Понедельник, 27 мая
Транспорт

«За полгода проехал 24 тысячи километров»

Каково это: съездить в отпуск в Абхазию на электромобиле?

Саранский электромобиль «Фольксваген» на фоне памятника «Морякам революции» возле Новороссийска. Фото: Александр

Пока одни говорят о неприспособленности автомобилей на электрической тяге к дальним вояжам, другие просто берут и едут в эти самые дальние вояжи на тех самых электромобилях. Как, например, житель Саранска Александр, который минувшим летом на «Фольксвагене АйДи.4 Кросс» побывал в Новороссийске, а осенью — в Абхазии. Преодолел почти 2 тысячи км в одну сторону и не умер со скуки?! Денис Тюркин, пообщавшийся с владельцем «электрички», расскажет.

В пользовании Александра — Volkswagen ID.4 Crozz. Я уже писал про Volkswagen ID.4 в Саранске, но про модель с приставкой Х. Crozz и Х отличаются незначительно декором и местом производства. Первый делают на совместном предприятии (СП) «Фольксваген» — FAW в провинции Цзилинь в Китае, второй — на СП «Фольксваген» — SAIC в Шанхае. Обе машины пришли в Саранск именно из Китая.

Тот самый велосипед в багажнике. Фото: Александр

Так вот, Volkswagen ID.4 Crozz… У этой машины один электромотор мощностью 150 кВт (201 лошадиная сила) на задней оси и тяговая батарея 84,8 кВт*ч (доступная полезная емкость около 77 кВт*ч). Заявленный китайцами запас хода — 550 км. Александр говорит, что реально в комфортном режиме проезжал максимум 400 км. «Купив электрический «Фольксваген» в апреле, за полгода я проехал на нем 24 тысячи км, — рассказывает владелец. — Покупался он в качестве второй машины в семью, а по факту стал первым. На бензиновом «Киа-Соул» с апреля мы откатали что-то около 1500 км. Давно хотелось попробовать «электричку», есть частный дом в пригороде Саранска с доступом к своей розетке. Почему выбор пал именно на ID.4 Crozz? Адекватные характеристики, адекватная цена, сопоставимая с бензиновыми кроссоверами китайского производства в официальных автосалонах».

Александр понял, что сможет ездить на дальние расстояние на «электричке», в том числе благодаря чату в «Телеграме» таких же владельцев ID.4/ID.6. Пользователи делятся своими достижениями и проблемами, с которыми сталкиваются при эксплуатации машин. Плюс распланировать маршрут помогает приложение 2Chargers. В нем указаны все зарядные станции и типы применяемых разъемов. В реальном времени указано, работает ли станция, с какой скоростью идет зарядка. Тут же можно почитать отзывы пользователей, что тоже важно.

Щиток приборов «Фольксвагена» после спуска от горного озера Рица. Заряд батареи — 49 %, запас хода — 256 км. Фото: Александр

В первую дальнюю поездку Александр отправился этим июлем. Путь он держал в Новороссийск к родственникам. Это почти 1500 км. Самым сложным перегоном был… первый, от Саранска до Тамбова, это ровно 400 км. Дело в том, что на данном отрезке нет никаких зарядных станций, а Александр ввиду отсутствия опыта эксплуатации ID.4 Crozz не понимал, сможет ли он преодолеть указанное расстояние. Понятно, что заявленный запас хода — 550 км. Но это ведь как в том анекдоте про старика на приеме у сексопатолога: «Доктор, мой 100-летний сосед говорит, что может за ночь два раза. А я не могу ни разу!» — «И вы говорите!»

ID.4 Crozz смог. После 400 км на приборной доске было указано, что остаточный запас батареи составляет 10 %. Забегая вперед, скажем, что при возвращении из Абхазии, когда забортная температура составляла плюс 5 градусов, перегон Тамбов — Саранск дался «электричке» тяжелее: батарейный «запас» составил 2 %.

Но вернемся к первому, летнему путешествию. Вместе с Александром в Новороссийск отправились его супруга и складной велосипед. Непонятно, сможет ли существовать без первого владелец электромобиля, но то, что его жизнь станет тяжелее без второго, — это факт, о котором — чуть позже. Итак, зарядка в Тамбове. Как оказалось, 70-киловаттная станция установлена в неудобном месте, в отдалении от точек притяжения. Ведь логика какая: пока ты заряжаешь свою бричку (а это не 3 минуты, чтоб 40 литров бензина в бак плеснуть), ты можешь пройтись по магазинам, или в кафешке посидеть, или в музей заскочить. Ну, кому чего, короче. Зато ценник оказался гуманным: 4 рубля за кВт*ч (чуть меньше, чем стоимость электроэнергии в многоквартирных домах Саранска). Самое большое, что приходилось платить на дальнейшем пути за быстрые зарядки, — 22 рубля за кВт*ч. Это на М4 и в Краснодарском крае.

Тут стоит понимать, что такое «быстрая зарядка». В обычной, домашней сети сила тока будет маленькой, соответственно, процесс «питания» будет длиться долго. Чем выше сила тока — тем выше мощность, тем быстрее все пойдет. «На «быстрых зарядках» до 80 % батарея моего «Фольксвагена» пополняется за 40 минут, — поясняет Александр. — После 80 % до полной зарядки процесс идет еще 20 минут. То есть пополнение запаса до 100 % идет примерно 1 час или 1 час 20 минут».

После Тамбова путь пролегал через Воронеж, это примерно 280 км. Там тоже зарядились, причем не полностью, а до 80 %, чтоб быстрее. Весь оставшийся путь «Фольксваген» заезжал на станции каждые 250–300 км, чтобы был запас и чтобы заряжаться до 80 %. Кстати, в благах цивилизации себе не отказывали, то есть климат-контроль был включен, салон остужался до 21 градуса. С какой скоростью двигались? До Тамбова — на круизе 109 км/ч. По М4 (кстати, владельцы электромобилей освобождены от платы на платных участках) — аналогично либо 129 км/ч на скоростных участках. Причем в экоралли не играли, или, как говорит Александр, «не лифоводили». Выражение это означает езду на скорости около 70 км/ч, что, случается, практикуют владельцы электромобилей «Ниссан-Лиф» с их батареями маленькой емкости.

В место первой ночевки — а это был город Каменск-Шахтинский в Ростовской области, расположенный почти в тысяче км от Саранска, — Александр приехал в 21.00. Его путь от старта занял 16 часов. Следующая ночевка была в Джубге (520 км от Каменск-Шахтинского), где Александр с супругой захотели посмотреть местные достопримечательности и остановиться на день-другой. «В Джубге мне пригодился складной велосипед, лежавший в багажнике, — смеется Александр. — Дело было так. Мне не удалось договориться с администрацией отеля, где мы ночевали, о зарядке «Фольксвагена». Через приложение в смартфоне нашел в Джубге зарядную станцию «Газпрома» с «медленным», но бесплатным портом. Находилась она в 5 км от нашего отеля. И что я придумал… Оставлял машину на заправке, доставал велосипед из багажника и на нем возвращался в отель. Зарядка занимала где-то 10 часов». Побывав в Новороссийске, Александр с супругой без проблем вернулись в Саранск, также заночевав возле Каменск-Шахтинского.

Следующее «длинное» путешествие состоялось в конце сентября — начале октября, когда Александр посетил Абхазию. И туда, и обратно путь протяженностью около 1600 км занял полтора дня с ночевкой. Проблемы возникли в Туапсе. Нет, зарядные станции в этом 60-тысячном городе имеются, даже пять. Дело в том, что парковочные места на них постоянно занимали обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Водители-наглецы, видя нехватку парковочных мест в городе, занимали территорию электромобилей. Физически было невозможно подъехать и зарядиться!

«В Абхазии «быстрых» зарядных станций нет вообще, но это не стало для меня проблемой, — замечает мой собеседник. — Вся страна растянулась всего на 250 км. А батарею я наполнял ночью в гостиницах из обычной розетки, там проблем с этим нет. Когда я не уверен в надежности розетки, из которой буду заряжаться, в настройках «Фольксвагена» выставляю самый минимальный ток — это 8 А, или 1,6 кВт. С такими настройками заряд с 0 до 100 % занимает около 40 часов. Кстати, 1 кВт*ч в Абхазии стоит всего 1,5 рубля».

Занятной оказалась поездка к знаменитому горному озеру Рица. От трассы до достопримечательности — около 40 км. В ходе поездки вверх расход электроэнергии составил почти 28 кВт*ч/100 км, вниз — 0,1 кВт*ч. «28 — много это или мало? — рассуждает Александр. — Давайте считать. Полезная емкость батареи моего «Фольксвагена» составляет 77 кВт*ч. Летом расход равняется примерно 18 кВт*ч. Сейчас, зимой, с теми морозами, что были в Мордовии неделю назад, — расход под 40 кВт*ч. Все идет на обогрев салона и подогрев батареи. Грубо говоря, при минус 7 градусах на улице батарейки хватает на 250 км пробега. При минус 20, наверное, уже на 200 км. Это в комфортном режиме, ни в чем себя не ограничивая: с нормально работающей печкой, с полным салоном, ехать с нормальной скоростью. В дальнейшем я бы хотел машину с батарейкой на 100 кВт*ч, чтобы уверенно проезжать 500 км за раз…»

Материалы по теме
Закрыть