Понедельник, 27 мая
Транспорт

«Обращения в ГИБДД о нарушителях — ​ это не стукачество, а гражданский подвиг!»

Главный инспектор безопасности дорожного движения по Мордовии Сергей Гагарин — «Столице С».

Sergej-Gagarin-stolica-s-su

Главный инспектор безопасности дорожного движения по Мордовии Сергей Гагарин — «Столице С».

Идут годы, а темы для беседы с руководителями ГИБДД не меняются: блатные номера, поведение инспекторов, законодательные новшества… Но время от времени в повестке дня появляются и новые моменты. Денис Тюркин задал традиционные и не очень вопросы начальнику УГИБДД МВД по РМ Сергею Гагарину. О сельских шерифах, больном обществе, активных гражданах, пользе Интернета и компьютерной программе по выдаче госномеров — в материале.

Личный состав

«Так получилось, что летом 2006 года, когда ГАИ праздновала 70-летие, я исполнял обязанности начальника мордовского Управления, — говорит Сергей Гагарин. — 3 июля мы отметили другой юбилей — 80 лет. (Смеется — «С») Конечно, хочется слышать от граждан больше похвал в адрес службы и сотрудников. Стараемся для этого. Немного нас осталось, за последние годы произошло два крупных сокращения штата. Сейчас в Мордовии 500 сотрудников ГИБДД, 300 из которых — инспекторы ДПС, непосредственно стоящие на дороге, остальные — из отделов дорнадзора, экзаменационно-регистрационной деятельности, штаба и прочих подразделений. Раньше только инспекторов ДПС было полтысячи…

«С»: Согласны с тем, что существует проблема поведения водителей и пешеходов в районах республики, где из-за сокращений не осталось инспекторов? Люди расхоложены отсутствием власти…

— Абсолютная правда. Если в райцентрах наши сотрудники еще появляются, то в небольших населенных пунктах население уже забыло, как они выглядят. Многие сохраняют еще старую ментальность и думают, что всегда кто-то за ними должен надзирать. Что кто-то их должен поругать. А они кого-то всегда должны бояться. Самое страшное, что транспорта в районах все больше, а ответственности за него, такое ощущение, все меньше. Помните наверняка ДТП в ночь на 23 июня, когда в Атюрьевском районе при столкновении мотоцикла и легковушки погиб несовершеннолетний мотоциклист без прав.

Владелец автомобиля был лишен прав и передал управление нетрезвому 17-летнему племяннику, у которого также не было водительского удостоверения. Полная анархия! Дядя дал попробовать племяннику, как он проедет. Вот и «попробовал»!

«С»: Как считаете, кто может стать представителем Закона в глубинке, эдаким шерифом? Участковый, инспектор ГАИ?

— Не знаю. Наверное, такой человек нужен, это точно… Вообще, должна быть неотвратимость наказания с жесткими санкциями за отдельные виды нарушений: те, что связаны с детьми, пешеходами, выездом на встречную и пьяным вождением. Но тот «шериф» не решит всех проблем. Общество в целом больно. И его представителей нужно воспитывать с детского сада.

Общество

«С»: Именно поэтому ГИБДД столько внимания уделяет работе с детьми, проводя различные конкурсы среди школьников, утренники в садах, посвященные ПДД, встречи в детских больницах и даже роддомах? В ведомстве поняли, что резервов борьбы со «зрелыми» нарушителями не осталось и нужно действовать на перспективу?

— Нет. Воспитание подрастающего поколения — это одно. Очень важное дело, но отдельное. А работа с мамами и папами этого поколения — другое. Ужесточать наказания, думаю, еще есть куда. В прошлом году была введена уголовная ответственность за пьяную езду, будучи лишенным прав, и похожие правонарушения. Но сейчас, как видите, это мало кого останавливает. Это уму непостижимо: люди знают, что подпадают под уголовную статью, но все равно садятся за руль! Суды назначают, как правило, обязательные работы либо штрафы. Раз людей это не пугает, законодателям нужно идти дальше. И следующим этапом должно стать изъятие предмета совершения правонарушения — автомобиля. Ужесточать до тех пор, пока люди не поймут. Можно взять простой пример — нарушения, допускаемые сотрудниками МВД. За последние пару лет активной работы автоматических камер цифры нарушений снизились в разы! Потому что сотрудников на месте службы всячески прорабатывают, накладывают различные взыскания, а, если, не дай Бог, попадешься пьяным, уволят без разбора. И штрафы! Это очень весомый аргумент. Сейчас госорганы при приеме на работу смотрят на наличие даже административных правонарушений. Инспекторы ГИБДД, кстати, тоже преступают административное законодательство. Могут непристегнутыми ехать, без ближнего света… Наш контрольно-профилактический отдел реагирует на каждый подобный случай.

«С»: Знаю о таких примерах, когда правоохранители (даже инспекторы ГИБДД) переоформляют личный транспорт на близких родственников. И пусть «письма счастья» летят, человек в погонах ведь формально чист. Как быть с такими?

— Думаю, проверка ближайших родственников сотрудников — детей, родителей, супруга/супруги — может стать следующим шагом. Не будут же потом на соседей машину оформлять! (Улыбается — «С») И я хорошо понимаю общество, когда оно возмущается нарушителями в наших рядах. Это как в семье: делай, как я, бери с меня пример. И, если ты перед своим ребенком соришь и сквернословишь, вместо того чтобы быть культурным, вежливым и добрым с окружающими, о чем можно говорить?! Лично я очень благодарен представителям общественности за ту информацию, что они передают о наших сотрудниках. Негативную, на которую мы вынуждены реагировать проверками, положительную — неважно. А еще я очень рад тому негативному настрою, которое общество в последнее время демонстрирует в отношении нарушителей и наглецов на дороге. Да, есть еще некоторые проблемы в восприятии отдельными членами этого общества реакции по отношению к нарушителям. Наверное, всему виной специфика небольшой Мордовии. Обращения в ГИБДД (например, сообщения очевидцев о пьяных за рулем) некоторые считают стукачеством. Это вовсе не стукачество, а гражданский подвиг. Так можно спасти водителя от тюрьмы, а другого участника дорожного движения — от смерти или увечий. Поэтому говорите нам о грубых нарушениях, звоните в Дежурную часть в Саранске по номеру 24‑64‑09. Вдогонку к теме об активности граждан. Месяца полтора назад в Интернете появилось фото: патрульная машина стоит на пешеходном переходе на улице Пролетарской. Этот снимок тут же «прилетел» к нам на почту. Пользователи сети «взорвались» гневными комментариями, и это правильно. Мы провели проверку, нашли того инспектора… Выяснилось, что он приехал куда-то по рабочим делам передать документы. Сказал, что очень торопился, поэтому бросил машину буквально на две минуты на зебре. Ну что ж: торопился или нет, но будь добр заплатить штраф. Инспектор тот в нашей службе недавно. Признался, что не ожидал такой быстрой реакции со стороны общественности. А я доволен этой реакцией, она дисциплинирует инспекторов и учит работать.

«С»: За последнее время увеличилось число обращений о нарушителях ПДД в ведомство?

— Несомненно. Люди больше присылают фото машин, стоящих на пешеходных переходах, на тротуарах…

«С»: Как вы реагируете на различных блогеров, которые снимают ролики, как правило, негативно характеризующие инспекторов? Есть в одном автомобильном сообществе активист, часто придирающийся к работе сотрудников, в частности к тем, что стоят на улице Титова рядом с Невского. Он считает, что ваши подчиненные прячут служебные машины в нарушении внутренних приказов.

— Есть такой активист, да? Не слышал… Одного в годах видел, но он не только по сотрудникам ГИБДД «работает»… Надо будет посмотреть. Этот человек путает нюансы. Есть у нас массовые рейды, открытое патрулирование, задача которых — максимальный охват. Когда мы останавливаем всех подряд, проверяем, перемещаемся в другое место. В этом случае задача — не поймать нарушителя, а проверить как можно больше водителей, поработать на профилактику. Но есть и другие мероприятия, когда служебные машины не стоят на всеобщем обозрении, а скрыто. Тогда инспекторы работают по конкретным нарушениям. Но при всем при этом инспектор должен работать в зоне видимости видеорегистратора, установленного в патрульном авто. Сейчас (разговор состоялся 24 июня — «С») в Управлении идет глобальная московская проверка, так вот, проверяющие отсматривают многие часы записей с регистратора. Требуют от нас отчета по каждому остановленному автомобилю. Почему остановили? Какое нарушение? Какое профилактическое мероприятие было? Все для того, чтобы исключить необоснованные остановки. И мы показываем проверяющему приказ о проведении мероприятия, в рамках которого и был остановлен конкретный водитель. Либо постановление, если это был нарушитель. «А дайте запись — и мы послушаем, о чем говорит инспектор с пешеходом, которого вы оштрафовали», — просит проверяющий. И мы предоставляем эту запись.

«С»: А инспектор обязан демонстрировать водителю приказ о проведении какого-то рейда?

— Необязательно. Сотрудник ГИБДД — представитель Закона, он говорит от лица государства. Водитель вправе позвонить в дежурную часть и уточнить нюансы по приказу или приехать туда лично и попросить эти бумаги.

Камеры

«С»: Вопрос по камерам. Когда, наконец, они заработают на фиксацию нарушений полосности и непредоставления преимущества пешеходам?

— Есть сложности с доказательной базой. Нужно довести тестовую работу в этом направлении до беспроблемной и только потом запускать. Не могу сказать, произойдет ли это в текущем году, лучше адресовать этот вопрос «Госинформу».

«С»: Будет ли увеличиваться количество камер?

— Пока нет. Достаточно и тех 113 рубежей, что уже есть. Ротацию камер делаем, это да. Убираем оттуда, где они не нужны, ставим в аварийные места. Так что пусть водители не привыкают к одним перекресткам, а учатся соблюдать ПДД везде.

«С»: Как считаете, оправдали себя камеры, на установку которых были потрачены солидные средства?

— Хорошо запомнился один из недавних заголовков «Столицы С». «За неделю на дорогах Мордовии никто не погиб!» Громкий такой, кричащий. Но позитивный, получается. Более того, у нас весной в Мордовии был период, когда смертельные инциденты не фиксировались более месяца. Такого, наверное, за всю автомобильную историю региона не было. Это вам ответ на вопрос о камерах, оправдали они себя или нет. Я так говорю: в 2014 году водители испугались камер, в 2015 привыкали к ним, а сейчас осознали, что нужно соблюдать.

«С»: Мы тут подсчитали, что цифры по дорожной аварийности 2015 года в республике самые низкие за последние 14 лет. И это при огромном росте автопарка. Но, что удивительно, читатели в Интернете скептически отнеслись к этой статистике. Не верят, ругают ГИБДД за бездействие.

— Пожалуй, нужно признать, что население все еще негативно относится к сотрудникам нашей службы. Просто потому, что больше с ними общаются, чем с какими то ни было другими сотрудниками МВД. Много видят негатива по телевизору. Очень часто жизнь говорит, что так и есть. Очень часто. Но есть и другая позиция. Люди видят, что служба меняется. Я всем говорю: не нарушайте, не предлагайте деньги инспектору, не садитесь за руль пьяными и все сразу поменяется.

Номера

«С»: Я тут хочу шоколадку, что ли, купить. Возить с собой в своей «Ладе» и подарить инспектору ДПС, который меня остановит. С 2013 года личную машину ни разу не тормозили. Когда московский рейд был осенью 2014 года, специально перед ними ездил кругами — бесполезно!

(Улыбается — «С») Буквально лет пять назад все жаловались: «Вот, пока ездил в Сочи на отдых, 100 раз тормозили беспричинно, замучили! То ли дело в Америке или Европе, человек 5 000 километров проедет, и ни разу его никто не остановит!» Сейчас же говорят: «Что за ерунда?! Проехал от Саранска до Сочи и ни одного инспектора не увидел!» Понимаете, менталитет какой?

«С»: Да, но больше, конечно, возмущаются необоснованной, по их мнению, остановке. А я советую таким людям купить «Ларгус». Пенсионерская машина, не привлекает внимания!

(Смеется — «С») И номера сменить на обычную комбинацию. Заметили, наверное, как много престижных иномарок ездит по Саранску с «красивыми» номерами? Я когда пришел в 2014 году (возглавил УГИБДД МВД по РМ — «С»), стал интересоваться, в чем причина. Оказывается, действовал приказ, позволявший восстанавливать старые номера. Вот и восстанавливали.

«С»: По моему мнению, внимание к так называемым «блатным» номерам чрезмерное. Ну хотят люди их иметь — пожалуйста. Официальные аукционы объявить бы, а то пока есть стойкое ощущение, что ГИБДД сама идет навстречу желающим, а это уже, как говорят, коррупционная составляющая. Читатель из Рузаевки на днях прислал фото коттеджа, перед воротами которого стоят два люксовых автомобиля общей стоимостью миллионов десять, а номера у каждого — 001. Причем у одного серии УУУ, это когда вы объявляли акцию «Умному водителю». Мол, зарегистрируйся на «Госуслугах» и получи номера этой серии. Рузаевский читатель смеется, что, похоже, тот владелец иномарок не только в тот раз первым зарегистрировался. У него всегда это получается.

— Да, помню ту акцию. Она сейчас приостановлена. Будучи в отпуске, интересовался тогда у подчиненных ходом акции. Сказали, что первый человек получил номера в рамках Закона… В ближайшее время будем внедрять в регистрационных подразделениях специальную компьютерную программу, которая сама назначит ту или иную комбинацию на госномер. Случайный выбор. То есть человек не будет знать, какой номер получит. Подобная программа работает в Пензе, Нижнем Новгороде и других регионах.

Техника

«С»: Признайтесь, «пятерки» «БМВ» не используются в рутинной работе, потому что бережете технику?

— Бережем. К чемпионату мира по футболу 2018 года. И ремонт с обслуживанием, конечно, дороговаты, поэтому тут немного экономим, меньше их эксплуатируя. Иногда вот Главу региона Владимира Волкова сопровождаем…

«С»: Настолько ли это необходимо в нашем маленьком регионе с минимальным трафиком?

— Ну мы ездим не так часто… Единичные случаи. Когда нужно куда-то быстро успеть.

«С»: Парк мотоциклов не надумали расширять?

— Хотим, конечно, но пока нет средств. Однажды ехал на машине, в потоке поравнялся с мотоциклистами. Смотрю: да это же наши! Про себя подумал: «Красавцы! Экипировка, шлемы… Солидно выглядят!» (Улыбается — «С») Что касается парка машин, то к чемпионату неплохо было бы купить что-то динамичнее «Приор». «Тойоты-Короллы», например, или что-то из модельного ряда «Киа»…

«С»: Почему внимание со стороны ГИБДД не уделяется неисправным авто с колхозным ксеноном, измененной подвеской (спиленными пружинами) и прочим? Рейдов нет! Раньше руководство Управления это объясняло тем, что подобные нарушители не несут такую опасность для других участников движения, как пьяные и лихачи. Что сейчас?

— Как понимаю, в любви к подобному тюнингу — с ксеноном, пружинами, сильной тонировкой — Мордовия начинает быть похожей на кавказские регионы. Оттуда берет пример наша молодежь. (надолго задумывается — «С») Что мы можем предъявить такому водителю? Полис ОСАГО у него есть, значит, техосмотр пройден… Не может же инспектор залезть в подвеску… Тут есть некие просчеты в законодательстве…

«С»: Может, вы выступаете за возврат контроля над техосмотром от РСА обратно МВД?

(Категорично — «С») Не надо! А вот появление каких-то действенных рычагов — дело полезное. Как раньше с тонировкой. Можно номера было снимать. А сейчас штраф 500 рублей, и все. Поэтому тонированных больше появилось.


Кстати:

ГИБДД Мордовии (по данным на 1 июля) занимала пятое место среди других региональных подразделений России в голосовании на премию «Хрустальный гаишник», которая проводится известным автомобильным интернет-порталом drom.ru. Голосование, стартовавшее 29 июня на указанном сайте, продлится до 5 июля. 1 июля «волеизъявились» уже 185 000 пользователей. 18,5 % голосовавших за Мордовию посчитали, что ее Управление ГИБДД работает ужасно. 8,6 % — плохо. 24,9 % — средне. 22,2 % — хорошо. 25,8 % дали оценку «отлично». Промежуточный итог — 3,3 балла из пяти. В топ‑10 также стабильно входят Ямало-Ненецкий АО, Тверская, Белгородская и другие области. Худшую оценку имеет Чукотский АО, а также некоторые кавказские регионы и Крым.

Материалы по теме
Закрыть