«Газконтрольный» «выстрел»
Октябрьский райсуд спустя 5 с половиной лет поставил точку в громком уголовном деле руководителя фирмы «Газконтроль» Линара Айбедуллова и его подчиненных, которые обманули свыше 800 пожилых жителей Мордовии и Волгоградской области. Угрожая уголовной ответственностью, эта «группировка» вынуждала пенсионеров и инвалидов приобретать ненужные газовые и дымовые извещатели по цене, в 10 раз превышавшей рыночную! Общая сумма ущерба составила свыше 4,5 миллиона рублей. Прокуратура запрашивала для «главаря» и подчиненных реальное лишение свободы. Испугавшись, они всего за одни сутки полностью погасили ущерб. В итоге Линар Айбедуллов, Оксана Борсукова, Елена Ермина, Олеся Лесникова, Александр Манжосов, Яна Моторкина и Алексей Сайгин отделались условными сроками. Евгений Дубровин и Сергей Подковыркин избежали уголовной ответственности. Еще на стадии судебного следствия они отправились добровольцами на специальную военную операцию. Подробности — в материале Екатерины Смирновой.

История крупного обмана
Фирма «Газконтроль» появилась в Мордовии в начале 2018 года. Ею руководил уроженец Ульяновска Линар Айбедуллов. Основным видом деятельности этого индивидуального предпринимателя было указано распространение кредитных карт банка «Тинькофф». Мужчина арендовал просторное помещение на ул. Строительной, где обучал своих работников различным способам обмана. В основном набирал молодых людей в возрасте 20–23 лет. В его фирме работали Алексей Сайгин из кадошкинского села Паево, Елена Ермина из Ельниковского района, Яна Моторкина из хутора Вербовский Волгоградской области, Александр Манжосов из Курской области, Оксана Борсукова из Оренбургской области, а также жители Саранска — безработный Евгений Дубровин, мать-одиночка Олеся Лесникова и ранее судимый Иван Рогатнев. Все они имели опыт продаж и в силу «морально-психологических способностей» могли обманывать потенциальных жертв. «Шеф» провел инструктаж: велел продавать населению бесполезные приборы по завышенным ценам. Например, сигнализатор загазованности природным газом приказал «толкать» за 6990 рублей, тогда как его закупочная стоимость составляла всего 600 рублей, а пожарные извещатели — за 2900 рублей, хотя их «красная цена» — 300 рублей. Айбедуллов нацелил своих «носорогов» (так он называл подчиненных) на пенсионеров, инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, которые в силу возраста и особенностей здоровья являются наиболее уязвимой и внушаемой категорией населения. Сомневающимся велел угрожать уголовной ответственностью. Чтобы вызвать доверие у населения, сотрудникам выдавали синие удостоверения «контролера-кассира» с надписью «Газконтроль», похожие на «корочки» госслужащих. Айбедуллов даже нашел специалиста кол-центра, который «отбривал» звонки обманутых. Если кто-то из подчиненных говорил, что они действуют незаконно, заявлял: «Ничего не бойтесь! Ведите себя уверенно! У меня в городе куплены все менты!»

«Носороги» выходили на «охоту» со списками фамилий и адресов потенциальных жертв. Раскрывая перед пенсионерами «служебные удостоверения», заявляли, что намерены осмотреть газовое оборудование. Затем с помощью вранья и угроз заявляли о необходимости приобретения и установки приборов. Законопослушные граждане пугались и покупали бесполезные «пищалки». Особо несговорчивым якобы «делали скидку». Для этого просили показать удостоверение ветерана труда или участника Великой Отечественной войны… «Мы проходили специальное обучение, в ходе которого нам говорили, что основные клиенты — пенсионеры, которые в силу возраста наиболее доверчивы, их легче склонить к покупке прибора, — признавались позднее «носороги». — Мы знали, что приборы не обязательны для покупки и установки, но все равно заставляли их покупать. Чтобы придать легальный вид нашим действиям, представлялись сотрудниками государственной специализированной службы, реализующей населению приборы по цене, которая в реальности была завышена в несколько раз. Линар Айбедуллов подготовил и раздал нам памятки, на которых стоял логотип «Саранскмежрайгаза» и «Мордоврегионгаза». На них были написаны номера вымышленных постановлений Правительства РФ и несуществующего указа Президента, которые якобы обязывали население приобретать приборы. С целью запугивания пенсионеров мы показывали на телефоне видео с последствиями взрывов жилых домов и говорили, что это произойдет, если они не купят прибор…» «Газконтрольщики» использовали специальные прозвища. Например, Линар Айбедуллов именовался Шефом, курьер Иван Рогатнев — Рогатым, Евгений Дубровин был Дубом, Сергей Березовский — Березой, а некоего Уткина почему-то звали Пупсиком. Когда эти люди направлялись «кошмарить» пенсионеров, то говорили, что идут в «поле» — «собирать урожай из чужих денег»… При этом с одного проданного извещателя контролеры получали почти по 1 тысяче рублей. За два проданных в день полагалась премия. В неделю зарплата курьеров достигала 18 тысяч… В 2019 году Айбедуллов открыл филиал в Волгоградской области, отправив на «грядку» Лесникову и Рогатнева, которые, в свою очередь, подобрали штат из 10 сотрудников.

Некоторые пенсионеры понимали, что купили бесполезные приборы, и пытались вернуть деньги. Но им отказывали в издевательской форме. Всего в правоохранительные органы поступили заявления от 800 пострадавших жителей Мордовии и Волгоградской. Общая сумма ущерба составила более 4,5 миллиона рублей. Обманутые граждане неоднократно обращались в полицию и прокуратуру. Но каждый раз сотрудники этих ведомств «не находили состава преступления». Суды отказывались признавать договоры купли-продажи незаконными, вставая на сторону предпринимателя Айбедуллова. Главный «носорог» настолько уверовал в свою безнаказанность, что предъявил «Столице С» иск о защите чести и достоинства после публикации его фотографии в обнимку с обнаженной дамой легкого поведения…
В 2019 году этим делом занялось УФСБ. Оперативникам удалось задокументировать факты намеренного обмана и угроз в отношении пожилых людей. 8 августа того же года Айбедуллов и его приспешники были задержаны в офисе «Газконтроля» сотрудниками УФСБ, региональной полиции и спецназа Росгвардии. Уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере» возбудили и расследовали сотрудники Следственной части МВД по РМ. Айбедуллова сначала поместили под домашний арест, но он допускал различные нарушения и на 11 месяцев «загремел»в СИЗО. Только в августе 2020 года главный подозреваемый вышел на свободу под подписку о невыезде. Расследование уголовного дела длилось 2 года. Затем еще 6 месяцев «главарь» знакомился с его материалами, насчитывающими около 250 томов…

Судебный марафон
В августе 2022 года в Октябрьском райсуде стартовал громкий процесс. Большинство фигурантов защищали государственные адвокаты. Только Айбедуллов смог позволить себе платную защитницу из родного Ульяновска. Когда прокурор зачитывал обвинительное заключение, подсудимые скучали. Сайгин «погрузился» в Интернет. Борсукова писала СМС-сообщения. Моторкина хлопала накладными ресницами, опершись на соседнюю лавочку. Дубровин пил воду из бутылки… Зато все оживились, когда гособвинитель озвучил суммы ущерба. Причем у всех они были разные — от 2 до 4 миллионов рублей! «Это что, мы столько поимели?» — округлив глаза, шепотом спросила Моторкина. Борсукова недоуменно пожала плечами и проглотила таблетку валидола. «Подковыркин — 2 миллиона 89 тысяч рублей», — зачитал прокурор. «Ни х… се!» — выпалил сидящий рядом Дубровин, которому насчитали еще больше — 4 миллиона 337 тысяч. У женщин «заработки» оказались аналогичными. «Охренеть! — недоумевала Борсукова. — Откуда взялись такие суммы?!» Похоже, в погоне за легкими деньгами на чужих слезах они свои доходы даже не подсчитывали… Судья поинтересовался у подсудимых — признают ли они свою вину? «Нет! — твердо ответил Айбедуллов. — Я вел предпринимательскую деятельность!» Примеру начальника последовала и «специалистка по старушкам с центра» Елена Ермина. Все остальные вину признали. При этом Дубровин возмутился, почему он должен каждый раз вставать, когда обращается к судье…

Заседания продолжались полгода. Затем уголовное дело вернули прокурору. Только в январе 2024 года его начали изучать сначала. За это долгое время в судьбах фигурантов произошли значительные перемены. Айбеддулов переквалифицировался в мастера по вождению учебного центра «Успех» и в третий раз стал отцом. Алексей Сайгин устроился экспертом технической линии в компанию «Теле2». Яна Моторкина вышла замуж и родила второго ребенка. Елена Ермина тоже сочеталась браком. Олеся Лесникова устроилась продавцом к индивидуальному предпринимателю. Александр Манжосов устроился на предприятие «Снэкторг». Оксана Борсукова стала работать в органах социальной защиты оренбургского города Бугуруслан. Евгений Дубровин женился и отправился добровольцем на специальную военную операцию. Сергей Подковыркин также ушел на украинский фронт. Уголовное дело в отношении этих военнослужащих было приостановлено. И наконец один из ключевых моментов. Около 100 обманутых пожилых людей так и не дожили до приговора…
«Легкий» приговор
Обвинение по уголовному делу поддерживала прокуратура республики. 6 марта гособвинитель Дмитрий Авдеенко запросил для всех обвиняемых реальные сроки лишения свободы. Причем больше всех требовал для Айбедуллова — 6 лет общего режима. После этого позиция «главаря» резко изменилась — он понял, что может загреметь на зону, и принял меры к своему спасению. Потрошитель кошельков пенсионеров признал вину и раскаялся. Его примеру последовала Ермина… В тот же день обвиняемые перечислили на счет судебного департамента Мордовии всю сумму нанесенного ущерба — для дальнейших выплат потерпевшим. Это сыграло определяющую роль при назначении наказания. 7 марта «газконтрольщики» явились в суд на оглашение приговора. Все они были в спортивных костюмах и с вещами, ожидая отправки в СИЗО на ул. Рабочей. Но приговор судьи Александра Назарова оказался, мягко говоря, лояльным — всем были назначены условные сроки наказания! Айбедуллов получил 5 лет, Сайгин — 3,5 года, Моторкина и Лесникова — по 2,5 года, Манжосов и Ермина — по 2 года 8 месяцев, Борсукова — 3 года… Всем осужденным установили испытательные сроки, в течение которых они обязаны ежемесячно являться для «отметок» в уголовно-исполнительную инспекцию и не менять место жительства без соответствующих уведомлений. Также судья снял арест с «Тойоты-Камри» Айбедуллова и постановил вернуть ему 680 долларов, найденных при обыске и изъятых полицейскими…