Четверг, 23 мая
Транспорт

Светофоры умнеют на глазах

Что даст Саранску и Мордовии внедрение интеллектуальной транспортной системы

Недавно на двух саранских перекрестках — проспект Ленина/Коммунистическая и проспект Ленина/Васенко — появились первые в истории республики «умные» светофоры, ими дистанционно — в зависимости от загруженности того или иного направления — управляет оператор Центра организации дорожного движения (ЦОДД). А вы уже заметили, что в Саранске в последние месяцы активно меняли светофоры и на других перекрестках? Их фазы тоже можно будет менять, сидя в кабинете. Город готовят к автоматизированному управлению транспортными потоками. Что это даст водителям и пешеходам — расскажет Денис Тюркин.

Фото: Данила Назаров I Столица С

Саранск

Лет 10 назад (а то и поболе) сотрудники Саранского эксплуатационно-ремонтного предприятия, помимо городских лифтов обслуживавшие и… светофоры, решились на эксперимент, который должен был улучшить ситуацию с заторами на перекрестке Строительная/Титова возле здания ГАИ. Они перенастроили автоматические регулировщики так, что фаза красного сигнала для потока, следовавшего со стороны Лодыгина, загоралась раньше, чем для потока встречного. Это позволяло увеличить пропускную способность для тех, кто поворачивал налево. Но эксперимент завершился сразу после того, как на перекрестке столкнулись мотоциклист, ехавший прямо, и легковушка, поворачивающая налево. Байкер клялся, что двигался на зеленый. Водитель машины говорил то же самое. Сотрудники ГАИ, вместо того чтобы разобраться, кто врет, пригрозили карами небесными экспериментаторам. Те, в свою очередь, плюнули на творчество и более улучшайзингом не занимались.

К чему я вспомнил эту историю? За десятилетие многое изменилось. Уходят в прошлое настройщики светофоров. Прийти на перекресток с чемоданчиком и долго ковыряться в монтажном шкафчике, чтобы перенастроить фазы… Теперь это можно делать, сидя в теплом кабинете за монитором! Впервые дистанционная перенастройка автоматических регулировщиков прошла на днях. Диспетчер ЦОДД, ориентируясь на информацию с датчиков проезда транспорта, увеличил красную фазу для потока, следующего по Коммунистической, и уменьшил — для потока на проспекте. Когда насыщенность потоков изменилась, поменялась и продолжительность времени горения сигналов. Таким образом, наступило то самое время для улучшайзинга. Власть наконец-то начала скрупулезно выстраивать организацию дорожного движения? В конце прошлого года на 23 саранских перекрестках заменили светофоры, установив новые, с возможностью дистанционного управления.

«В 2023 году в Мордовии мы впервые начали внедрять интеллектуальную транспортную систему (ИТС), частью которой как раз являются «умные» светофоры на перекрестке проспекта Ленина и Коммунистической и в других местах Саранска, — рассказывает председатель Государственного комитета по транспорту и дорожному хозяйству РМ Валерий Кандрин. — На эти цели из федерального бюджета было выделено 44 миллиона рублей. Также финансирование велось из республиканской казны. В плане внедрения умных систем существует градация по уровням зрелости. Мордовия достигла начального, первого. Для этого, например, нужно наличие детекторов транспорта и пешеходов, а также чтобы не менее 20 % работающих в регионе светофоров управлялись дистанционно. Пока мы меняем фазы светофорного регулирования на двух сложных перекрестках на проспекте Ленина: с улицами Коммунистической и Васенко. Теперь у нас есть возможность регулировать движение и в других местах, но мы этого не делаем, опасаясь заторовых ситуаций. Чтобы избежать этого, нужно объединить светофоры в единый «зеленый коридор» (это когда транспортный поток, следующий в одном направлении, проезжает несколько перекрестков на зеленый сигнал). В планах — продолжить работу в этом направлении. На базе ЦОДД мы уже создали рабочие места под управление светофорными объектами. Все выглядит так: оператор находится перед большим монитором, на который выводится изображение с дорожных камер наблюдения. Он видит насыщенность транспортных потоков с того или иного направления и в случае необходимости принимает решение об изменении светофорных фаз. Плюс соответствующую рекомендацию ему может выдать подсистема автоматизированного управления дорожным движением. Наша следующая цель — достичь второго уровня зрелости. Для этого не менее 40 % светофорных объектов должны иметь возможность объединения в «зеленый коридор». Также для достижения второго уровня зрелости нам нужно больше камер наблюдения и датчиков детектирования транспорта и пешеходов. В планах у нас внедрение подсистемы мониторинга содержания автодорог (наболевшая тема сейчас, снежной зимой) и контроля работы общественного транспорта по республике (без учета Саранска)».

В рамках внедрения ИТС в конце прошлого года на перекрестке улиц Ботевградской и Советской в Саранске установили метеостанцию с выводом информации на экран и онлайн-передачей данных в ЦОДД. Также была приобретена передвижная метеостанция на базе ГАЗ «Баргузин». В современных условиях, когда в каждом автомобиле установлен уличный термометр, а точный прогноз погоды мы носим в виде смартфона у себя в кармане, такие траты не кажутся необходимыми. Но Валерий Кандрин категоричен: «Все, что хоть как-то может снизить аварийность на дорогах, должно внедряться».

Что будет происходить в этом году? Цель у чиновников — достижение регионом второго уровня зрелости по внедрению ИТС. Но есть нюанс. По словам Кандрина, лимит федеральных средств, выделяемых республике в 2024-м, составляет 27 миллионов рублей. А для перехода на ступень выше требуется 100 миллионов. «Мы будем прикладывать все усилия для увеличения федерального финансирования», — уверяет председатель Госкомтранса.

Экран метеостанции на улице Ботевградской. Фото: Госкомтранс РМ.

Другие регионы

Как сообщает Росавтодор, в 2023 году благодаря национальному проекту «Бе­зопасные качественные дороги» мероприятия по внедрению ИТС проводились в 57 городских агломерациях и в 51 субъекте страны. На эти цели из федерального бюджета было выделено более 5 миллиардов рублей.

Лидерами в России в этом плане стали Тюменская, Красноярская, Белгородская, Сочинская, Тульская, Пермская, Сургутская и Казанская агломерации. «Так, в Красноярске внедрение ИТС началось с 2020 года, а в 2022 году в мероприятиях приняли активное участие краевые дорожники; в целом по внедрению умных систем регион достиг второго уровня зрелости, — говорится в сообщении Росавтодора. — В течение 2023 года на территории Красноярской городской агломерации краевым государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» установлено 110 детекторов транспорта, 20 из которых позволяют определять дополнительную информацию об автомобиле: тип, модель, цвет и данные государственного регистрационного знака. Данные о проездах автоматически передаются в СПО «Паутина». Кроме того, оборудование позволяет определять количество автомобилей, передвигающихся по трассе, а также среднюю скорость потока. Все это позволяет следить за ситуацией на дорожной сети Красноярской агломерации в режиме реального времени. Кроме того, проведены работы по установке 40 поворотных купольных камер, что позволит специалистам мониторить текущую дорожную обстановку и определять аварии и чрезвычайные ситуации. Еще один лидер по внедрению интеллектуальной транспортной системы‒— Тюменская городская агломерация. Она также достигла второго уровня зрелости. В 2023 году на базе «Объединения автовокзалов и автостанций» модернизирован ситуационный центр, который следит за работой общественного транспорта, осуществляет координацию с дорожными службами и способен стать центром принятия решений при возникновении сложных ситуаций. Специалисты закупили оборудование, активно занимаются разработкой и настройкой программного верхне­уровневого обеспечения. Ситуационный центр поможет создать единую систему, которая объединит разрозненные до этого подсистемы ИТС. Сейчас специалисты уже контролируют движение пригородных и междугородных автобусов в режиме реального времени. В перспективе система будет интегрирована с транспортной системой областного центра. Она дорабатывается и объединяется с другой, которая автоматически предоставляет данные об оплате проезда. Это поможет получать информацию о пассажиропотоках. Такой функционал позволит точнее прогнозировать, какие автобусы нужны на маршрутах и в каком количестве. Кроме того, за два года в Тюменской агломерации модернизированы семь сложных перекрестков. Осенью 2023 года подрядная организация завершила работы на пересечении обхода города Тюмени и улицы Омутинской на выезде из Березняковского микрорайона. На перекрестке установили шесть видеокамер, изображение с которых обрабатывают обученные нейросети. Интеллектуальная система способна проанализировать весь транспортный поток и выдать команду на переключение сигнала светофора. В процессе монтажа оборудования провода с перекрестка убрали под землю. Дополнительно смонтировали систему бесперебойного питания, которая обеспечивает надежную работу контроллеров и способна работать в автономном режиме до восьми часов».

Валерий Кандрин. Фото: Данила Назаров I Столица С

Мир

Понятие интеллектуальной транспортной системы, естественно, появилось не в России. Пионерами ее внедрения являются страны с высоким уровнем автомобилизации и развитой сетью дорог: США и некоторые члены ЕС (в частности, Германия).

Именно в США в 2011 году впервые в мире стали тестировать умный светофор (smarttrafficlights, или intelligenttrafficlights). В рамках программы «Трафик 21» частный университет Карнеги — Меллона экспериментировал в Питтсбурге, внедрив в адаптивную систему дорожного движения умные светофоры на девяти перекрестках. Итоги программы оказались впечатляющими: автомобилисты тратили меньше времени на простой и больше времени на движение, время остановки на светофоре сократилось на 40 %, а общее время в пути также сократилось на 26 %. «Это заметное сокращение времени ожидания и расхода ископаемого топлива привело к прогнозируемому сокращению выбросов автотранспорта на 21 %», — говорилось в сообщении прессы того времени.

Но только есть нюанс: в США и в других развитых странах термином «умный светофор» (smarttrafficlights) обозначают работу автоматических регулировщиков без участия человека-оператора. Вот как это описывается в западной прессе: «Технология функционирует аналогично адаптивной системе дорожного движения (adaptivesignalcontrol), системе волоконно-оптических видеоприемников, которые позволяют диспетчерам отслеживать и изменять сигналы светофора в режиме реального времени для учета ситуационных изменений в схеме движения. Однако в случае умных светофоров серии сигналов передают информацию друг другу, меняя светофоры без участия человека-оператора».

Так что Саранску еще есть к чему стремиться…

Материалы по теме
Закрыть