Воскресенье, 26 мая
Транспорт

14,6 миллиона рублей за 50 м дороги!

«Столица С» нашла, возможно, самый дорогой дорожный ремонтный объект Мордовии

Там не нужно строить мост через фьорд, там не нужно прокладывать тоннель сквозь гору, там не нужно делать переправу через реку… Да там и реки-то нет! Поле, обычное мордовское поле в Большеигнатовском районе, через которое проходит обычная дорога. И вот на капремонт 50 метров этой самой дороги выделяется почти 14,6 миллиона рублей. Серьезно?! Денис Тюркин расскажет.

Значком обозначено примерное место капремонта. Яндекс Карта

50 м

Этот объект на сайте нацпроекта БКД сложно заметить. Малюсенькая синяя точечка. Готовя месяц назад публикацию о планах по ремонту дорог в районах Мордовии и рассматривая именно карту, я его и не заметил. Случайно потом нашел тендер на сайте Госзакупок. «Капитальный ремонт объекта: Автомобильная дорога с. Большое Игнатово — с. Атяшево на участке км 13+780 — км 13+830 в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия». Так назывался тендер. Я сначала протер глаза: ремонт 50 м? Да, 50 м. Стартовая цена 14 миллионов 565 тысяч 801 рубль 7 копеек (она потом и не изменилась)? Да! Стал изучать документацию, приложенную к карточке контракта. Пока скачивал, размышлял: может, там мостик? Водопропускная труба? Последняя версия подтвердилась: да, на участке есть водопропускная труба диаметром 1,5 м.

Смотрим смету контракта. Самую значительную часть в финансовом выражении занимает та самая труба: без малого 4,9 миллиона рублей! Но удивляет еще другое: второе место по стоимости в смете занимает… временная объездная дорога. В контракте указывается, что ее протяженность составит 100 м, в Госкомтрансе РМ, куда я обратился за комментарием, говорят о 200–300 метрах. Как бы то ни было, на создание этой объездной в смете заложено почти… 4,3 миллиона рублей.

Теперь самое время рассказать о дороге, на которой расположен этот ремонтный участок. Может, это федеральная трасса с гигантским трафиком? Главная улица в райцентре? Подъездной путь к больнице или крупной школе? Нет же. Это тупиковая дорога, ведущая от Большого Игнатова к селу Атяшево через Спасское. Ремонтируемый участок находится примерно в 2 км от Спасского, если ехать со стороны райцентра. В Атяшеве и Спасском живет примерно по 200 человек, в расположенной рядом Моревке — еще около 100. Это к тому, что на данной дороге движение транспорта, мягко говоря, не такое оживленное. И стоит ли городить этот огород с временной объездной стоимостью более 4 миллионов, тем более что капремонт планируется закончить менее чем за 2 месяца? Но специалистам виднее.

Еще стоит добавить, что ремонт участка дороги Большое Игнатово — Спасское — Атяшево с 8-го по 18-й км почти за 262 миллиона рублей в 2023 году выполнила компания «МАПО-Транс». Она же выиграла тендер на 50 метров, о которых ведется речь в данной статье.

Тот самый 50-метровый участок. Фото: Данила Назаров I Столица С

Что можно сделать на 14 миллионов?

Давайте изучим, какова средняя стоимость дорожного строительства и капремонта в России. А также посмотрим на контракты, заключенные в Мордовии в 2023 году, чтобы сравнить. Но для начала — шуточные рассуждения. Может, просто засыпать металлическими рублями 50-метровый участок? Вес одной рублевой монеты составляет 3,25 г, то есть масса 14,6 миллиона монет составит 47,3 тонны (влезет в один китайский самосвал). Значит, без малого 1 тонна монет приходится на каждый метр ремонтируемого участка. В принципе нормально. Но нужны какие-то вяжущие вещества, чтобы монеты не разлетелись по сторонам, словно щебенка, после проезда первого же грузовика. Или хотя бы залить их бетоном. Но на это нужны дополнительные средства. Да и про водопропускную трубу не забываем…

Пошутили — и хватит. Обратимся к серьезным документам. Например, к опубликованному в декабре минувшего года докладу Министерства транспорта РФ «О стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации (2022 год)». Он подготовлен на основе данных, поступивших от 29 федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также органов управления дорожным хозяйством 85 субъектов РФ (надо понимать, что и Упрдор Мордовии отчитался). Итак, согласно этим сведениям, средняя стоимость строительства 1 км двухполосной дороги IV категории (такой, как между Большим Ингатовом и Атяшевом) составляет 54,1 миллиона рублей (то есть 2,7 миллиона за 50 м). Средняя стоимость капитального ремонта (как раз наш случай) — 33,2 миллиона (то есть почти 1,7 миллиона за 50 м).

В докладе оговаривается, что на величину стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги влияет целый ряд ценообразующих факторов, таких как: геометрические характеристики (ширина проезжей части, обочин, разделительной полосы, радиусы кривых, уклоны и т. д.); капитальность конструкции дорожной одежды; рельеф местности, природно-климатические и инженерно-геологические условия строительства; наличие застройки территории; количество пересечений и примыканий, искусственных сооружений; стоимость строительных материалов, включая затраты на их транспортировку; объемы земляных работ; стоимость возмещения расходов при выкупе земель и выплаты компенсаций; количество и тип пересекаемых и переустраиваемых коммуникаций; система водоотвода, тип очистных сооружений; количество и тип искусственных сооружений; количество и размеры дорожных знаков, тип их установки; наличие различных охранных зон.

Теперь посмотрим, что за сопоставимые деньги (напомню, на капремонт 50-метрового участка в Большеигнатовском районе выделается 14,6 миллиона рублей) было сделано в рамках БКД в городском округе Саранск в 2023 году. За 16,9 миллиона рублей отремонтирована улица Горького (676 метров). За 12,1 миллиона — улица Садовая (560 м). За 16,1 миллиона — 500-метровый кусок улицы Пролетарской от Васенко до Терешковой (четыре полосы, между прочим!). За 15 миллионов рублей восстановлен километровый (!) подъезд от кочкуровской трассы до деревни Танеевка. Там появился тротуар, освещение… Широченный участок улицы Крылова от Студенческой до Ульянова (300 метров) отремонтирован за 11,8 миллиона. Такие дела…

Материалы по теме
Закрыть