Четверг, 3 апреля
Общество

А не послать ли нам отца?!

Саратовский кассационный суд лишил сельчанина  права на «похоронные» выплаты за погибшего сына-фронтовика

49-летний житель атяшевского села Мордовские Сыреси Олег Гузаев бросил семью сразу после рождения сына, которого растили мама Ольга и отчим Валерий Маштанов. Но после того, как молодой парень погиб на украинском фронте, сразу решил претендовать на посмертные выплаты. Бывшая жена Ольга оказалась с этим не согласна. 49-летней женщине пришлось пройти несколько разбирательств, чтобы добиться справедливости. «Надеюсь, что решение саратовского суда станет для бывшего мужа хорошим уроком, — ​говорит женщина. — ​Олег не принимал участия в воспитании сына и всегда был для него чужим человеком. Евгений считал своим отцом Валерия Маштанова, относившегося к нему по-отечески, как к родному ребенку». Окончание скандальной истории — ​в материале Татьяны Новиковой.

2 мая исполнился год с момента гибели на украинском фронте 25-летнего военнослужащего Евгения Гузаева. Мать и отчим хотят установить на его могиле памятник. «Родной отец за целый год цветочка ни разу не принес, — ​говорит Ольга. — ​Олег даже не знает, где его сынок лежит! Но когда речь о многомиллионных посмертных выплатах зашла, так сразу в судах стал свою «любовь» показывать…»

Когда корр.«С» приезжала к Ольге и Валерию в декабре прошлого года, они только подали апелляцию в Саратовский кассационный суд. Настроение у обоих было подавленное. После решения Верховного суда в пользу Олега Гузаева они уже не надеялись добиться справедливости… Ольга тогда со слезами вспоминала о жизни с первым мужем. Три года женщина испытывала настоящий кошмар. Олег менял места работы, увлекался спиртным и часто поднимал на нее руку. «Сбежала от него, находясь на восьмом месяце беременности, — ​делилась собеседница. — ​У меня был сильный токсикоз, ноги отекли, из-за низкого гемоглобина голова кружилась, а Олег приводил пьяных друзей в дом и устраивал дебоши. Попробуй что-то поперек сказать — ​сразу кулаки в ход шли. Однажды ударил в живот. В полицию с заявлением не обращалась. Боялась, что будет мстить. Он ведь настоящий зверь! Испугавшись, что случится выкидыш, быстро собрала вещи и уехала к родителям в село Кечушево Ардатовского района. Потом подала документы на развод». По словам женщины, все время до рождения малыша Олег ни разу не давал о себе знать. Материальную помощь не оказывал. Все необходимое для ребенка помогли купить ее родители. Через четыре месяца после родов бывшая свекровь приехала в гости вместе с Олегом. По словам Ольги, особой радости от прибавления в семействе у бывшего мужа не было. Даже не захотел взять сына на руки и уехал, не попрощавшись…

Маленький Женя много болел. У него были серьезные проблемы с легкими. Приходилось часто помещать сына в детскую больницу. Олег об этом знал, но ни разу его не навестил. «Тогда я крутилась как белка в колесе, даже заявление на алименты не было времени подать, — ​рассказывала Ольга. — ​Обратилась в суд, когда сыну исполнилось 6 лет. На зарплату доярки растить ребенка было тяжело. Хорошо, что мои родители продолжали помогать». Олег платил минимальные алименты, да и то не всегда. Он по-прежнему злоупотреблял спиртным. Второй раз так и не женился…

Когда сыну исполнилось 7 лет, в жизни Ольги появился Валерий Маштанова. Уроженец ардатовского села Безводное развелся с женой и переехал из Саранска в родительский дом. Узнав о трудной судьбе одинокой женщины, стал помогать. «Когда предложил Ольге оформить отношения, увидел в ее глазах слезы, — ​рассказывал 56-летний мужчина. — ​Слишком она настрадалась и не могла поверить в возможное семейное счастье. Женю с первых дней знакомства считал родным. Он сразу стал называть меня папой…» Ольга согласилась выйти замуж за Валерия. Мужчина перевез ее вместе с сыном в свой дом и сразу там прописал. Через год у супругов родилась дочь Юлия. Валерий никогда не делал различий между ней и Евгением. Обоих любил одинаково. Вместе с мальчиком катался на лыжах и играл в футбол…

Шли годы… Получив в ардатовском училище профессию механика, Евгений отслужил в армии. Потом подписал военный контракт и уехал в Ленинградскую область. Работал охранником в Москве и Казани. Когда осенью 2022 года приезжал в гости к родителям, ему вручили повестку из военкомата. Молодого человека отправили в зону специальной операции на Украину. Он служил пулеметчиком в мотострелковых войсках. Спустя семь месяцев Ольга и Валерий узнали страшную новость о его гибели в районе села Белогоровка Луганской Народной Республики… За несколько дней до этого Евгений позвонил им и рассказал о том, как чудом избежал смерти. У Валерия в телефоне сохранилась запись разговора. «Хорошо запомни дату 30 апреля, папа. Это день моего второго рождения», — ​сказал сын. Тогда он участвовал в тяжелых боях под городом Лисичанском. «За спасение боевых товарищей Женя был посмертно награжден орденом Мужества, — ​рассказывал Валерий. — ​Не могу поверить, что его больше нет. Такой молодой… Даже собственную семью завести не успел. Мечтал о любящей жене и детях. А мы с Ольгой представляли, как будем нянчить внуков. Сына хоронили в его родном селе Кечушево». Орден Мужества висит в стеклянной рамке на стене рядом с фотографиями Евгения. Здесь же дощечка, на которой он выжег для мамы поздравление: «Люблю тебя, дорогая. Пусть невзгоды обходят стороной»…

Появление бывшего мужа на похоронах Евгения стало для Ольги и Валерия шоком. «Столько лет не давал о себе знать, а тут — ​пожалуйста, явился! — ​вспоминала женщина. — ​Пришел вместе с родственницей Лидией Дединой, которая живет в соседнем селе… Помощи не предлагал…» «Они отказались участвовать в поминках, — ​добавил Валерий. — ​Спрашивается, зачем приходили? Вскоре, правда, все выяснилось. Во время похорон мы о социальных выплатах не думали. Слишком были убиты горем. А у Лидии созрел хитрый план. Решила нажиться. Подумала, что Олегу достанутся миллионы рублей, которыми с ней поделится. Конечно, как от такого куша отказаться? Тем более что эта женщина давно мечтает о квартире в Чебоксарах для своей дочери».

По словам Ольги, сын не виделся с отцом. Лишь однажды несколько лет назад из любопытства Евгений наведался к нему в село. Как только увидел пьяного родителя, решил, что поддерживать отношения не будет. «Евгений всегда относился к алкоголикам с презрением, — ​объяснила Ольга. — ​В нашем доме никто спиртным не увлекался. С малых лет приучали детей к труду…» «Зато в суде родственники Гузаева наперебой утверждали, что он часто общался с сыном, — ​вспомнил Валерий. — ​Постоянно повторяли, что Женя навещал его. Но это было только один раз. А еще он приезжал на похороны бабушки. Но парень рос порядочным и воспитанным, по-другому поступить не мог…»

Узнав, что многомиллионную сумму посмертных выплат придется разделить с бывшим мужем, Ольга возмутилась. Позвонила Олегу и попросила отказаться от денег. «Ты же ведь Женю и не знал совсем, отступись!» — ​попросила женщина. Мужчина оставался непреклонен. «Ты мне еще свою долю отдашь!» — ​ответил он. Поняв, что с Гузаевым разговаривать бесполезно, супруги обратились в Атяшевский райсуд. Решение было принято в их пользу. Но затем Олег подал апелляцию в Верховный суд Мордовии, который встал на его сторону. Но долго торжествовать «счастливому папаше» не пришлось. Недавно Саратовский кассационный суд вынес решение в пользу его бывшей жены. «Все-таки есть справедливость на свете! — ​поделилась своими эмоциями Ольга. — ​Казалось бы, все наконец позади и надо радоваться, но на душе — ​пустота… Если бы первый муж оказался порядочным человеком, не пришлось бы судиться… Поймите, вопрос совсем не в деньгах. Мы с Валерой живем неплохо. Содержим большое домашнее хозяйство. Оплачиваем дочери Юлии коммерческое обучение в медицинском училище… Но обидно, что собственная выгода родному отцу дороже памяти о сыне! Пока мы с Валерой отдавали Жене всю свою любовь, Гузаев вел разгульный образ жизни. Надеюсь, что эта история послужит ему уроком, хотя, как говорят в народе, горбатого только могила исправит…»

Материалы по теме
Закрыть