Пятница, 23 февраля
Культура

«Мы живем в ненормальном обществе»

Фотомастер Юрий Кемаев – о себе и символах времени

kemaev_fotovystavka_27

13 марта 2015 года. Открытие фотовыставки выдающегося мастера Юрия Кемаева на третьем этаже саранского Дома быта. Юрий Кемаев (слева) с героем своей исторической фотографии — первым и единственным президентом Мордовии Василием Гуслянниковым. Снимок (на заднем плане) был сделан в декабре 1990 года, после того, как на Гуслянникова было совершено покушение, за которым стояли лица, приближенные к партийной номенклатуре. Так начинались лихие 90-е…

Персональная фотовыставка Юрия Кемаева «История российского флага» открылась 13 марта в саранской студии «Мой город». Автор погружает зрителя в эпоху 1990-х годов. «Опьяненные свободой журналисты и фотографы тогда ощущали себя первопроходцами новой жизни!» — говорит Кемаев. Ретроспективный взгляд профессионального фотографа и бесстрашного репортера никого не оставит равнодушным. С участником российских и международных выставок беседовала ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВА.

В экспозиции представлены 50 работ. Каждая фотография — отдельное событие и яркий символ своего времени. Первые монахи поселились в разрушенном Санаксарском монастыре. «До этого в зданиях не было полов. В святом месте хулиганы жгли костры и уродовали стены, — комментирует автор. — Сегодня на месте развалин возведен прекрасный храм, куда едут паломники со всей страны». Вот еще один знаковый снимок. После провала ГКЧП на Советскую площадь впервые вынесен российский триколор. Люди боялись КГБ, но все-таки шли на митинг. Интересно, что флаг нес азербайджанец! «Сегодня к фотографии всерьез не относятся, но без знания законов мастерства новички действуют как ребята-октябрята, — размышляет Юрий Кемаев. — В начале 1990-х мы проводили фотовыставки в кинотеатре «Октябрь», приглашали именитых московских мастеров…»

kemaev_fotovystavka_02kemaev_fotovystavka_04kemaev_fotovystavka_09…Его детство прошло в пятиэтажке на саранской улице Полежаева. В 10-м классе Кемаева больше всего интересовало звездное небо. Он всегда мечтал сфотографировать Луну и организовал астрономический кружок для товарищей. По ночам вместе с друзьями устанавливал школьный телескоп на крыше дома и любовался красотой Млечного пути. Репортерский талант Юрия начал проявляться рано. Ему претили обычные снимки «на память», хотелось снимать школьные потасовки, схватывать живые динамичные кадры. Первым учителем в профессии стал мастер Казанской студии кинохроники Николай Дьяков. В Саранске располагался ее корпункт, куда Кемаев устроился стажером. Он не зацикливался на фотографии. После армии учился в Мордовском университете, работал в вычислительном центре, сотрудничал с дискотекой «Атмосфера». Снимал любительские фильмы на городской киностудии «Панорама». В начале 1990-х Кемаев стал репортером в газете «Саранские вести». «Тогда никто толком не знал, что и как снимать! — вспоминает фотограф. — Ведь в советских газетах печатали только портреты передовиков соцсоревнований, членов КПСС и бесконечных пленумов… Интуитивно мы находили свой стиль. Начали снимать митинги, в фотографиях появилась динамика. На таких мероприятиях могли толкнуть и даже побить… Особенно часто мне доставалось от коммунистов!» Особая история — съемки похорон саранских бандитов. Эта мрачная публика знала Кемаева в лицо и во время траурных процессий скрывалась от его всевидящей камеры! После тяжелой опасной работы дома ждали жена и две дочки… «Журналистов опьянила свобода. Как художник я получал настоящий кайф от сознания того, что могу снимать все, что хочу! — вспоминает Юрий Кемаев. — Мы надеялись, что будем жить в нормальной стране. В эйфории не слишком заботились о материальной стороне. Были счастливы, когда в магазинах появились продукты. Пусть их привозили с европейкой помойки, но они были! Мы надеялись, что в недалеком будущем в России начнут производить добротные вещи, технику, но в итоге страна потеряла всю промышленность…» В конце 1990-х Кемаев стоял у истоков создания нескольких печатных СМИ. Сегодня его больше интересует кино.

kemaev_fotovystavka_10kemaev_fotovystavka_14В последнее время фотохудожник подолгу живет в краснослободском селе Нагорное Шенино, где осталось лишь несколько местных жителей. Люди начали уезжать оттуда еще в 1950-е годы. С тех пор жизнь замерла, как на старой фотографии… В деревне не осталось ни одной собаки, зато живут две кошки. Кемаева радует сосновый лес, чистейший ручей и… оглушающая тишина… Он ведет нехитрое домашнее хозяйство, сам готовит в печке еду. Вдохновившись деревенской жизнью, он в течение года снял красивейший документальный фильм «Мокшане». Следующую киноработу Кемаев мечтает посвятить эрзянам. Также в планах наладить производство натурального национального напитка поза из сахарной свеклы, рецепт он разработал сам. Много времени и сил было потрачено на этот проект, но, к сожалению, пока никто из местных предпринимателей им не заинтересовался.

kemaev_fotovystavka_16

Знаменитый фоторепортер конца 1990-х — начале 2000-х Эдуард Ретунский окунулся в знакомую ему эпоху

kemaev_fotovystavka_34

Благодаря Юниру Манееву, потенциал Юрия Кемаева раскрылся с новой силой

kemaev_fotovystavka_41

Россия — вот что по-настоящему всегда волновала и тревожила Юрия Кемаева

kemaev_fotovystavka_59

Виновник торжества в объятьях гениального журналиста 1990-х Сергея Чернавина

kemaev_fotovystavka_60

Друзья и коллеги Юрия Кемаева отметили, что в его работах мало веселого…

Материалы по теме
Закрыть