иванович. — Как потом выяснилось, это был начальник штаба саранского учебного авиационного центра. Узнав, что я студент, предложил пройти двухлетние учебные курсы, по окончании которых присваивают офицерское звание». Черябкин заинтересовался. Он не бросил занятия в университете, но четыре раза в неделю по вечерам приходил в авиацентр, где слушал лекции об устройстве самолетов и двигателей, метеорологии, увлекательные «небесные» истории. В летнее время «курсанты» проходили практику на чехословацком реактивном самолете Л-29. Кстати, эту модель до сих пор эксплуатируют в тренировочных центрах. Авиационное обучение подошло к концу в апреле 1973 года. Успешно сдав экзамены, Юрий Черябкин ждал принятия присяги и присвоения офицерского звания. «Но со мной поступили нечестно — сказали, что, пока учусь в университете, не смогу дать «военную клятву» и получить погоны, — говорит летчик. — В итоге я прекратил занятия в вузе. Только после этого стал младшим лейтенантом гражданской авиации. Причем меня отправили на все четыре стороны. Мол, сами занимайтесь своим трудоустройством. В военную авиацию путь оказался закрыт, так как я не прошел армейскую службу. Я был бы рад это сделать, но тогда туда брали лишь тех, кто имеет высшее образование. Получился замкнутый круг…» Он был вынужден найти хоть какую-то работу. Устроился электрослесарем в саранское троллейбусное управление. Жизнь шла спокойно и размеренно, но мечты о небе не давали покоя. Юрий решил испытать судьбу еще раз. В 1974 году поступил в Волчанское авиационное училище в Харьковской области. Решил получить диплом летчика-инструктора. За плечами нашего земляка уже был опыт управления самолетами. Ему разрешили пройти учебную программу в сокращенном виде. Уже через два года Черябкин по распределению вернулся в Саранский авиационный центр. С 1976 года он обучал курсантов летать на реактивном самолете МиГ-15УТИ — двухместной учебной модификации одноместного военного МиГ-17. «Я хорошо знал все тонкости управления этой авиационной техникой, — продолжает летчик. — В то время МиГи был распространены в стране. Например, на аэродроме в Лямбирском районе было около 100 таких самолетов. Один из них установили 9 мая 1975 года на пересечении улиц Советская и Пролетарская в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне… Кстати, такие же крылатые машины в качестве памятников размещены в городе Ковылкино, Торбеевском и Чамзинском районах». Юрий Иванович бороздил небесные просторы над родной Мордовией и соседними регионами до 1981 года. После этого уехал в Харьков и занялся преподавательской работой в высшем военно-авиационном училище. Практика проходила на учебно-боевых самолетах Л-39 чехословацкого производства и немецких крылатых машинах. «Это было полноценное высшее учебное заведение с очень высоким уровнем подготовки, — вспоминает Черябкин. — Но долго жить в чужих краях не смог. В 1991 году вернулся в Мордовию». Наш собеседник получил квалификацию военного летчика первого класса и звание майора. К тому времени у него было более 3 тысяч часов налетов на различных типах самолетов. Черябкин умел совершать рейсы в сложных погодных условиях, при которых управление совершается исключительно по специальному авиационному радару. «Потом началась перестройка, Советский Союз распался, и от отечественной авиации остались руины, — рассказывает собеседник. — Летчики первого класса стали никому не нужными. В ноябре 1992 года меня уволили в запас…»
Время, проведенное вне авиации, оказалось тяжелым в первую очередь в моральном плане. Черябкин смог вернуться к полетам лишь спустя… 26 лет. Бывший курсант Юрий Еремин пригласил его в лямбирский аэроклуб. «Когда поднялся в небо после долгого перерыва, у меня открылось второе дыхание! — вспоминает свои ощущения летчик. — Удивительно, но я будто не отходил от штурвала. Набрав высоту, сразу начал «рисовать» в воздухе различные фигуры. Я словно вернулся в родную стихию, туда, где гравитация теряет свою власть, а душа обретает крылья». Авиаклуб стал для Черябкина не просто местом работы, но и отдушиной. Он нашел единомышленников. Делился бесценным опытом…
В начале марта этого года Юрию Ивановичу пришлось расстаться с небом окончательно. Последний самолет Ан-2, на котором он летал, передали в Пензенский авиационно-спортивный клуб. Теперь в республике больше нет даже тренировочных крылатых машин…
По словам Юрия Еремина, местная авиация практически уничтожена. «Жаль, что так происходит и властям нет никакого дела до наших проблем, — сокрушается мужчина. — Раньше мы вели активную деятельность. Обучали летному делу. Часто устраивали экскурсии для детей. Ученики саранской школы № 15 летали на Ан-2. Мысль о том, что эти ребята могли бы стать будущим российской авиации, грела душу. Конечно, нам хотелось бы вывести авиацентр из кризиса. В ангарах стоят вышедшие из строя самолеты, но на их ремонт нет денег…»
Юрий Иванович Черябкин старается не отчаиваться. Сейчас летчик посещает с лекциями учебные заведения — рассказывает о своей профессии. Видя, с каким воодушевлением дети слушают «небесные» истории, он понимает, что эти усилия не напрасны.